Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема | Правописание корней -раст-, - ращ-, -рос- |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока | Сформировать умение видеть чередование в гласных и согласных в корнях слов; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка. |
Планируемые результаты (УУД) |
Предметные: Знать о чередовании гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-.; слова-исключения из правила. Научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, аргументировать свой выбор. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками, что к словам данной орфограммы нельзя подобрать проверочное слово. Пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Чередование, корень. |
Решаемые проблемы | Выбор гласной в корне с чередованием, его обоснование. |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить орфограмму; - научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной; - пользоваться толковым словарем. |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, парах, индивидуальная работа. |
Оборудование | Презентация, компьютер, проектор. Бумажные: приложения, учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь. |
Технологии | Технология проблемного обучения, игровая, тестовая, здоровьесберегающая. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат деятельности | Оборудование |
Организационный момент Актуализация знаний | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Начинается урок. Игра "Составь слово": - в слове наговорить выделите приставку - в слове слагала-корень - в слове писать-суффикс - в слове решил- суффикс глагола прошедшего времени - в слове понимала-окончание (Составленное слово-налагала) -Составленное слово с корнем, который мы изучали на предыдущем уроке. -Что такое корни с чередованием? - Когда в корнях -лаг- лож- пишется буква А, а когда О? - Можно ли подобные слова проверять ударением? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Задают вопросы учителю, следят за правильностью ответов, отвечают на вопросы. | Концентрируют внимание; настраиваются на продуктивную работу | Приложение |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне и несколько слов на новое правило). Л..сной, тр...па, б..жать, тр..ва, сн..пы, выр..сли, позар..стали, выр..щенный, р..стет, р..сла. | Формулируют ответы на вопросы учителя. Находят и записывают слова с изученными орфограммами: проверяемая безударная гласная и чередование гласной в корне. | Распознают изученную орфограмму; видят проблему; озвучивают предположения. |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Проверяем написанное (самопроверка). А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы: – Какое было задание? (вставить пропущенную букву) – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне) – Все слова смогли проверить? (нет) – Почему? (правило не подошло) -Почему так получилось? -Что нам нужно сделать? | Отвечают на вопросы учителя. | Высказывают предположения; готовятся к активной познавательной деятельности. | Слайд №1 |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –раст-, -ращ-, -рос-) -Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. -Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование) РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень. О А Выросла растет Росли выращенный -Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.) Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? |
Обучающиеся обсуждают ситуацию. Обучающиеся формулируют тему урока. Высказывают предположения. | Оформляют рабочие тетради; выявляют места и причины затруднений; работают с учебником; делают выводы. | Слайд №2 Работа с учебником |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. -Давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Проговаривают шаги алгоритма). -В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ? (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) СТ А О С Щ А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ». Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Но, как вы знаете, в большинстве правил содержатся исключения – когда правописание некоторых слов не подчиняется выведенным правилам. Эти исключения прочитайте на доске. Прочитайте их вслух: Раст / рос: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль. -Значение каких слов вам не совсем понятны? Словарно-орфографическая работа. -Где можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. -Каково лексическое значение слова «ростовщик»? (Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова) Ростовщик – это человек, который дает деньги в рост в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. | Составление обучающимися плана действий. Работают с толковым словарём. | Составляют алгоритм работы с правилом; работают со словарём; оформляют словарик школьника; делают выводы. | Слайд №3 Толковый словарь |
5. Реализация построенного проекта | - А теперь давайте вернемся к словам: выр..сли, позар..стали, выр..щенный, р..стет, р..сла и расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-. | Делают вывод. Анализируют, сопоставляют и обобщают. | Делают вывод. | Слайд №4 |
Физкультминутка | Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку. 2. Если корень- главная значимая часть слова, то поверните голову вправо-влево 2 раза + 3. Если правописание гласной в корне –лаг- - -лож- зависит от последующей буквы, то поднимите руки вверх и встаньте на носочки + 4. Если в слове роскошь есть корень с чередованием, то подпрыгните. – 5. Если в слове заросли в корне пишется буква о, садитесь + | Выполняют упражнения. | Выполняют упражнения. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Объясните правописание гласной О – А в корне слова. Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик. | Обучащиеся работают в парах. | Работают в парах; выявляют пробелы. | Слайд №5 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Слова для справок: выр…сти, р…стительность, выр…сти, разр….сшийся, зар…сли, р…стения | Проверяя упражнение, обучающиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. | Самостоятельно работают над поставленной задачей; адекватно оценивают свой результат; осуществляют самопроверку. | Приложение |
8. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить Работа с перфокартой. 1 Выр..стили
| Заполняют перфокарты, работают в группах | Работают в группах, оценивают работу членов группы | Приложение |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. - Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | Подводят итоги деятельности | Открытость обучающихся |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Составить диктант для работы с перфокартами или выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст-, -ращ- ,-рос- . | Записывают задание. | Записывают задания | Слайд №6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....