Технологическая карта урока в 8 классе "Неопределенно-личные предложения."
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Данный конспект урока помогает создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопределенно-личных и определенно-личных предложений с обобщенным значением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Неопределенно-личные предложения. | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тема урока: | Неопределенно-личные предложения |
Цель урока: | Научить распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением. |
Тип урока: | усвоение новых знаний |
Форма урока | Комбинированный урок |
Педагогические задачи: | создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопределенно-личных и определенно-личных предложений с обобщенным значением |
Планируемые предметные результаты: | научиться определять неопределенно-личные предложения, отличать их от двусоставных неполных предложений. |
Планируемые результаты | Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы: | отрывок из стихотворения для лингвистической разминки; предложения для сравнительной работы; предложения для самостоятельной работы |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Мотивация к учебной деятельности | Всем, всем – добрый день! Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | ||
II. Актуализация опорных знаний. Зрительный самодиктант. | А) - Ребята, я не случайно начала сегодня урок с этого небольшого стихотворения Не обратили ли Вы внимание, какие предложения я назвала? (Назывное, определенно-личные и двусоставное). Скажите, пожалуйста, что мы сейчас с вами повторим? (Ответы уч-ся). Задание: а) записать номера определенно-личных предложений; б) двусоставных предложений; в)назывных предложений. Фронтально в тетрадях; проверка с устным комментарием. 1. Тихо и сонно в деревне. 2. Скалы продолжают изумлять нас. 3. Не забуду этой встречи. 4. От увядших цветов веет прощанием и покоем. 5. Откройте тетради и запишите. 6. С дождями связано много примет. 7. Вот этот дом! 8. Иду на помощь! 9. Воздух чист и прозрачен. 10. Утренний сон сладок. 11. Уснувшие под снегом деревушки. 12. В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём. 13. Люблю Балтийское море. 14. Его все подробно расспрашивали о поездке. 15. Найдите определенно-личные предложения. 16.Что за морозный день!. Б) Зрительный самодиктант. -На слайде записано четверостишье. Прочитайте его, определите основную мысль, назовите встретившиеся орфограммы и пунктограммы. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.(Ф.И.Тютчев). Слайд 2. - Определите вид этого предложения: односоставное или двусоставное. Докажите. - Конкретизируйте, какое это односоставное предложение (определённо – личное). - Закройте глаза. Я прочту стихотворение, а вы образно представьте себе то, о чём в нём говорится. - Прочитайте ещё раз четверостишие и напишите его по памяти. - Проверьте себя. Кто не сделал ни одной ошибки? | 1. Повторение теоретического материала по темам: «Назывные предложения», «Определенно-личные предложения» 2. Организует фронтальный опрос, зрительный самодиктант, помогающие учащимся провести самодиагностику знаний Выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний по теме «Односоставные предложения», пишут зрительный самодиктант, осуществляют самопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения | Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, базовыми предметными понятиями. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. |
III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Слайд 5. На экране предложение: Котенка забрали еще вчера. - Прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? - Таким образом, у нас возникает затруднение в том, что для продолжения диалога нам необходимы знания. Какие? – Какие предложения называют неопределённо – личными? Какие значения имеют неопределённо – личные предложения? - Сегодня мы с вами проводим исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения». Знание данной темы пригодится вам при сдаче ОГЭ в 9 классе в ходе выполнения задания по нахождению грамматических основ предложения. - Запишите тему урока. «Неопределённо – личные предложения» - Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите в тетради. - Я тоже поставила цели и задачи к уроку: Слайд 7. (Учитель читает цели со слайда своей презентации). - Совпадают ли наши цели? Обсуждение. Обсуждение плана выхода из затруднения: 1. Выясним, какие предложения называются неопределённо – личными. 2. Раскроем особенности неопределённо – личных предложений. 3. Определим значения неопределённо – личных предложений. | Читают предложение и определяют его тип по строению, наличию главных членов Подводит обучающихся к проблеме путём постановки проблемного вопроса Формулируют проблему по данной теме. | Выявление места и причины затруднения Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения неопределённо – личных предложений; -сформулировать тему урока; -обозначить логическую необходимость изучения этой темы |
IV. Практическая деятельность по реализации построенного проекта 1. Работа с теоретическим материалом | - Прочитайте предложения, данные на с. 108 учебника. - Определите, какие предложения двусоставные, какие - односоставные. - В каких предложениях действующее лицо названо, а в каких не названо и мыслится неопределенно? - На с. 108 прочитайте теоретические сведения и скажите, как называют такие односоставные предложения. -Опираясь на теоретические сведения, скажите, чем может быть выражен главный член неопределенно-личного предложения? Чем выражен главный член предложения в вышеприведенных примерах? - Составьте алгоритм определения неопределенно- личного предложения | Читают предложения и сравнивают их. Приходят к выводу, что в первом столбике даны двусоставные предложения, а во втором - односоставные. В двусоставных предложениях действующее лицо названо, а в односоставных нет: неясно, кто выполняет действие. Выводы: В данных предложениях главное – действие. Читают теоретические сведения, выясняют, что такое неопределенно-личные предложения. Доказывают, что данные односоставные предложения являются неопределенно-личными. Реализация построенного проекта | Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют базовыми предметными понятиями, конструктивными способами взаимодействия |
V. Первичное закрепление с комментированием | 1). Выполнение упражнения 190 - Спишите. Подчеркните главные члены предложения; укажите, чем они выражены. Назовите неопределенно-личные предложения. 2).Дополнить пословицы, определить тип предложений. А) От добра……Б) Из песни слов не………В) За двумя зайцами погонишься-……. Г) Соловья баснями не….. | Списывают, подчеркивают главные члены, определяют, чем они выражены. Находят неопределенно-личные предложения. Работают в тетрадях и у доски. | Владеют базовыми предметными понятиями, конструктивными способами взаимодействия |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - А теперь я предлагаю вам выполнить работу по вариантам. Работа с предложениями. Слайд 12. - Вы видите пронумерованные предложения. I вариант – выписывают номера определённо – личных предложений, II вариант – выписывают номера неопределённо- личных предложений. 1)Мне уже принесли кофе.. (н-л) 2) Люблю тебя, Петра творенье! (о-л) 3) Напротив строят новую школу. (н-л) 4) Напишешь -не сотрешь., выпустишь- не поймаешь. (о-л) 5) Книги читай, а дела не забывай.. (о-л) 6)По одежде встречают -по уму провожают. (н-л) Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по слайду | Организует индивидуальную самостоятельную работу обучающихся, работу по вариантам | Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить свое умение применять изученный способ; - развивать умение самостоятельной проверки по эталону |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение? (Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо - личное предложение). 1. Не гляди же с тоской на дорогу. (о-л) 2. Завтра поедем в парк? (о-л) 3. Уже всем все сказали. (н-л) 4. В школе поступок Петра будут обсуждать. (н-л) 5. Гляжу на прошлое с тоской. (о-л) 6. На пруду полощут белье.. (н-л) | Проверяет, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения. | Цель: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | -Итак, подведём итоги нашей работы: - ЧТО нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравился ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Вы напишите, подводя итоги, в строке «Плюс» - положительные моменты, в строке «Минус» - отрицательные моменты, в строке «Интересно» - что вам показалось особенно интересным. 1. Плюс- 2. Минус – 3.Интересно – | Заключительная беседа по вопросам | Цель:- оценить результаты собственной деятельности - сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание |
IX. Домашнее задание: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по теме "Безличные предложения" 8 класс
Технологическая карта урока - достаточно новое явление в арсенале учителя -гуманитария. Она (карта) представляет "обобщенный сценарий урока", что позволяет реализовывать личностно-ориентированный подх...
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".
Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...
Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».
Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных резуль...
Технологическая карта урока "Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями"
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями (УМК под ред. Шмелёва)...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».
Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....
Технологическая карта урока. Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения
Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения...
Технологическая карта урока русского языка «Сложное предложение» 5 класс
Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием материала по краеведению...