Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных Е-И"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Джинджолия Мария Михайловна

В данной разработке предлагается материал, эффективный при изучении темы "Чередование Е-и в корнях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka._5_klass._russkiy_yazyk.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий (технологическая карта) урока РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС

Тема: «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

УМК:  Т. Ладыженская, М. Баранов

Цель: Ознакомление с орфограммой «Чередование Е-И в корнях»

Задачи:

образовательные (предметные): закрепить знания о видах глагола, знать о чередовании Е-И в корнях, усвоить способ действия при выборе нужной буквы

метапредметные: использование алгоритма

развивающие: развитие орфографической зоркости, памяти, способности к рассуждению

воспитательные: бережное отношение к языку, уважение к окружающим, понимание различности текстов художественных произведений  и текстов с сомнительным содержанием.

Технология:

Прогнозируемые результаты:

  • Предметные: безошибочное написание слов в орфограммой «Чередование Е-И в корнях слов»
  • формируемые УУД

регулятивные: планирование деятельности, способность к самоанализу

познавательные : умение выбрать нужную грамматическую форму слова, различать лексическое и грамматическое значение слова

коммуникативные: формулирование вопросов и ответов

Форма работы: фронтальное объяснение, работа в парах ...

Оборудование:

Сценарий урока

Этап урока        

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся        

Возможные приёмы и методы

  1. Мотивационно-целевой        

Объяснительный диктант с выполнением задания и последующей проверкой

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

- Выделите окончания глаголов и укажите их вид        

- Для чего нужно понимать различие совершенного и несовершенного вида глаголов?

- Когда это умение может пригодиться?

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

        

Ø  Верные и неверные утверждения.

«-СЯ в глаголе является окончанием»

Ø Составление списка "известной информации".

«Что значит «вид глагола»

«Как различить глаголы совершенного и несовершенного вида»

  1. Проектировочный

- Придумайте рассказ про очень аккуратную девочку Иру. В этом тексте должно быть четкое и подробное описание действий, которые она выполняет ежедневно.

- Придумайте продолжение рассказа, в котором девочка Ира будет выражать недовольство отношением к работе лентяя брата.

- Какие слова будем использовать?

Составление плана выхода из затруднения

Работа в парах

 Составление текста.

  1. Операционно-деятельностный (реализация проекта)        

Полученный текст записываем на доске или выводим через проектор.

 

Ира очень аккуратная. Каждый день она уБИРает квартиру:  заСТИЛает кровати, выТИРает пыть, отДИРает грязь, заЖИГает люстры. К вечеру квартира БЛИСТает чистотой, а Ира уМИРает от усталости. Тогда она возмущается и говорит: «Почему мой брат никогда не уБЕРет квартиру, не заСТЕЛет кровати, не выТЕРет пыть, не отДЕРет грязь? Ему трудно заЖЕчь люстры, у него никогда не БЛЕЩет чистотой. Чтоб он умер!

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому"        

Ученики читают  текст, делают вывод о его назначении, подчеркивается отсутствие художественной ценности.

В таблицу

выписываются парами слова с чередованием.

После наблюдения делается вывод об условии написании Е-И.

Ученики формулируют правило.

4. Контрольно-оценочный

Работа с учебником.

Запишите предложения, обозначая новую орфограмму.

Самопроверка в парах.

Выставление оценок.

5. Рефлексия        

Для чего нужно понимать различие совершенного и несовершенного вида глаголов?

- Когда это умение может пригодиться?

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления. Повторяют сформулированное правило, приводят примеры.

.        

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...