Программа внеурочной деятельности для подростков Часы общения
рабочая программа по психологии на тему

Зырянова Дарья Сергеевна

Формирование способности личности отвечать требованиям и за­дачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объектив­ной необходимостью.

Данная программа включает три раздела:

- «Подрос­ток и его психосоциальная компетентность»

- «Тренинг по развитию коммуникативных навыков»

- «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей»

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и вы­ражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Часы общения»

Педагог-психолог

СОШ с.Казым Зырянова Д.С.

Срок реализации программы: 1 учебный год

2016 г

Пояснительная записка

Формирование способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объективной необходимостью.

Данная программа включает три раздела:

- «Подросток и его психосоциальная компетентность»

      - «Тренинг по развитию коммуникативных навыков»

- «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей»

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

Задачи:

  1. обеспечение школьника средствами самопознания;
  2. обеспечение представлений подростка о собственной значимости;
  3. развитие внутренней активности учащегося;
  4. развитие социальных и коммуникативных навыков;
  5. развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;
  6. перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь.

Данная программа предназначена для реализации через социально-психологический тренинг и групповые занятия. Так как в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.

В группе участники могут идентифицировать себя с другими. В результате идентификации возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.

В настоящее время в школах отсутствует такой курс, где обучающийся мог бы получить жизненно важные навыки, необходимые для формирования психо - компетентности, следовательно, актуальность этой программы неоспорима.        

Психолого-педагогические средства, используемые в данной программе.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой:

  • лекции;
  • дискуссии;
  • тематические релаксации;
  • самовыражение в рисунках;
  • игры-драматизации;
  • ролевые игры;
  • тренинги;
  • психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

Перед началом занятий с участниками проводится общий разговор и индивидуальные собеседования о целях и задачах проводимого тренинга. Тренинговая группа работает продуктивно, т.к. в ней возникают процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрытая, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых участников на каждом занятии. По количественному составу группа состоит от 8 до 20 человек, 12 – 16 лет.

Продолжительность занятия – 1,5 – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

На начальной стадии обучения участников знакомят с основными принципами тренинга:

  • общение по принципу «здесь и теперь»;
  • принцип персонификации высказываний;
  • принцип акцентирования языка чувств;
  • принцип активности;
  • принцип доверительного общения;
  • принцип конфиденциальности.

На последнем занятии участники обмениваются чувствами, эмоциями, своими переживаниями по поводу происходящего.

Результативность работы.

Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга как средства формирования, развития и коррекции качеств подростка следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития:

  • изменяются показатели психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
  • приобретаются жизненно важные навыки:
  • умение общаться;
  • умение устанавливать межличностные отношения;
  • умение владеть эмоциями;
  • самосознание;
  • умение принимать решения.

Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:

  1. Упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
  2. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
  3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
  4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
  5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
  1. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
  2. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
  3. Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
  4. Рефлексия — подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. «Подросток и его психосоциальная компетентность»

Создание условий для осознания подростком своего «я».

2

Развитие способности оценивать собственное состояние и умение управлять собой.

2

Создание условий для осознания подростками своих желаний, чувств.

2

Развитие умения видеть в людях их разные стороны.

2

Создание условий для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого.

2

Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми.

2

Формирование ответственного отношения к собственному здоровью.

2

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

2

Помощь в осознании себя через других.

2

Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

2

Осознание специфики агрессивных воздействий.

2

Обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия.

2

Осознание специфики неуверенного поведения.

2

Обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.

2

Актуализация опыта переживания конфликта.

2

Осознание роли конфликтов и способов их разрешения.

2

Осознание специфики поведения в конфликте подростков и родителей.

2

Представление об особенностях толерантной и интолерантной личности.

2

Осознание необходимости умения поддерживать другого человека.

2

Раздел 2. «Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков»

Создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

2

Формирование адекватной самооценки.

2

Осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

2

Формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях.

2

Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием.

2

Актуализация знаний, приобретенных на занятиях

2

Раздел 3. «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей»

Формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.

2

Развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.

2

Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.

2

Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества.

2

Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

2

Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.

2

Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

2

Повышение самооценки в достижении целей.

2

Повышение уверенности в достижении жизненных целей.

2

Актуализация знаний, приобретенных на занятиях.

2

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
  2. Баева И. А Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.
  3. Банков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89,2002.
  4. Бирелл Вейсен, Р., Оли, Дж., Эванс, В., Ли,Дж., Спрунгер, Б., Пелаускс, Д. Обучение жизненно важным навыкам в школе. - М.: Вита-Пресс, 1996.
  5. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб., 2002.
  6. ЛейнД., Миллер Э. Детская и подростковая психология. СПб., 2001.Прохватилин, Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Лидере А Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
  8. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Красная площадь, 1996.
  9. Родионов, В. А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  10. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. - М., 2003.
  11. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.
  12. Цукерман, Г. А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английская грамматика для общения"

Курс рассчитан для учащихся 7-х классов. Освещает часто встречающиеся грамматические структуры в разговорной речи....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...

Рабочая программа внеурочной деятельности на 2 часа

Рабочая программа рассчитана на 5-8 класс...