Технологическая карта урока русского языка в 9 классе.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Панова Светлана Владимировна

Технологическая карта урока в 9 классе с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Панова Светлана Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 5-8 классах

 Тема урока: Стили речи.

Цели урока:

Обучающие:

  • Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
  • Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

Развивающие:

  • Развивать логическое и аналитическое мышление.
  •  Развитие мотивации к исследовательской деятельности
  • Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
  • Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Воспитательная:

  • Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты

1

2

3

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать названия стилей, уметь их различать, определять их жанры, тему, основную мысль текста, его тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля

Коммуникативные:

используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Регулятивные:

определяют  последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Познавательные:

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Формирование  целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и  общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное  многообразие современного мира

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые способы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие, проверяет готовность к уроку, психологический и эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:

Учитель: Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.

Приветствую учителя, психологически и эмоционально настраиваются на урок

Владеют навыками самоорганизации, организации рабочего места.

Фронтальный опрос

Учитель:

-Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит?

-Какие стили вы знаете?

-Составим кластер по теме.

-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:  С кем? Где? Зачем? Говорим                                                                                                                                        

Зачитывают определение стиля

Называют определение, которое подходит к теме урока (Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

Учащиеся перечисляют стили речи.

Составляют  кластер по теме.

                                                             

Владеют навыками работы со словарной статьёй, осознанного чтения, умеют делать выводы, высказывают свою точку зрения

Систематизация знаний по теме урока

-На эти вопросы ответят выступающие, которые подготовили небольшие доклады про стили речи. Остальные учащиеся  заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля.

Доклады учащихся о стилях :  научном, официально – деловом,  художественном, разговорном, публицистическом.

Учащиеся заполняют таблицу о стилях литературного языка.

Самопроверка.

Умение слушать, владеют способами конструктивного взаимодействия, ориентируются на слух определять основные признаки стиля и заполнять таблицу.

Закрепление  материала

-Проверьте правильность заполнения таблицы. (Экран).

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

-Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

-Передача научной информации, термины (научный)

-Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

-Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

-Художественная литература (художественный)

Учащиеся отвечают, определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения, аргументируют свою точку зрения.

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, ориентируются в учебном материале, адекватно реагируют на оценку сверстников.

Контроль

 Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы(распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях.

(Вершина, преграда, опасаться, изгнать, лик, тревожиться, верх, препятствие, бояться, прогнать, волноваться, лицо, макушка, помеха. Трусить, выставить, психовать, морда)

Самопроверка(слайд).

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,

3-4- «3»)

Самостоятельная работа 

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы

  можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно

определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

-На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Ученики у доски распределяют слова в три колонки: общеупотребительная лексика, разговорная, книжная. Остальные учащиеся выполняют в тетрадях

самостоятельно.

Самопроверка. Самооценка.

Работают в группах, отвечают, аргументируя свою точку зрения, используя таблицу. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. Высказывают своё мнение по вопросам соблюдения стиля, отношения к жаргону, к иноязычным словам. Выразительное чтение текстов.

Ориентируются в учебном материале, применяя знания, умеют слушать, принимают и сохраняют учебные задачи. адекватно реагируют на оценку, владеют навыками самоконтроля.

Ориентируются в учебном материале, применяя знания, умеют слушать сверстников , принимают и сохраняют учебные задачи, формулируют свою точку зрения, адекватно реагируют на оценку, владеют навыками самоконтроля.

Рефлексия

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

 Запишите названия  стилей по памяти.

Самопроверка (Слайд).

Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли- в роли редакторов. Перед вами  текст, в

котором  допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не

соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.

Оценки.

Записывают названия стилей.

Редактируют текст, выразительно его читают, указывают на ошибки.

Ориентируются в учебном материале, применяя знания, адекватно реагируют на оценку, владеют навыками самоконтроля.

Ориентируются в учебном материале, принимают и сохраняют учебные задачи, формулируют свою точку зрения, адекватно реагируют на оценку

Домашнее задание

Записать текст одного из стилей,найти в нем особенности стиля.

Записывают, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...