Технологическая карта урока в 8 классе "Неопределенно-личные предложения."
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Засеева Инна Ахсарбековна

 Данный конспект урока помогает создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопределенно-личных и определенно-личных предложений с обобщенным значением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

            Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема урока:

Неопределенно-личные предложения

Цель урока:

Научить распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения, разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением.

Тип урока:

усвоение новых знаний

Форма урока

Комбинированный урок

Педагогические задачи:

создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопределенно-личных и определенно-личных предложений с обобщенным значением

Планируемые предметные результаты:

научиться определять неопределенно-личные предложения, отличать их от двусоставных неполных предложений.

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы:

отрывок из стихотворения для лингвистической разминки; предложения для сравнительной работы; предложения для самостоятельной работы

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности

Всем, всем – добрый день!

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

II. Актуализация

опорных знаний.

Зрительный самодиктант.

А) - Ребята, я не случайно начала сегодня урок с этого небольшого стихотворения

Не обратили ли Вы внимание, какие предложения я назвала?

(Назывное, определенно-личные и двусоставное).

Скажите, пожалуйста, что мы сейчас с вами повторим?

(Ответы уч-ся). 

Задание: а)  записать номера определенно-личных предложений; б) двусоставных предложений; в)назывных предложений.

Фронтально в тетрадях; проверка с устным комментарием.

1. Тихо и сонно в деревне.

2. Скалы продолжают изумлять нас.

3. Не забуду этой встречи.

4. От увядших цветов веет прощанием и покоем.

5. Откройте тетради и запишите.

6. С дождями связано много примет.

7. Вот этот дом!

8. Иду на помощь!

9. Воздух чист и прозрачен.

10. Утренний сон сладок.

11. Уснувшие под снегом деревушки.

12. В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

13. Люблю Балтийское море.

14. Его все подробно расспрашивали о поездке.

15. Найдите определенно-личные предложения. 

16.Что за морозный день!.

 Б) Зрительный самодиктант.

-На слайде записано четверостишье. Прочитайте его, определите основную мысль, назовите встретившиеся орфограммы и пунктограммы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.(Ф.И.Тютчев).

Слайд 2.

- Определите вид этого предложения: односоставное или двусоставное. Докажите.

- Конкретизируйте, какое это односоставное предложение (определённо – личное).

- Закройте глаза. Я прочту стихотворение, а вы образно представьте себе то, о чём в нём говорится.

- Прочитайте ещё раз четверостишие и напишите его по памяти.

- Проверьте себя. Кто не сделал ни одной ошибки?

1. Повторение теоретического материала по темам: «Назывные предложения», «Определенно-личные предложения»

2. Организует фронтальный опрос, зрительный самодиктант, помогающие учащимся провести самодиагностику знаний

Выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний по теме «Односоставные предложения», пишут зрительный самодиктант, осуществляют самопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные

утверждения

Владеют способами

конструктивного

взаимодействия со

сверстниками и взрослыми,

базовыми предметными

понятиями. Формулируют

ответы на поставленные

учителем вопросы.

Высказывают и

аргументируют свою точку

зрения на обсуждаемую

проблему. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 5. На экране предложение:

Котенка забрали еще вчера.

- Прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно?

- Таким образом, у нас возникает затруднение в том, что для продолжения диалога нам необходимы знания. Какие? – Какие предложения называют неопределённо – личными? Какие значения имеют неопределённо – личные предложения?

- Сегодня мы с вами проводим исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения». Знание данной темы пригодится вам при сдаче ОГЭ в 9 классе в ходе выполнения задания по нахождению грамматических основ предложения. - Запишите тему урока. «Неопределённо – личные предложения»

- Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите в тетради.

- Я тоже поставила цели и задачи к уроку:

Слайд 7. (Учитель читает цели со слайда своей презентации).

- Совпадают ли наши цели? Обсуждение.

Обсуждение плана выхода из затруднения:

1. Выясним, какие предложения называются неопределённо – личными.

2. Раскроем особенности неопределённо – личных предложений.

3. Определим значения неопределённо – личных предложений.

Читают предложение и определяют его тип по строению, наличию главных членов

Подводит обучающихся к проблеме путём постановки проблемного вопроса

Формулируют проблему по данной теме.

Выявление места и причины затруднения

Цель:

-организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения неопределённо – личных предложений;

-сформулировать тему урока;

-обозначить логическую необходимость изучения этой темы

IV. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

1. Работа с

теоретическим

материалом

- Прочитайте предложения, данные на с. 108 учебника.

- Определите, какие предложения двусоставные, какие - односоставные.

- В каких предложениях действующее лицо названо, а в каких не названо и мыслится неопределенно?

- На с. 108 прочитайте теоретические сведения и скажите, как называют такие односоставные предложения.

-Опираясь на теоретические сведения, скажите, чем может быть выражен главный член неопределенно-личного предложения? Чем

выражен главный член предложения в вышеприведенных

примерах?

- Составьте алгоритм определения неопределенно- личного предложения

Читают предложения и

сравнивают их. Приходят к

выводу, что в первом столбике

даны двусоставные

предложения, а во втором -

односоставные.

В двусоставных предложениях действующее лицо названо, а в

односоставных нет: неясно, кто

выполняет действие.

Выводы: В данных предложениях главное – действие.

Читают теоретические сведения, выясняют, что такое неопределенно-личные предложения. Доказывают, что

данные односоставные

предложения являются неопределенно-личными.

Реализация построенного проекта

Владеют базовыми

предметными понятиями,

способами

конструктивного

взаимодействия со

сверстниками и учителем. Формулируют ответы на

поставленные учителем

вопросы. Извлекают

необходимую информацию

из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя.

Владеют базовыми

предметными понятиями,

конструктивными

способами взаимодействия

V. Первичное закрепление с комментированием

1). Выполнение упражнения 190

- Спишите. Подчеркните главные члены предложения; укажите,

чем они выражены. Назовите неопределенно-личные предложения.

2).Дополнить пословицы, определить тип предложений.

А) От добра……Б) Из песни слов не………В) За двумя зайцами погонишься-……. Г) Соловья баснями не…..

Списывают, подчеркивают

главные члены, определяют,

чем они выражены. Находят

неопределенно-личные

предложения. Работают в тетрадях и у доски.

Владеют базовыми

предметными понятиями,

конструктивными

способами взаимодействия

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь я предлагаю вам выполнить работу по вариантам.

Работа с предложениями.

Слайд 12.

- Вы видите пронумерованные предложения.

I вариант – выписывают номера определённо – личных предложений,

II вариант – выписывают номера неопределённо- личных предложений.

1)Мне уже принесли кофе.. (н-л)

2) Люблю тебя, Петра творенье! (о-л)

3) Напротив строят новую школу. (н-л)

4) Напишешь -не сотрешь., выпустишь- не поймаешь. (о-л)

5) Книги читай, а дела не забывай.. (о-л)

6)По одежде встречают -по уму провожают. (н-л)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по слайду

Организует индивидуальную самостоятельную работу обучающихся, работу по вариантам

Цель:

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить свое умение применять изученный способ;

- развивать умение самостоятельной проверки по эталону

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение? (Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо - личное предложение).

1. Не гляди же с тоской на дорогу. (о-л)

2. Завтра поедем в парк? (о-л)

3. Уже всем все сказали. (н-л)

4. В школе поступок Петра будут обсуждать. (н-л)

5. Гляжу на прошлое с тоской. (о-л)

6. На пруду полощут белье.. (н-л)

Проверяет, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения.

Цель: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

-Итак, подведём итоги нашей работы:

- ЧТО нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравился ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Вы напишите, подводя итоги, в строке «Плюс» - положительные моменты, в строке «Минус» - отрицательные моменты, в строке «Интересно» - что вам показалось особенно интересным.

1. Плюс-

2. Минус –

3.Интересно –

Заключительная беседа по вопросам

Цель:- оценить результаты собственной деятельности - сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание

IX. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме "Безличные предложения" 8 класс

Технологическая карта урока - достаточно новое явление в арсенале учителя -гуманитария. Она (карта) представляет "обобщенный сценарий урока", что позволяет реализовывать личностно-ориентированный подх...

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".

Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...

Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных резуль...

Технологическая карта урока "Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями"

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями (УМК под ред. Шмелёва)...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Технологическая карта урока русского языка «Сложное предложение» 5 класс

Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием материала по краеведению...