Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Максимова Наталья Родионовна
Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 5 классе26.21 КБ

Предварительный просмотр:

                    Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема

Правописание корней -раст-, - ращ-, -рос-

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Цель урока

Сформировать умение видеть чередование в гласных и согласных в корнях слов;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Планируемые результаты (УУД)

                           

 Предметные:

 Знать  о чередовании гласных а-о в корнях –лаг- - -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-.; слова-исключения из правила.

 Научиться выбирать   гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-, аргументировать свой выбор.

 Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками, что к словам данной орфограммы нельзя подобрать проверочное слово.

 Пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:       

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.  

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.    

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень.

Решаемые проблемы

Выбор гласной в корне с чередованием, его обоснование.

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной;

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, парах, индивидуальная работа.

Оборудование

 Презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: приложения, учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь.

Технологии

 Технология проблемного обучения, игровая, тестовая, здоровьесберегающая.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат деятельности

Оборудование

Организационный момент 

Актуализация знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                             Здравствуйте, ребята!                                                                                                                              

Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем грамотно писать, 
На вопросы отвечать.

Игра "Составь слово":

- в слове наговорить  выделите приставку

- в слове слагала-корень

- в слове писать-суффикс

- в слове решил- суффикс глагола прошедшего времени

- в слове понимала-окончание

(Составленное слово-налагала)

  -Составленное слово с корнем, который мы изучали на предыдущем уроке.  

-Что такое корни с чередованием?

- Когда в корнях -лаг- лож- пишется буква А, а когда О?

- Можно ли подобные слова проверять ударением?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Задают вопросы учителю, следят за правильностью ответов, отвечают на вопросы.

Концентрируют внимание;

настраиваются на продуктивную работу

Приложение

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.                                                              

 Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне и несколько слов  на новое правило).

Л..сной, тр...па, б..жать, тр..ва, сн..пы, выр..сли, позар..стали, выр..щенный, р..стет, р..сла.                

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Находят и записывают слова с изученными орфограммами: проверяемая безударная гласная и чередование гласной в корне.

Распознают изученную орфограмму;

видят проблему;

озвучивают предположения.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверяем написанное (самопроверка). А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:

– Какое было задание? (вставить пропущенную букву)

– Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)

– Все слова смогли проверить? (нет)

– Почему? (правило не подошло) 

-Почему так получилось?

-Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения;

готовятся к активной познавательной деятельности.

Слайд №1

3. Выявление  места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях –раст-, -ращ-, -рос-) 

-Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая?

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень.

-Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

РАСТЕТ   ВЫРОСЛА   ВРАЩЕНИЕ   РОСКОШЬ   РАСТВОР    ВЫРАЩЕННЫЙ   РОСЛИ

Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень.

О                                                А

Выросла                                        растет

     Росли                                      выращенный

 -Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы?

         

Обучающиеся обсуждают ситуацию.

Обучающиеся  формулируют тему урока.

Высказывают предположения.

Оформляют рабочие тетради;

выявляют места и причины затруднений;

 работают с учебником;

делают выводы.

Слайд №2

Работа с учебником

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

-Давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Проговаривают  шаги алгоритма).  

 -В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ? (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)

               СТ          

А                          О               С

                Щ        

А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ».

Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило.

Но, как вы знаете, в большинстве правил содержатся исключения – когда правописание некоторых слов не подчиняется выведенным правилам. Эти исключения прочитайте на доске. Прочитайте их вслух:

Раст / рос: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

-Значение каких слов вам не совсем понятны?

Словарно-орфографическая работа.

-Где можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю.

-Каково лексическое значение слова «ростовщик»? (Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова)

Ростовщик – это  человек, который дает деньги в рост в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Составление обучающимися плана действий.

Работают с толковым словарём.

Составляют алгоритм работы с правилом;

работают со словарём;

оформляют словарик школьника;

делают выводы.

Слайд №3

Толковый словарь

5. Реализация построенного проекта

- А теперь давайте вернемся к словам: выр..сли, позар..стали, выр..щенный, р..стет, р..сла  и  расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

 Делают  вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Делают вывод.

Слайд №4

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если слово росток является исключением из правила, то встаньте +

2. Если корень- главная значимая часть слова, то поверните голову вправо-влево 2 раза +

3. Если правописание гласной в корне –лаг- - -лож- зависит от последующей буквы, то поднимите руки вверх и встаньте на носочки +

4. Если в слове роскошь есть корень с чередованием, то подпрыгните. –

5. Если в слове заросли в корне пишется буква о, садитесь +

Выполняют упражнения.

Выполняют упражнения.

6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Объясните правописание гласной О – А в корне слова.

      Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.

Обучащиеся работают в парах.

Работают в парах;

выявляют пробелы.

Слайд №5

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Нева.
  2. Эти места удивляют богатой _______________.
  3. Быстро ___________ на берегу палатки.
  4. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
  5. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Слова для справок: выр…сти,  р…стительность,  выр…сти,   разр….сшийся, зар…сли, р…стения

Проверяя упражнение, обучающиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

Самостоятельно работают над поставленной задачей;

адекватно оценивают свой результат;

осуществляют самопроверку.

Приложение

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Работа с перфокартой.

1 Выр..стили 
2 Подр..сли 
3 Отр..сль 
5 Взр..щённый 
5 Р..стки 
6 Разр..статься 
7 Пор..сль 
8 Вр..сли
 

                                                           

Заполняют перфокарты, работают в группах

Работают в группах,

оценивают работу членов группы

Приложение

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

- Какие цели мы ставили на уроке?

-  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

 - Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

                                                               

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Подводят итоги деятельности

Открытость обучающихся

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Составить диктант для работы с перфокартами или

 выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях   -раст-,   -ращ- ,-рос- .

Записывают задание.

Записывают задания

Слайд №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...