Конспект урока ФГОС 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Здесь размещен конспект урока ФГОС 6 класс по теме "Основные способы образования слов в русском языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_fgos_6_klass.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
Малышева Елена Владимировна.(1 категория)
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Учебник «Русский язык. 6 класс. В двух частях. ФГОС».
Авторы : М.Г. Баранов,
Т.Н. Ладыженская,
Л.А. Тростенцова,
Н.В. Ладыженская,
Л.Т. Григорян,
И.И. Кулибаба.
Научный редактор-академик , доктор филологических наук
Н.М. Шанский.
Издательство «Просвещение» г. Москва.2013 год.
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке.
Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.
б) деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами , образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным , сложением и переходом из одной части речи в другую; формировать у учащихся УУД : познавательные , коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока ( урок «открытия « новых знаний.)
Планируемые результаты: усвоить , что в русском языке несколько способов образования новых слов,
распознавать способы образования слов;
указывать, от чего и с помощью чего образованы слова;
разграничивать приставочный и суффиксальный способы образования слов от приставочно-суффиксального;
определять сферу употребления данных слов.
Содержание учебного материала(СУМ) : правило основных способов образования слов.( стр.94-95.)
Ход урока.
Подготовительный этап (мотивация)
1. Организационный момент.(1 минута)
Приветствие.
Добрые пожелания.
Наш девиз : « С малой удачи начинается большой успех».
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».
2. Актуализация знаний . (12-15 минут.)
Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.
1) Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения И.А.Бунина :
Костёр.
Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костёр.
Пышет пламя в лицо, тёплый дым на ветру развевается,
Затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе , низко гнутся берёзы ветвистые,
Меж стволами качается тень…
2) Самопроверка. Текст высвечивается на экране. ТСО
3) Оцените результат по количеству допущенных орфографических и пунктуационных ошибок ++
Цель этапа : повторение на тексте трудных случаев орфограмм, пунктограмм, нахождение однокоренных слов, обозначение грамматических основ.
А) составить схемы предложений и объяснить знаки препинания: ТСО
[ ], и [ ].
[ ] , [ ].
[ ] , [ ] , [ ] .
Оцените результат ++
Б) найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне-
Сильней , веселей , трещит, ветру ,развевается, затянул, лесной, косогор, горе, ветвистые, стволами, качается . ТСО
Оцените результат ++
В) найдите слова с орфограммой: непроверяемые написания в корне - ТСО
костёр, берёзы.
Оцените результат ++
Г) найдите слово с чередующейся гласной в корне-
разгорается гор/гар ТСО
Оцените результат ++
3.Самоопределение к деятельности .(3-4 минуты)
Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение
А) Объясните значение слова косогор(склон горы или холма)
Б) Как образовалось данное слово?
косогор- косая , гора – сложение основ
В) А как образовано слово затянул ?
затянул < тянул < при помощи приставки - приставочный
Г) исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока-
-Как образуются новые слова и при помощи чего.
Д) Запись новой темы:
« Основные способы образования слов в русском языке».
3. Постановка учебной задачи. (1 минута)
Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?
(Знать способы образования новых слов в русском языке).
4. Открытие нового знания.(7 минут)
(Новые знания учащиеся получают в результате самостоятельного исследования.) :
А) работа со словами : ТСО
Лесной < лес - суффиксальный
Ветвистые < ветви - суффиксальный
Синь < синий - бессуффиксный
Разгорается < гореть – приставочно-суффиксальный
Развевается < веет - приставочно-суффиксальный.
Б) Чтение определения по учебнику страницы 94-95(громкая речь).
5.Первичное закрепление.(8 минут).
А) материал для самостоятельного наблюдения: осознанное чтение образца рассуждения «Как определить способ образования слова?» стр.95.( громкая речь)
Б) Упражнение №168 «Как растут слова».
Выразительное чтение.
Запись выделенных слов:
Рассада < сад—приставочный
Посадки < сад—приставочно-суффиксальный
Садовод < сад, водить -- сложение основ
Садовник < садовый – суффиксальный.
5. Самостоятельная работа выполнения упражнения № 169.(3 минуты)
Цель этапа : учащийся делает вывод, что он уже умеет.
6. Рефлексия.
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности.
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:
---- Сегодня я узнал…..
---- Я научился…..
---- Я выполнял задания и запомнил…..
----Теперь я могу…..
7. Подведение итогов урока.
Цель этапа : самооценка результатов.
--- Какие задания вам понравилось выполнять?
--- Что вы положили в вашу копилку знаний после сегодняшнего урока?
8.Домашнее задание .
п.33 ,подобрать по 2-3 примера из романа «Дубровский» основных способов образования новых слов.
С А М О А Н А Л И З У Р О К А
Данный урок является уроком «открытия нового знания» по теме «Основные способы образования слов в русском языке». В соответствии с поставленными целями урока необходимо добиться усвоения обучающимися нескольких способов образования новых слов в русском языке, распознавания способов образования слов, указания с помощью чего и от чего образованы слова, разграничение приставочного и суффиксального способов от приставочно-суффиксального , а также определение сферы употребления данных слов. В связи с поставленной задачей на протяжении всего урока используются технические средства обучения.
1 этап (мотивационный) начинается с приветствия учителем учащихся, высказывания добрых пожеланий, проговаривается дружно девиз с целью включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
2 этап начинается с повторения изученного материала: повторяются орфограммы и пунктограммы, однокоренные слова, грамматические основы, объясняются поставленные знаки препинания, составляются схемы сложных предложений.
3 этап самоопределения к деятельности начинается с объяснения учащимися лексического значения слова, образованного сложением основ, с дальнейшим обсуждением образования и других слов, где учитель направляет учащихся к постановке учебной задачи: знать способы образования слов. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти , речи. Потом чётко проговаривается цель урока.
В результате самостоятельного исследования и обсуждения учащиеся подходят к этапу «открытия нового знания». Для этого учитель предлагает обратиться к учебному материалу на экране, организует обсуждение данных слов .Обучающиеся в случае затруднения
обращаются к определению , данному в учебнике. Проговаривают новые правила в громкой речи.
На этапе первичного закрепления происходит самостоятельное наблюдение обучающихся с осознанным чтением образца рассуждения об образовании новых слов. Затем выполняются для
тренировки упражнения с целью отработки рассуждения и определения способа образования новых слов в русском языке. Также необходимо на этом этапе научить учащихся отличать приставочный и суффиксальный способы от приставочно-суффиксального.
На этапе рефлексии обучающиеся осознают свою учебную деятельность, оценивают свою работу на уроке в процессе освоения новых знаний. Совершенствуют навыки говорения и аргументирования в связи с ознакомлением с новыми терминами.
Выявляются причины удачи и неудачи на последнем этапе: самооценки результатов. Выясняется , какие задания учащимся особенно понравилось выполнять . Кроме этого, также в течение всего урока учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты выполненных заданий. Возможна и оценка результатов своих товарищей .
Для домашнего задания обучающимся предложен поисковый метод работы: найти в изученном художественном произведении различные способы образования новых слов в русском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока 2 класс в соответствии с ФГОС
Основная задача урока- совершенствование произносительных навыков и совершенствование навыков монологической и диалогической речи учащихся...
Конспект урока ФГОС второго поколения 5 класс.Бутерброды и горячие напитки».
Цели: Предметные - ознакомить учащихся с классификацией и приготовлением бутербродов и горячих напитков....
ФГОС ООО План конспект урока 5 класс по физической культуре
Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) Ф. И. О. педагога: Шишковой Елены АнатольевныПредмет: физическая культураКласс: 5 аТема урока: Развитие быстроты на материале ле...
Конспект урока 5 класс ФГОС
Конспект урока Хвойные – высокие многолетние деревья....
конспект урока ФГОС "Бутерброды и горячие напитки" 5 класс презентация "Бутерброды" поурочное планирование
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока Данные об учителе: Бидненко Элла Анатольевна, учитель технологии МОБ...
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс.
Основные технологические операции ручной обработки древесины....
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....