Элективный курс по русскому языку. 11 кл.
элективный курс по русскому языку (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalen.-tematich.pl_._elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku._11_kl.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Трудные случаи русской пунктуации» (11кл. /34 ч.)
|
|
|
|
| Дата по плану | Дата фактич. |
| ||||||
1 | 1 | Основные принципы пунктуации. |
|
| ||
| ||||||
|
|
|
|
| ||
| ||||||
4 |
1 |
Тире в неполном предложении. |
|
| ||
6 7 |
1 1 |
Тире для обозначения пространственных, временных и качественных предметов. Контрольный тест «Тире в простом предложении» |
|
| ||
| ||||||
|
|
|
|
| ||
10 11 12 |
1 1 1 |
Пунктуация при однородных членах. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Контрольный тест «Пунктуация в простом осложнённом предложении» |
| Тест | ||
| ||||||
14 |
1 | Знаки препинания при обособленных определениях. Обособление приложений. |
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
| Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. |
|
| ||
18 19 |
1 1 | Знаки препинания при уточняющих членах. Знаки препинания при пояснительных членах. Знаки препинания при присоединительных членах. |
|
| ||
| ||||||
|
| |||||
20 | 1 | Пунктуация при вводных слова и предложениях. | Составление опорных таблиц | Тест | ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
23 | 1 | Пунктуация при обращении, | Лекционно-практическое | Самостоятельная работа | ||
междометий. | Наблюдения над текстом из художественного произведения и современной печати. | Определение семантического признака обращения. Составление письма. Тест | ||||
Конструкции с союзом как. | ||||||
|
|
|
|
| ||
|
| |||||
|
|
| ||||
| ||||||
|
| |||||
|
| |||||
Работа с текстами. | Пунктуационные диктанты | |||||
25 26 | 1 1 | Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Знаки препинания при цитатах. (практикум). Знаки препинания в сложном предложении. | Тест | |||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП | ||||||
|
|
двоеточие в сложном бессоюзном предложении. |
|
| ||
|
|
|
|
| ||
| ||||||
33 | 1 | Предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. |
|
| ||
34 | 1 | Итоговое тестирование | Практикум | Тест |
Литература:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.
Форма итогового контроля
Предлагается тест, в котором 10 заданий. За задания 1-9 можно получить по 1 баллу, за 10 задание 4 балла. Итого за всю работу 13 баллов. Время выполнения 1 урок, т.е. 40 минут.
Оценка «5» выставляется, если ученик набрал 13 – 12 баллов (более 85%) (зачёт)
Оценка «4» выставляется, если ученик набрал 11– 9 баллов (60 - 84%) (зачёт)
Оценка «3» выставляется, если ученик набрал 8 – 7 баллов (41 – 59%) (зачёт)
Оценка «2» выставляется, если набрал менее 7 баллов (менее 41%). (незачёт)
Демонстрационный вариант.
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель.
- Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
- Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
- С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
- В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек способен полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полёта (3) именно (4) К.Э. Циолковский.
4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
Прочитайте текст и выполните задания 10.
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала
мне однажды:
- В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое - испытание нуждой. (7)Второе - благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он?
(12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
- «Удивительное дело, - писал поэт-декабрист Рылеев, - мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
- С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
- Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
- (26)Кто это сделал? - спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (ЗЗ)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
- Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
- В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду - уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - советская писательница, журналист.
6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости.
- Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
- Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
- Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
- В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время.
7. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 3-9 представлено повествование.
- Предложения 12-13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10-11.
- В предложениях 31-35 содержится рассуждение.
- В предложениях 40-42 представлено рассуждение.
- В предложениях 50-53 представлено описание.
8. Из предложений 44-47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
9. Среди предложений 34-42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
10. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)___(предложения 24, 29-30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём - (Б)___ (предложения 17-18, 28-29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство - (В)___ («как себя», «как в своей собственной»
в предложении 22) и троп - (Г) («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
- Список терминов: книжная лексика
- эпитет
- противопоставление
- разговорная лексика
- анафора
- олицетворение
- вводное слово
- синонимы
- сравнительный оборот
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...