Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс)
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 11 классе "Культура общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения" | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения» для обучающихся 11 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, предусмотренных учебным планом ГБОУ СОШ №539 с углубленным изучением иностранных языков. Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в образовательную структуру.
Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение.
Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок.
Поэтому обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.
Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.
В материалы и тесты централизованного аттестационного тестирования по русскому языку включены задания на определение и устранение ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Работа на уроке не всегда оказывается достаточной для решения этих задач. Поэтому элективный курс открывает возможности для углубления содержания лингвистического образования в становлении личности учащихся.
Главная идея курса русского языка – интенсивное речевое и общекультурное развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе
Программа данного курса берет за основу развитие связной культурной речи учащихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.
Углубляется работа над понятиями «стилистика», «культура речи», «речевые нормы», «текст». В ходе работы над понятием «стилистика» учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных высказываний. Такая работа позволяет приблизить учебную речевую деятельность школьников к речевой практике, сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся.
Опора на понятие «текст» открывает богатые возможности для формирования у школьников умения развивать мысль в тексте, оформлять ее в соответствии с замыслом, демонстрировать свои творческие способности.
Результат работы курса – публичные выступления учащихся, написание сочинений, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.
В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.
Данный курс рассчитан на 34 часа
Цели и задачи курса:
Программа курса «Культура речи» включает в себя дифференцированные материалы, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по русскому языку, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
цели и задачи:
- знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
- уметь выявлять, исправлять и устранять речевые ошибки;
- научить пользоваться справочной литературой
- научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок
- формировать интерес к изучению важной области знаний словесности.
В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть такими знаниями, умениями, навыками:
- знать действующие языковые нормы в разделах словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;
- уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого
потока нужную информацию (слушание);
- уметь вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);
- уметь создавать собственные письменные тексты на разные темы с
использованием необходимых языковых средств (письмо).
- уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ речи, оценивать её с точки зрения правильности;
- уметь пользоваться различными видами справочной литературы
- владеть навыками правильной устной и письменной речи
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: написание изложений различного вида, сочинений, эссе, практических работ.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: конференция, презентация.
Предметные планируемые результаты:
Обучающийся на углубленном уровне научится:
− воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
− рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
− распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
− анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
− комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
− отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; − использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
− иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
− выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
− дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
− проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
− оценивать стилистические ресурсы языка;
− сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
− владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
− создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
− соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
− соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
− соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
− осуществлять речевой самоконтроль;
− совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
− использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
− оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
− понимать роль слова в современном мире;
– понимать принципы коммуникативного сотрудничества и использовать их при определении стратегий речевого поведения;
− уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
− уметь принимать участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
− уметь строить устные учебно-научные сообщения различных видов, писать рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
− владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
− создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
− создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности;
− оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Жанр – это относительно устойчивый в тематическом, композиционном и стилистическом планах высказываний речевых произведений.
Стиль – это исторически сложившийся и социально осознанный результат отбора языковых средств в соответствии с содержанием высказывания аудиторией, местом, временем речи, формой общественного сознания (политика, право наука и искусство) а также сферой бытовых отношений.
Функциональные стили (стиль языка, стиль речи) – разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.
Разговорный стиль используется для повседневного общения, в неофициальной обстановке (беседа, записки, частные письма и т.д.).
Научный стиль используется в официальной обстановке (научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация, реферат).
Официально-деловой стиль используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности (законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, объявления, деловые бумаги).
Публицистический стиль используется в газетах и журналах, выступлениях на радио и телевидении, на митингах, собраниях (статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь).
Стили художественной литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия.
Текст – это словесное устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторой информации содержания и речи, формирующей и выражающей это содержание (категории текста: завершенность, цельность, связность, информативность).
Тема – это предмет, понятие, явление, вопрос, проблемы, которые лежат в основе содержания текста.
Основная мысль – тот главный смысл, который вытекает из всего сообщения. По типу речи различают текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение.
Повествование – рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Повествовательный текст весь в целом, отвечает на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Как? На первый план в повествовании выдвигается развитие действия – сюжет.
Описание – изображение какого-либо явления путем перечисления его признаков.
Рассуждение – тип текста, в котором что-то доказывается, объясняется какое-то положение, мысль.
Композиция текста – построение. В тексте выделяют экспозицию (то, что предшествует началу), завязку, развитие действия, кульминацию (наивысшую точку действия), развязку.
Выразительные средства создания текста – тропы, стилистические фигуры.
Троп- употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет).
Метафора – перенос названия предмета на основании сходства.
Сравнение – сопоставление одного понятия с другим.
Эпитеты – красочные определения, слова, которые художественно определяют предмет или действие.
Стилистические фигуры речи (от латинского figura – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность (анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция).
Инверсия – изменение порядка слов с целью увеличить выразительность речи.
Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
Параллелизм – аналогия, сходство, общность характерных черт; одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих друг за другом предложений.
Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце стиха, строфы, предложения.
Синекдоха – вид метонимии, употребление названия большого в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот.
Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Литература для учащихся
- Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
- Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
- Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
- Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
- Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Литература для учителя
1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
- Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 – 191 с.
- Капинос В.И.работа по развитию речи учащихся в свете совершенствования речевой деятельности // РЯШ в школе -1978 - №4 – с.58-67.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 – с.3-8.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
- Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.
- Панова Е.А., Позднякова А.А. «Справочные материалы по русскому языку» М., АСТ, 2004.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985 – 399 с.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
- написание сочинений-рассуждений;
- редактирование.
Планируемые результаты.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Тематическое планирование
№ Урока | Раздел. Тема урока. | К-во часов |
| Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8 часов). | |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 |
2 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте. | 1 |
3 | Выделение микротем в тексте. | 1 |
4 | Лексические средства организации текста. | 1 |
5 | Морфологические средства организации текста. | 1 |
6 | Синтаксические средства организации текста. | 1 |
7 | Стили речи. | 1 |
8 | Типы речи. | 1 |
| Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов).
| |
9 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | 1 |
10 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. | 1 |
11 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | 1 |
12 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы. | 1 |
13 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | 1 |
14-15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | 1 |
16-17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | 1 |
| Тема 3. Анализ текста. (3 часа).
| |
18 | Содержание исходного текста. | 1 |
19 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | 1 |
20 | Рецензия. Эссе.. | 1 |
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)
| |
21 | Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом. | 1 |
22 | Этапы выполнения задания с развернутым ответом. | 1 |
23 | Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах. | 1 |
24 | Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. | 1 |
25 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. | 1 |
26 | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. | 1 |
27 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | 1 |
28 | Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению. | 1 |
29 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 1 |
30 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 1 |
31 | Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения. | 1 |
32 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 1 |
33,34 | Тренировочные сочинения. | 1 |
Итого | 34часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"
Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Программа внеурочной деятельности для подростков Часы общения
Формирование способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объективной необходимостью.Данная программа включает три раздела:- «Подрос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английская грамматика для общения"
Курс рассчитан для учащихся 7-х классов. Освещает часто встречающиеся грамматические структуры в разговорной речи....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе "Культура общения"...