Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе "Культура общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения" | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения» для обучающихся 8б класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, предусмотренных учебным планом ГБОУ СОШ №539 с углубленным изучением иностранных языков. Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в образовательную структуру. Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам предмета и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей обучающихся. Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения по русскому языку в 8 классе. Она рассчитана на 34 учебных занятия (недельная нагрузка составляет 1 учебный час).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 8 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий (УУД) на основе работы со словом, текстом. Материал программы расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На внеурочных занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста, личностному росту.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ в новой форме. Занимаясь по программе «Культура общения» учащиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения как прозаического, так и поэтического, что позволит им подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе
Программа «Культура общения» является дополнением к основному курсу русского языка, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор художественных и публицистических текстов для осмысления и анализа позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит учащегося в рефлексивную позицию, способствует развитию познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым собственную позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить правильно употреблять слова в речи, анализировать художественный текст, главное - привить любовь к слову, родному русскому языку, потребность узнавать глубже этимологию, лексику, речь. Это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного и культурного человека. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах слова и текста, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Данный курс не предполагает наличия контрольных работ и контрольных материалов.
Содержание программы:
1. Язык и речь (8 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3.Текст и его основные понятия (8 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (12ч.)
Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (3 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов. Аннотирование. Редактирование.
- Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 – 191 с.
- Капинос В.И.работа по развитию речи учащихся в свете совершенствования речевой деятельности // РЯШ в школе -1978 - №4 – с.58-67.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 – с.3-8.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
- Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.
- Панова Е.А., Позднякова А.А. «Справочные материалы по русскому языку» М., АСТ, 2004.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985 – 399 с.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час. | Понятия | Личностные результаты |
Язык и речь (7 ч.) | ||||
1 | Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Язык как знаковая система, обслуживающая сознание. Мыслительный комплекс и слово. Слово и понятие. | 2 ч. | Знаковая система. Мыслительный комплекс. | Получение опыта самостоятельных общественных действий |
2-4 | Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. | 3ч. | Тропы. | Воспитание патриотизма, правильного отношения к ценностям русского народа |
5 | Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества | 1 ч. | Слово: язык и речь. | Воспитание патриотизма, правильного отношения к ценностям русского народа |
6-7 | Монолог. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов. Понятие внутреннего монолога. | 2 ч. | Монолог. Диалог. Полилог. | Умение вести проблемно-ценностную беседу. |
8-9 | Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. | 2 ч. | Переносное значение слова. | Формирование навыков исследования текста. |
10 | Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. | 1 ч. | Слова-предложения. | Умение делать выводы, подводить итоги |
11-12 | Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Как определить микротему. | 2 ч. | Текст. Тема текста. Микротема и абзац. | Умение вести проблемно-ценностную беседу. |
13-14 15-16 | Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Как средства связи предложений помогают создать текст. | 2 ч. 2 ч. | Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. | Умение вести проблемно-ценностную беседу |
17 | Как составить текст, используя определенный вид связи. | 1 ч. | Цепная и параллельная связь. | Формирование навыков исследования текста |
18 | Как интонация и логическое ударение помогают завладеть вниманием слушателей. | 1 ч. | Интонация и логическое ударение. | Получение опыта самостоятельных общественных действий |
Стили речи (12 ч.) | ||||
19-20 | Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. | 2 ч. | Понятие стиля. | Получение опыта самостоятельных общественных действий |
21 22-23 | Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. | 1 ч. 2 ч. | Публицистический стиль. | Формирование навыков исследования текста |
24 | Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. | 1 ч. | Сочинение-рецензия. | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя |
25 | Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. | 1 ч. | Художественный стиль речи. | Формирование навыков исследования текста |
26-27 | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | 2ч | ИВС | Умение оценивать свои достижения и достижения товарищей |
28 | Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. | 1 ч. | Компрессия, способы сжатия текста | Формирование доброжелатель-ности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
29-30 | Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. | 2 ч. | Типы речи | Формирование навыков исследования текста |
Система работы над текстом (3 ч.) | ||||
31-33- 34 | Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического текста. | 2ч. 1ч. | Лингвистический анализ. | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"
Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Программа внеурочной деятельности для подростков Часы общения
Формирование способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объективной необходимостью.Данная программа включает три раздела:- «Подрос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английская грамматика для общения"
Курс рассчитан для учащихся 7-х классов. Освещает часто встречающиеся грамматические структуры в разговорной речи....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 11 классе "Культура общения"...