Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»
Учитель: Барыбина Н.Н.
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с разделом науки о языке - орфоэпией, орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать орфоэпические навыки; формировать познавательную активность, мотивацию к исследовательской деятельности
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и орфоэпическими словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_udarslog_orfoepiya.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5Г классе «Орфоэпия»
Учитель: Барыбина Н.Н.
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с разделом науки о языке - орфоэпией, орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать орфоэпические навыки; формировать познавательную активность, мотивацию к исследовательской деятельности
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и орфоэпическими словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: определять предмет изучения орфоэпии, соблюдать языковые нормы, объяснять языковые явления.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
1.Проверка домашнего задания
Проверка упр.314 (у доски чтение диалога двумя обучающимися)
- 1 чел. в это время производит фонетический разбор слова якорь
Вопросы классу:
-расскажите о двойной роли букв е,ё,ю,я
-приведите примеры
Умение определять двойную роль букв е,ё,ю,я (изученное на предыдущем уроке)
2.Оргмомент. Мотивация
Учитель: -Запишите число, классная работа
-Предлагаю поиграть в игру «Как правильно?»
тОрты или тортЫ, бАнты или бантЫ, каталОг или катАлог, позвОнишь или позвонИшь, обеспЕчение или обеспечЕние.
-Придумайте и запишите предложение с любым из вышеназванных слов.
-что нужно было знать, чтобы стать победителем игры? (как правильно поставить ударение)
-Важно ли это для нас? Почему?
-Тогда предлагаю обратиться к новому разделу науки о языке- орфоэпии.
-Запишите тему урока
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
3.Пробное действие
Учитель: Анализ языковых явлений
Попробуйте предположить, что изучает орфоэпия. Для этого можно использовать ваши знания, проанализировав следующие слова –орфограмма, орфография, орфоэпия.
Что в них общего? (орфо- правильно)
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Учитель:
-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5.Открытие нового знания
Откройте параграф 59, стр.160-162 учебника,
1. Самостоятельное чтение параграфа (с пометками)
-запись: «орфоэпия » ( произошло от греч.orthos -правильный, epos- речь), т.е. правильная речь.
2.Сообщение о трех стилях литературного произношения ударения (высокий, нейтральный, разговорный)
3.Знакомство с орфоэпическими словарями (в том числе и на стр. 195 учебника), со словарем ударений
- что такое ударение? (это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова)
-только ли правильное ударение изучается в орфоэпии? (нет, важно произношение)
-найдите примеры правильного произношения согласных в словаре учебника «Произноси правильно»
4.Формулирование правил орфоэпии
-упр.326
Познавательные УУД
1.Выделять главное
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться разными видами чтения
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений
1.Коллективное выполнение
упр.327 с комментариями
2. Самостоятельная работа
-запишите слова в три группы: 1. С ударением на первом слоге 2. На втором слоге 3. На третьем слоге:
Вечером, чудесный, пятак, пирожок, липа, вечерний, город, городской, светило, украшение.
- Сделайте вывод об ударении в русском языке (разноместное). Что можно проверить с помощью ударения? (безударные гласные)
3. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде). Самооценка
4. Зрительный диктант
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
-запомните текст
-запишите по памяти
-объясните орфограммы,
-расставьте и объясните знаки препинания
-выделите грамматические основы, начертите схему
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия
Устный рассказ (Что вы узнали об орфоэпии? Что входит в произносительные нормы? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? И т.д.)
Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.
8.Домашнее задание
Параграф59, упр.334, записать и заучить слова из рамочки на стр.163
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...