Программа внеурочной деятельности для подростков Часы общения
рабочая программа по психологии на тему
Формирование способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объективной необходимостью.
Данная программа включает три раздела:
- «Подросток и его психосоциальная компетентность»
- «Тренинг по развитию коммуникативных навыков»
- «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей»
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_podrostkov_chasy_obshcheniya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Часы общения»
Педагог-психолог
СОШ с.Казым Зырянова Д.С.
Срок реализации программы: 1 учебный год
2016 г
Пояснительная записка
Формирование способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объективной необходимостью.
Данная программа включает три раздела:
- «Подросток и его психосоциальная компетентность»
- «Тренинг по развитию коммуникативных навыков»
- «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей»
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
Задачи:
- обеспечение школьника средствами самопознания;
- обеспечение представлений подростка о собственной значимости;
- развитие внутренней активности учащегося;
- развитие социальных и коммуникативных навыков;
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;
- перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь.
Данная программа предназначена для реализации через социально-психологический тренинг и групповые занятия. Так как в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.
В группе участники могут идентифицировать себя с другими. В результате идентификации возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.
В настоящее время в школах отсутствует такой курс, где обучающийся мог бы получить жизненно важные навыки, необходимые для формирования психо - компетентности, следовательно, актуальность этой программы неоспорима.
Психолого-педагогические средства, используемые в данной программе.
Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой:
- лекции;
- дискуссии;
- тематические релаксации;
- самовыражение в рисунках;
- игры-драматизации;
- ролевые игры;
- тренинги;
- психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.
Перед началом занятий с участниками проводится общий разговор и индивидуальные собеседования о целях и задачах проводимого тренинга. Тренинговая группа работает продуктивно, т.к. в ней возникают процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрытая, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых участников на каждом занятии. По количественному составу группа состоит от 8 до 20 человек, 12 – 16 лет.
Продолжительность занятия – 1,5 – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
На начальной стадии обучения участников знакомят с основными принципами тренинга:
- общение по принципу «здесь и теперь»;
- принцип персонификации высказываний;
- принцип акцентирования языка чувств;
- принцип активности;
- принцип доверительного общения;
- принцип конфиденциальности.
На последнем занятии участники обмениваются чувствами, эмоциями, своими переживаниями по поводу происходящего.
Результативность работы.
Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга как средства формирования, развития и коррекции качеств подростка следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития:
- изменяются показатели психического благополучия (повышается самооценка и вера в себя);
- приобретаются жизненно важные навыки:
- умение общаться;
- умение устанавливать межличностные отношения;
- умение владеть эмоциями;
- самосознание;
- умение принимать решения.
Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:
- Упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
- Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
- Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
- Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
- Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
- Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
- Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
- Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
- Рефлексия — подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. «Подросток и его психосоциальная компетентность» | ||
Создание условий для осознания подростком своего «я». | 2 | |
Развитие способности оценивать собственное состояние и умение управлять собой. | 2 | |
Создание условий для осознания подростками своих желаний, чувств. | 2 | |
Развитие умения видеть в людях их разные стороны. | 2 | |
Создание условий для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого. | 2 | |
Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми. | 2 | |
Формирование ответственного отношения к собственному здоровью. | 2 | |
Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение. | 2 | |
Помощь в осознании себя через других. | 2 | |
Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. | 2 | |
Осознание специфики агрессивных воздействий. | 2 | |
Обучение способам самоконтроля и реагирования на агрессивные воздействия. | 2 | |
Осознание специфики неуверенного поведения. | 2 | |
Обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности. | 2 | |
Актуализация опыта переживания конфликта. | 2 | |
Осознание роли конфликтов и способов их разрешения. | 2 | |
Осознание специфики поведения в конфликте подростков и родителей. | 2 | |
Представление об особенностях толерантной и интолерантной личности. | 2 | |
Осознание необходимости умения поддерживать другого человека. | 2 | |
Раздел 2. «Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков» | ||
Создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия. | 2 | |
Формирование адекватной самооценки. | 2 | |
Осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях. | 2 | |
Формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях. | 2 | |
Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием. | 2 | |
Актуализация знаний, приобретенных на занятиях | 2 | |
Раздел 3. «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей» | ||
Формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях. | 2 | |
Развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества. | 2 | |
Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе. | 2 | |
Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества. | 2 | |
Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения. | 2 | |
Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград. | 2 | |
Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению. | 2 | |
Повышение самооценки в достижении целей. | 2 | |
Повышение уверенности в достижении жизненных целей. | 2 | |
Актуализация знаний, приобретенных на занятиях. | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
- Баева И. А Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.
- Банков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89,2002.
- Бирелл Вейсен, Р., Оли, Дж., Эванс, В., Ли,Дж., Спрунгер, Б., Пелаускс, Д. Обучение жизненно важным навыкам в школе. - М.: Вита-Пресс, 1996.
- Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб., 2002.
- ЛейнД., Миллер Э. Детская и подростковая психология. СПб., 2001.Прохватилин, Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Лидере А Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
- Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Красная площадь, 1996.
- Родионов, В. А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. - Ярославль: Академия развития, 2001.
- Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. - М., 2003.
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.
- Цукерман, Г. А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)
Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс
Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Английская грамматика для общения"
Курс рассчитан для учащихся 7-х классов. Освещает часто встречающиеся грамматические структуры в разговорной речи....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...
Рабочая программа внеурочной деятельности на 2 часа
Рабочая программа рассчитана на 5-8 класс...