Урок русского языка "Морфология"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок предназначен для обучающихся 6 класса. Проводится в конце учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_kl.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Морфология. Орфография.
Тетюхина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Класс: 6
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма: соревнование-игра
Цель: закрепление и обобщение знаний по теме «Морфология»
Задачи:
- Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме «Морфология», активизировать и закрепить знания программного материала;
- Способствовать развитию логического мышления, творческих и коммуникативных способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
- Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку, воспитывать интерес к урокам русского языка, культуру общения.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимать роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей. Знать: названия частей речи, морфологические признаки частей речи Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; определять части речи, учитывая их морфологические признаки; видеть нарушения морфологических норм образования форм различных частей речи | Познавательные: отвечать на вопросы; обобщать и делать выводы; Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, оценивать свои достижения на уроке; Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; формулировать и отстаивать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к другому человеку и его мнению | - осознавать эстетическую ценность русского языка; - проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него; - проявлять способность к самооценке |
Используемые технологии (элементы): технология развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающая, технология сотрудничества.
Педагогические методы: метод постановки учебных задач (создание ситуации самостоятельного поиска решения – формулировка гипотезы); репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Приёмы: работа в группах, адресный опрос, проблемные ситуации.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование и раздаточный материал:
- проектор, компьютер;
- маршрутные карты;
- наборы дидактического материала;
- презентация
Межпредметные связи: математика
Предварительная работа:
- деление класса на 2 группы (по желанию);
- выполнение индивидуальных заданий учащимися (подготовка сообщения о «Морфологии», исследовательская деятельность «Слов какой части речи в русском языке больше?), рисование портретов частей речи.
Ход урока.
1. Организационный момент (1-2 мин.)
1. - Здравствуйте, ребята и присутствующие на уроке гости.
Стадия вызова
- Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по одному из разделов грамматики, маршрут которого обозначен на карте перед вами. Путешествуя, вы будете зарабатывать баллы, которые в дальнейшем превратятся в оценки. Напротив каждого задания имеются окошечки: одно с цифрой, обозначающей максимальную стоимостью выполняемого задания, другое – пустое, для вашей самооценки.
Объявление темы урока (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы, формулируют её сами дети)
- Взгляните, пожалуйста. Куда же мы отправимся? Разгадав ребус, мы узнаем название пункта назначения (дети изучают ребус, находящийся на рабочем листе. озвучивают ответы)
(учитель выслушивает ответы) Молодцы! Впишите название в верхнюю часть карты. Морфология.
Сообщение целей и задач (преподаватель подводит учащихся к осознанию цели и задач, формулируют их сами дети)
- Вы знакомы с «Морфологией» и её жителями? Зачем тогда нам путешествовать в данном направлении?
- Каким образом можно сформулировать цель нашего урока?
(Обучающиеся отвечают на вопросы и высказывают свои предложения по формулировке цели)
3. Актуализация знаний
1) Лексическая работа (3-5 мин)
Чтобы начать путешествие, выясним, что скрывает в себе слово «морфология» для каждого из вас.
- С каким предметом и звуком ассоциируется у вас это слово? (предлагают ассоциации по очереди).
Предположительные ответы детей: лингвистика, прилагательное, существительное, наука…
- Предлагаю вам поработать в парах. Пройдите по ссылке, изучите понятие «Морфология», данное различными авторами словарей и добавьте в ассоциативный ряд другие слова. (Учащиеся проходят по ссылке Интернет-ресурса, изучают определения данного понятия различными авторами и дают ответ: растение, человек, организм).
- Взгляните на ассоциативный ряд и назовите лишь те слова, которые относятся к группе «Части речи».
- Дома вы изучили статистические данные, приведённые на основе анализа «Частотного словаря русского языка». К какому выводу вы пришли?
- Как вы думаете, можно ли обойтись без какой-нибудь одной части речи? Кто считает, что можно, поднимите руки. («Приём голосования»)
- Единого мнения нет. Как быть? Давайте отправимся в путешествие и выясним.
4. Обобщение и систематизация знаний
Работа в группах. Интеллектуальная игра.
– Жители Морфологии предлагают нам с ними поиграть. Послушайте внимательно правила игры: перед вами табло, состоящие из окошек с определённой цифрой, по 4 на каждую предложенную тему. Цифра – это стоимость задания (100, 200, 300, 400). Каждая команда выбирает капитана. Он будет назначать ответственного за выполнение задания. Игрок (назначенный капитаном) выбирает вопрос из игрового табло и зачитывает его. На размышление даётся несколько секунд. За правильный ответ на вопрос игрок лично и команда получает столько очков, сколько стоит этот вопрос, а также право на выбор следующего вопроса. В случае неправильного или неполного ответа эту сумму снимают со счёта играющих, право переходит к другой команде. Командный счёт ведут капитаны. Личные баллы записываются (в маршрутных листах) и подсчитываются каждым игроком самостоятельно. Члены команды, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются возможностью прибавить к своему личному счёту 100 очков.
(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану)
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Кот в мешке.
- Перед вами конверты с изображением кота. Предлагаю вам поиграть в игру «Кот в мешке», но прежде подумайте, что обозначает данное выражение? Ответ сформулируйте 1 словом (приобретение неизвестно чего с неизвестными свойствами – НЕЧТО, НЕИЗВЕСТНЫЙ)
- Верно. Сейчас капитаны команд выберут любой конверт и обменяются. Никто не знает, что передаёт и что получает. Ваша задача – выполнить задание командой.
100. «Лови ошибку»
Прочитайте и сравните предложения.
1. Саша внемательние маши.
2. Саша более внимательный, чем Маша.
(в первом предложении есть орфографические ошибки и нельзя определить, кем является Саша – мальчиком или девочкой, так как прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются по родам)
200. Ответьте на вопрос в виде синквейна: «Можно ли обойтись без существительного?
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
300. Составьте по фотографии связные тексты из 5-6 предложений.
1-ый, употребляя слова любой части речи, кроме прилагательных,
2-ой, употребляя слова всех частей речи, без исключения.
Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные тексты?
400. Составьте по фотографии связные тексты из 5-6 предложений
1-ый, употребляя слова любой части речи, кроме служебных,
2-ой, употребляя слова всех частей речи, без исключения
Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные тексты?
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (4-6 мин)
1) Подведение итогов
- Мы подошли к завершению нашего путешествия. Давайте подведём итоги: Все ли поставленные вначале урока задачи, нам удалось решить? Нашли ли мы ответ на вопрос: «Можно ли обойтись без какой-нибудь части речи?»
- Капитаны команд, огласите результаты командной работы, взяв за основу выступления клише, перед этим заполнив пропуски числительными. (Наша команда, состоящая из ________ игроков, набрала из возможных __________ баллов(а) ____________. Наша команда из _________ игроков набрала _________ баллов(а), что на ______________ меньше максимально возможных)
- Участники команды, набравшей наибольшее количество балов, награждаются правом добавить в личный результат по 100 баллов. Подведите итог личного вклада в работу и оцените свои знания и умения по пятибалльной шкале. Поставьте «?» напротив того этапа урока, где вам было сложно и хотелось бы поработать дополнительно.
- Как вы думаете, наше путешествие по просторам Морфологии сегодня могло стать последним и почему? (выслушиваются ответы)
2) Самооценка детьми собственной деятельности
- Урок подошёл к концу. Огромное спасибо всем за работу. А сейчас я предлагаю вам на секунду стать барометрами, необычными, измеряющими настроение. Улыбнитесь друг другу и сообщите о своём настроении при помощи рук: плохое настроение – пусть ваши ладони коснутся другу друга, а если хорошее – пусть руки раздвинутся в стороны. Огромное спасибо всем за работу и отличное настроение.
3) Домашнее задание (учащиеся выбирают задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей)
- Я желаю вам успехов в учёбе и настроения для плодотворной работы по выполнению домашнего задания, которое находится на ваших рабочих листах. Я уверена, что у вас не возникнет затруднений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...