технологическая карта урока по теме "Безличные предложения" 8 класс
материал по русскому языку (8 класс) на тему

Полковникова Елена Валентиновна

Технологическая карта урока - достаточно новое явление в арсенале учителя -гуманитария. Она (карта) представляет "обобщенный сценарий урока", что позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость  реализации  в  образовательном  процессе  системно-деятельностного  и личностно-ориентированного подхода  требует  от  учителя  детальной , чёткой фиксации  субъект-субъектных  норм  взаимодействия  его участников.  Эти  взаимодействия  может отразить  технологическая карта  урока  -  «обобщённо-графическое  выражение  сценария  урока, основ  его проектирования, средство  представления  индивидуальных  методов  урока» (И.М. Логинова).        

                                                                                                Технологическая  карта  урока  русского  языка  в  8  классе.

Учитель: Полковникова Елена Валентиновна

Класс: 8

Тип урока: урок изучения нового материала

№ урока по расписанию - 36

Основная технология: системно-деятельностный  подход,  предполагающий  включение  учеников  в  самостоятельную  учебную  деятельность.

Тема урока: Безличные предложения

Шестой урок по теме «Односоставные предложения»

Цель урока: формирование  понятия  безличного  предложения.

Задачи: организовать на  уроке  образовательное  пространство,  работающее  на  результаты:

  1. предметные : познакомить  обучающихся  с понятием  «безличные  предложения»,  помочь  уч-ся определить  способ  отличия  безличных  предложений  от  других  односоставных  по  значению, по  способу  выражения  сказуемого, по  структурным  особенностям; выявить  способы  выражения сказуемого в  безличных  предложениях; определить  роль  безличных  предложений  в  тексте;
  2. метапредметные:  побуждать  обучающихся  применять  для  решения  учебных  задач  урока мыслительные  операции :  синтез,  анализ,  сравнение, устанавливать  причинно-следственные  связи, делать  обобщения  и  выводы; выполнять учебно-познавательные  действия  в  материализованной  и  умственной  форме( познавательные  УУД).Помочь  обучающимся  сформулировать  цель  деятельности  на  уроке  и  составить  план  -  последовательность  действий  решения  учебной  задачи,  побуждать  обучающихся  корректировать  и  оценивать  свои  действия,  использовать  волевую  саморегуляцию (регулятивные  УУД).  Вступление обучающихся  в  учебный  диалог  с  учителем,  с  одноклассниками, выдвижение  версии, выражение  собственной  мысли(коммуникативные  УУД).
  3. Личностные:  воспитание  умения  преодолевать  трудности,  применив  волевые  усилия; воспитание  стремления  трудиться.

                               Предложить  ученикам  использование  полученного  предметного  знания    в  личных   целях,  например,  в                                                                      

                                     решении  учебных  задач  на  ОГЭ

Этап урока

           Время

Деятельность учителя

 Содержание учебного     материала

Деятельность учащихся

УУД

ФОУД

1. Организационный

1 мин.

2. Актуализация знаний и  фиксация  затруднений  в  деятельности

10 мин.

Организация

пространства класса

для работы групп.

Важная задача –

настроить детей на

работу, определить

эмоционально-

волевое состояние

детей перед

изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.Например,начать разговор о том, какая погода на улице, какое настроение – выслушивает ответы уч-ся.Девиз дня – «У природы нет плохой погоды»

-

  Предлагает  текст,  записанный  на  доске  (предложения  пронумерованы)

(1)Какое  сырое  утро! (2)За  окном  мутно.(3)Каплет  с  крыши. (4)Окна  залеплены  серым  снегом.  (5)Он сползает  по  стеклу, лепится  к  рамам,  набухает.

(6)Как  болят  кости! (7)Но  надо  вставать  и  работать. (8)Наступило  утро. (9)  В  деревне  уже  выходят  на  работу. (10)И  мне  надо  работать.  (11) Но  как  мне  нездоровится!  (12)Полежу  ещё чуть-чуть.

(13)Всё  то  же сырое утро…(В.Астафьев)

Вопросы  к тексту: в каком  стиле  написан  текст?  О  чём  этот  текст?  Какова  основная  мысль  текста?  Какая  часть  речи  наиболее   часто  употребляется? Почему  такое  обилие  глаголов?  

Задание: дать  характеристику  каждому  предложению с  точки  зрения  структуры  грамматической  основы,  определить  вид  односоставных предложений.  Если  Вид  предложения  определить  трудно  -  ставить  знак  вопроса(?).

Объясните выделенные орфограммы

Подготовка рабочего места

Выполняют  задание, тренирующее   способы  определения  вида  предложения, по группам. Производят  мыслительные  операции. При  возникновении  затруднении  обращаются  к  учебнику – параграфам 30 – 34. (но  отмечают  про  себя  это)

По окончании  работы  производят самоконтроль,  сверяясь  с  ключом  учителя.

(1, 2,3,7,9,10,11,12, 13)

Участвуют  в  обсуждении: кто  умеет  отличать  односоставные  предложения  от  двусоставных, кто  правильно  определил  вид  всех  односоставных  предложений, предложения  какого  вида  определить  было  трудно? Почему?  Что  надо  сделать,  чтобы не  было  ошибок?  

Личностные: саморегуляция

Коммуникативные:  вступление  в  диалог  с  учителем  по  ситуации организационного момента.

Познавательные:  выполнение  учебных  действий  в  материальной  и  умственной  форме, применение  мыслительных  операций.

Результативные: контроль  и  выявления  своих  отклонений  от  знаний.

Коммуникативные:  Осуществление  совместной  деятельности  с  учётом  учебно-познавательных  задач,  вступление  в  учебный  диалог  с  учителем  и  одноклассниками.

3. Постановка проблемы, темы и цели урока

4 мин.

Учитель организует  первичное микроисследование   полученных  результатов.  Примерные  вопросы:

Чем  схожи  увиденные  вами  в тексте  определённо-личные  и  неопределённо-личные  предложения?  Что  характерно также  для  тех  предложений,  вид  которых  вы  затруднились  определить?  Учитель  подводит  класс к  тому,  что  это  тоже  односоставные  предложения и  сообщают  они  о таком  состоянии,  которое  не  может  быть  приписано  лицу,  выраженному подлежащим.

-Можно  ли  в  этих  предложениях  ответить  на  вопрос  «кто»  формой  именительного  падежа? Можно  ли точно  сказать, кто  производит  действия,  кто  испытывает  состояние  природы? ( и  др.).Какова  роль  таких  предложений  в  тексте?(  определяем,  что  вносится  оттенок  стихийности,  используются  для  описания  пейзажа,  обстановки,  чувств  человека,  а  повествованию  придаётся  лиричность,  лаконичность,  выразительность).

Как мы будем называть такой тип односоставных предложений?

Безличные(???)

Анализируют  данные  исследования текста.

Понимают,  что  есть  ещё  вид  односоставных  предложений,  им  неизвестный  .

Пытаются  дать  названия  таким  предложениям,  используя  аналогию  с  названиями «Определённо-личные», «неопределённо-личные  предложения»,  выдвигают  версии  названий, обосновывая  их. Удивляются, что  есть  такие  предложения,  в  которых  затруднительно  определить  лицо,  совершающее   действие

Ставят  перед  собой  задачу,  определив  зону  своего  знания  и  незнания.

Формулируют  тему  урока.

Составляют  план  работы  , связанный  с  предметными  знаниями  и  умениями, понимая, что  есть  некое  затруднение,  которое  им  следует  преодолеть.

 Этот  план  перефразируется  в  задачи  урока:  научиться    видеть безличные  предложения  в  тексте,  отличать  их  от  других  односоставных,  понять , зачем  употребляются  в  речи,  узнать  способы  выражения главного  члена  в  безличных  предложениях

Фронтальная

Познавательные: умение  слушать, анализировать,  извлекать  информацию, устанавливать  причинно-следственные  связи.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение  слушать других  и  выражать  собственную  мысль, оценивать, комментировать   точку  зрения  другого  человека.

4.Построение  проекта – выхода  из    затруднения – освоение нового материала

4 мин.

Учитель  продолжает  микроисследование предложений,  вид  которых  ученикам  неизвестен. --Можно  ли  в  этих  предложениях  ответить  на  вопрос  «кто»  формой  именительного  падежа? Можно  ли точно  сказать, кто  производит  действия,  кто  испытывает  состояние  природы? ( и  др.)

.

Используют  алгоритм - способ  действия,  при  помощи  которого можно   определить, что  предложение – безличное.  

Алгоритм  указан в параграфе №35 в задании для наблюдений – стр.94

-внимательно  читаем  предложение;

-находим  грамматическую  основу;

-определяем,  двусоставное  или  односоставное  предложение( если  двусоставное ,оно  не   безличное-  анализ  прекращаем)

- если  односоставное,   пытаемся  вставить  в  предложение  подлежащее(нельзя  использовать  местоимения  он,  оно, она)

-Не  получается?  Это  безличное  предложение!  

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: планирование,прогнозирование,  волевая  саморегуляция.

Познавательные: моделирование,логическое  решениепроблемы,  построение  логической  цепочки  рассуждения, доказательств,выдвижение   гипотез  и  их  обоснование.

Коммуникативные: Речевое  сотрудничество  во  время  совместной  деятельности,  владение  культурой  аргументации.

5. Первичное

Закрепление нового материала

9 мин.

Устанавливает  осознанность  восприятия,  производит  первичное  закрепление, выявляя  способы  выражения  сказуемого  в безличных  предложениях (по материалу для наблюдений параграф №39

(1)Зимой рано смеркается. – безличный глагол

(2) После четырех часов совсем темнеет. – личный глагол в безличном значении.

(3)В темноте ничего не разглядеть. – Неопределенная форма глагола.

(4)В подъезде пока еще слабо освещено. – Краткое страдательное причастие в форме среднего рода.

(5)Снега нет.- Неизменяемой  глагольной  формой «нет».

6)Рядом ни души. – Существительное в родительном падеже с НЕ и НИ

  Смотрят  информацию  в  учебнике,  сравнивают  с  уже  полученным  знанием.

Решают  типовые  учебные  задачи  с  проговариванием  алгоритма  способа  действия.

Групповая

Регулятивные: Самоконтроль,   коррекция,Выявление  и  осознание того,  что  уже освоено  и  того, что  ещё подлежит  освоению.

Коммуникативные:  вступление  в  учебный диалог  с  учителем.

Познавательные :выполнение  учебно-познавательных  действий  с  применением  мыслительных  операций.

6. Самостоятельная  работа –самопроверка

9 мин.

Учитель  организует  деятельность  по  применению  новых  знаний  самостоятельно.  Предлагается  из  данных  предложений  выбрать  безличные  и  указать  ,  чем  выражено  сказуемое в  безличном  предложении по тексту упр.№199

Работа с текстом

Стихотворение  И.С.Никитина

Гром затих. Умчались тучи.

Бурю ветром унесло.

Снова блещ..т полдень жгучий.

В небе ясно и светло!

Хорошо нам здесь на воле

И так дышится легко!

Посмотри, как это поле

Разостлалось широко.

В той д..ли голубоватой

Осл..пле(н, нн)ый тон..т взор.

Так и тян..т нас куда(то)

В тот заманчивый простор!

 

Работают самостоятельно, сверяясь  пошагово  с  ранее  составленным    способом  действия,  осуществляют  самопроверку,  сверяясь  с  ключом  учителя.

Смотрят  на  лист  самооценки,  считают ,сколько  правильных  результатов,  оценивают  себя.

1. Прочитайте стихотворение.

2. Что хотел выразить поэт в этом стихотворении?  

3. Как вы думаете, какими художественными средствами поэт «рисует» картину грозы?

4. Какие слова указывают на это?

 

5. Какие бы вы использовали краски, если бы рисовали

картину? Какие слова передают краски?

6. Подчеркните грамматическую основу каждого

предложения.

7..Есть ли среди этих предложений односоставные

безличные предложения, которые описывают состояние

природы?

8.Каким способом выражено сказуемое в односоставных

безличных предложениях ?

9Применяя орфографический алгоритм,расставьте пропущенные орфограммы, объясните графически

Выполняют задание творческого характера:

-перестраивают предложения с двумя главными членами в односоставные безличные – упр.201;

-упр. 200  - миниатюра с использованием безличных предложений: составить  текст  о состоянии  природы,  используя  безличные  предложения.

-.

Регулятивные:самоконтроль,  коррекция,  выделение  и  осознание  того,что  уже  освоено  и  что  ещё подлежит  усвоению,  осознание  качества  и  уровня  усвоения.

Познавательные: понимать  информацию, представленную  в  виде  алгоритма;  умение  устанавливать  причинно-следственные  связи.

7.  Рефлексия

Подведение

итогов урока

2 -3 мин.

Предлагает  вопросы:

-что  я  научился  делать

-как  я  научился  это  делать

-зачем  я  научился  это  делать

-что  было  трудно  делать

-на  что  обращу  внимание  при подготовке  дом.задания  к  следующему  уроку?

Организует работу, побуждает к высказыванию

собственного мнения.

 

«Мне радостно, интересно, весело думать о нашей новой

встрече».

Какое предложение я придумала в заключение урока?

(безличное)

 

 

Выставление оценок за урок.

Оценивают  свою  деятельность  на  всех  этапах  урока, формулируют  сведения  о  себе  как  об  ученике  и «удерживают»   добытые предметные  и  личностные    знания  в  памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от  тезисом или афоризмом.

 

Отвечают  на вопрос учителя.

( Мне понравилось.//Было интересно..)

Познавательные:  применение  мыслительных  операций  анализа  и  сравнения.

Регулятивные:  самооценка.

Домашнее  задание 

На  выбор:

-выполнить  понравившееся  упр.  из  учебника (п.№39 «Безличные  предложения»)№№ 203 - 205

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...