Урок русского языка в 6 классе по теме "Профессионализмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
В игровой форме проходит занятие по русскому языку в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: Профессионализмы.
Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах
Задачи:
предметные: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы
метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.
личностные: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма занятия: ролевая игра
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной стране «Лексика». Мы уже побывали в гостях у «Общеупотребительных слов» и «Диалектизмов».. Давайте вспомним какие слова называются общеупотребительными,какие диалектными?
(Примерные ответы учащихся: Слова, которые известны всем людям, называются общеупотребительными. К ним можно отнести такие слова как вода, солнце, розовый, думать. Диалектизмы - это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, гай, зубарь, балка и др..)
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Я вижу, что материал усвоен вами прекрасно. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.
II.Актуализация познавательной деятельности
(На слайде красным высвечивается сообщение-просьба о помощи)
В городе “Профессионализмы” объявлена тревога! Кто-то украл все слова города и поэтому жители не могут продолжить работать! Нужна команда лучших детективов для решения проблемы! Выезжайте как можно скорее.
Учитель: Ребята, нужно помочь жителям города! Нам предстоит узнать какие слова называются профессионализмами. Почему они так названы, когда и кем употребляются.Нас ждет интересная работа! Вперед! Запишите в своих дневниках (тетрадях) число и тему нашего супер задания.
Запись числа, темы урока.
III Изучение нового материала
Учитель:Скажите, ребята, почему город назван “Профессионализмы”? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете подобрать?
(Примерные ответы учеников:Город занимается изучением профессий. Однокоренные слова:профессия, профессиональный, профессионал.)
Учитель:Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).
Учитель:Давайте сделаем первую запись в наших дневниках. Профессионализмы- слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности. Прочитаем параграф 23 в нашем учебнике.
Учитель: Отлично! Теперь мы знаем почему город так назван! Но нельзя расслабляться! Давайте посмотрим какие улики остались на месте преступления.
IV.Закрепление изученного материала
Задание №1. Юные сыщики, перед вами стоит непростая задача! Вспомните кем работают ваши родители и какие предметы характерны для их профессии! (3 минуты)
(Примерные ответы учеников : Учитель, врач, строитель, водитель, повар. Для учителя- доска, мел, учебник, класс.
Для врача- укол, таблетки, халат, градусник.
Для строителя- кирпич, кран, каска, цемент.
Для водителя- машина, колесо, насос, бензин.
Для повара- кастрюля, половник, вилка, специи.)
Учитель: Вы большие молодцы! Задание №1 выполнено! Вы хорошо знаете профессии ваших родителей. А у нас появилось второе задание.
Задание №2. Из предложенных предложений выберите только то, в котором есть профессионализмы. Определите представителям какой профессии принадлежат эти слова. (2 минуты)
а) Старый шкаф стоял на своём месте- в углу террасы.
б)Фонетика- раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
в)Дом был деревянный.
г) Крышу покрыли шифером.
Ответ:Б. Учителю русского языка.
Учитель: Конечно, вы правы! Еще одно задание пройдено успешно!Но на этом наши испытания не закончены.
Задание №3.В городе “Профессионализмы” мы нашли словари разных работников. Помогите определить какой профессии принадлежат эти слова. (3 минуты)
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент)
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
Учитель: Вижу, что вы хорошо знаете профессии людей. Вы- настоящие сыщики. Но у нас осталось последнее задание.
Задание №4. О ваших успехах говорит весь город. Злодей, укравший слова, напуган. Он подкинул украденные слова на страницы ваших учебников. Но они все перепутались. Теперь вам необходимо определить профессии людей, изображенных на странице 61 (упр. 112), и выписать слова, которые характерны для их профессии. (5 минут)
Ответы учащихся:
Фотограф: зум, кадр, пиксель, вспышка
Художник: палитра, акварель, мольберт, гуаш
Столяр: шрифт, фтулка, зубило,наждак
Музыкант: форте, октава, гамма, аккорд.
Учитель: Потрясающе! Наше детективное агентство выполнило просьбу жителей города “Профессионализмы”. Теперь в словах и профессиях полный порядок, а это значит, что мы можем оценить свою работу и вспомнить что же нового мы сегодня узнали.
V. Подведение итогов урока (5 минут)
-Какие слова называются профессионализмами?
- Как эти слова помечены в Толковых словарях?
- Являются ли профессионализмы общеупотребительной лексикой?
- Вспомните что такое синонимы, антонимы?
Учитель: Мы сегодня отлично поработали! Наше детективное агентство теперь знают все! А это значит, что впереди нас ждут новые дела!
VI. Рефлексия (3 минуты)
Учитель: На доске записано начало предложений. Вам нужно дополнить их, анализируя свою работу на уроке.
1. Работой на уроке я…
2. Мне понравилось...
3. Для меня урок был...
4. Я научился...
VII. Домашнее задание.
Параграф 23, упражнения 113,116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....