Открытый урок "Повторение раздела "Лексика" в 5 классе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Амирханов Амирхан Мирзаевич

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Повторение изученного по разделу "Лексика" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

ФИО учителя Амирханов Амирхан Мирзаевич

Класс 5

УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

Предмет Русский язык

Тема Повторение по теме «Лексика. Культура речи»

Тип урока Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Цель совершенствование и развитие полученных в результате изучения темы знаний; применение  этих знаний в практической деятельности; развитие интереса к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Различают однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Опознают омонимы, синонимы, антонимы. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

УУД

Регулятивные

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над словом как лексической единицей.

Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Формировать навыки постановки вопросов. Использовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные

Формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности.

Формировать навыки смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Формировать навыки нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Связь с другими предметами: литература

Оборудование: интерактивный экран, карточки, ноутбук

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Форма организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя  и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Индивидуальная

Спич учителя в начале урока

Приветствуют учителя и проверяют собственную подготовленность к уроку; организуют внутреннюю готовность к уроку.

Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

2

Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. (3 минуты)

Определить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления.

Индивидуальная, фронтальная.

Задаёт вопросы. (Приложение 1)

Отвечают на вопросы

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока, проектирование маршрута.

3

Актуализация знаний. (3 минут)

Развивать умение формулировать определение понятий. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Фронтальная.

Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания, показанные на презентации (Приложение 2)

Повторение  базовых понятий лексикологии.

4

Повторение и закрепление изученного (17 минут).

Развивать умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; совершенствовать орфографические  умения.

Индивидуальная, групповая.

Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и учащихся. Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над словом как лексической единицей. Выполняют задания. (Приложение 3)

Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

5

Физ. минутка. (2 минуты)

Снять утомление учащихся, обеспечить активный отдых и повышение умственной работоспособности учащихся.

Учитель организует проведение физминутки с применением аудиотехнических средств.

Выполняют упражнения. Упор идет на разминку для глаз (Приложение 4)

Снятие утомления учащихся, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся.

6

Закрепление изученного материала.(3 минуты)

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Индивидуальная. Групповая

Учитель проводит игру с  применением мультимедийных технологий

Вырабатывают умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Соотносят между собой факты, понятия, правила; воспроизводят основные идеи изученного материала, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

(Приложение 5)

Выполнение тестовых заданий во время проведения интерактивной игры.

7

Рефлексия. (2 минуты)

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

Индивидуальная, групповая.

Учитель организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его. Высказывают свое мнение.

Осуществляют самооценку, самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. (Приложение 6).

Оценивание учебного процесса и результатов деятельности.  

8

Подведение итогов. (2 минуты)

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Информирует учеников о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению; проверяет понимание учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подводит итоги урока.

Записывают домашнее задание; осмысливают способы его выполнения.

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Приложение 1.

Запишите непроверяемую гласную в корне слова алмазный.

Запишите непроизносимую согласную в корне слова солнце.

Запишите безударную гласную, проверяемую ударением в корне слова деревья.

Запишите сомнительную согласную в корне слова косьба.

Запишите последнюю букву слова лук, который необходим для салата.

Запишите последнюю букву слова мак, который не волшебник, а цветок.

Запишите букву из слова машина, соответствующую правилу «Правописание гласных после шипящих».

Приложение 2.

  1. Что такое лексика? (Словарный состав языка
  2. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
  3. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
  4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
  5. Слова с одинаковым лексическим значением, но пишутся по-разному (синонимы)
  6. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)
  7. Слова с разным лексическим значением, но пишутся одинаково (омонимы)

Приложение 3.

I вариант

Подберите синонимы:  

  1. красивый-___________
  2. плакать-_____________
  3. метель -______________
  4. книга -_______________
  5. веселье -_____________

II вариант

Подберите антонимы: 

  1. темно-___________________
  2. трусость-________________
  3. горячий-_________________
  4. налево-__________________
  5. сладкий-________________

Ответы

1 Прекрасный

2 Грустить

3 Вьюга

4 Учебник

5 Радость

1 Светло

2 Смелость

3 Холодный

4 Направо

5 Горький

Приложение 4.

Как-то раз возле двери одного ученика 5 класса встретились синоним, антоним и омоним. И у них возник спор, кто же первый откроет дверь. Синоним говорит:

- Я важней, потому что заменяю одно слово на похожее, - говорит синоним.

Тут перебила его антоним и говорит:

 - Я важней, потому что мы заменяем слово на противоположное.

А омоним то и дело повторял:

  • Ручка, ручка, ключ, ключ…

И тут произошло следующее….

Они долго спорили, как вдруг открывается дверь и выходит тот ученик 5 класса и говорит:

        - Зачем вы кричите, зачем вы орете. Вы все для меня важны и одинаковы. Если бы вас не было, я, наверное, совсем перестал бы говорить.

        Стыдно стало синониму, антониму и омониму, но затем они все вместе произнесли следующие слова:

        - Прости нас!!!

  1. Подберите антонимическую пару. Детям даются карточки с антонимами. Они должны найти свою пару и сесть за парту с номером, который есть в их карточках.

Приложение 5

Введите код, напечатайте ваши имена и выберите картинку. Игра состоит из 12 вопросов. Ваша задача, ответить правильнее и быстрее других.

https://www.blooket.com/   

Приложение 6. Физ. минутка.

1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

  1. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Приложение 7.

Из отрывка сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» выпишите словосочетания с прямым значением слов.

— «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть
высокая гора,
В ней
глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того
пустого места,
В том гробу твоя невеста.

Приложение 8.

Рефлексия.

  1. На уроке я работал

Активно

пассивно

  1. Своей работой на уроке

Доволен

не доволен

  1. Урок для меня показался

Коротким

длинным

  1. За урок я

Устал

не устал

  1. Моё настроение

стало хуже

стало лучше

  1. Материал урока мне был

Интересен

скучен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...