Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
проект (русский язык) по теме

Логинова Наталия Евгеньевна

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Восточный

Работа над монологической речью на уроках русского языка  как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

                                                    Работу выполнила Логинова Н.Е.,

                                                         учитель русского языка и литературы

                                           

2009

Актуальность

          Система школьного образования признана учитывать требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны не только и не столько с происходящими изменениями в технологиях, сколько с изменениями востребованных  и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела.

В соответствии с Концепцией реализации компетентностно-ориентированного образования на территории Кировской области, актуальными в социально-экономической ситуации региона являются следующие компетентности:

- коммуникативная

 - информационная

- рефлексивная

- учебно-исследовательская,  проектная

- технологическая

- социальная

         Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная - это готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

       Умение общаться – это одно из важнейших  умений ученика старшей школы. Для учителей русского языка и литературы данное направление в работе очень важно, так как успех в речевом развитии ребёнка определяет его завтрашний день, результат усвоения других школьных предметов, а в дальнейшем - вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни. В результате освоения содержания общего образования учащийся должен овладеть следующей коммуникативной деятельностью:

-адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста;

- осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров и проводить их анализ;

- владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение;

- уметь использовать выразительные средства языка;

- использовать различные источники информации.

     Формировать вышеуказанные умения учащихся поможет работа над монологической  речью на уроках русского языка.

                        Противоречия и постановка проблемы

          Анализ моей  работы показал, что учащиеся даже старших классов испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникации. Они получают задание,  но не могут понять, в чём суть. При выполнении коллективного задания не могут согласовать свою позицию и действия с действиями других, затрудняются высказывать свою точку зрения, потому что не знают, как построить предложение, не могут отстаивать точку зрения, строить хороший монолог. Детям  трудно свободно говорить (перед классом), делать сообщения. Диагностика устной речи учащихся 5 класса показала, что есть затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, беднота выразительных средств, нехватка словарного запаса, односложность при ответе и т.д. Учебники, программы отстают от сегодняшних требований к обучению, а в школу попадают дети с разным уровнем готовности, у каждого ребёнка свой умственный потенциал, свои возможности. Но государство предъявляет выпускникам единые требования.

         Выявилось противоречие между желаемым качеством и реальным результатом развития монологической речи учащихся.

          Я   считаю, что одной из основных проблем в этом противоречии является недостаточность эффективных методических приёмов и отсутствие системы в их использовании педагогом.

Определение цели проекта

Целью моего инновационного проекта является создание системы приёмов для развития монологической речи учащихся.

Для достижения цели ставлю  следующие задачи:

а) для учителя

  1. Изучить теоретические основы развития коммуникативной компетентности;
  2. Проанализировать собственный опыт по проблеме через систему диагностик;
  3. Овладеть новыми технологиями, приемами развития монолога,  оценить их эффективность;
  4. создать систему приёмов и внедрить в обучение.

б) для учащихся

     повысить качество образования учащихся.

Гипотеза  проекта

     Если будет создана система приёмов развития монологической речи, апробирована и внедрена в процесс обучения, то речевая компетентность выпускника будет приближена к требованиям Госстандарта.

Основные идеи проекта

В основе моего инновационного проекта лежит концептуальный блок 

 педагогических идей: идеи личностно-ориентированного подхода в обучении, разноуровнего обучения и новая идея - компетентностно-ориентированного обучения, где меняются цели обучения, само содержание урока, методы, технологии, приемы. А также технологический блок: подбор и создание системы приемов развития монологической речи, что и является

новизной  проекта.

Ожидаемый результат

        Ожидаемым результатом педагогического проекта является – создание комплекса приемов развития монологической речи для учащихся 5 – 6 классов, который направлен  на развитие коммуникативной компетентности ученика. 

                                     

Участники проекта:

Учитель и учащиеся  одного класса.

                                       Сроки проведения проекта: (рассчитан, направлен)

 2006 – 2009 уч. годы (5 – 7  классы)

                                             Этапы проекта

  1. Подготовительный этап:
  •  изучение нормативных документов;
  • изучение новых педагогических технологий (метода проектов, критического мышления, ГСО, технологии компетентностно - ориентированных заданий, портфель достижений ученика);
  • анализ собственного опыта по проблеме;
  • изучение программных требований к монологической речи, методической литературы.

                                     2.Практический этап:

  • подбор и апробация приемов;
  • создание картотеки приемов для  работы над монологом;
  • отслеживание эффективных приемов, через различные виды языковой деятельности (экзамены, олимпиады, конкурсы и т.д.).

3.Рефлексивный этап:

(Сейчас я нахожусь на данном этапе проектной деятельности)

  • создание системы приемов развития монологической речи;

 издание брошюры.

  • Провести оценку результативности проекта.
  • обобщение и распространение наработанного опыта (выступления на ШМО, РМО).

       Сейчас хочу подробно остановиться на  реализации проекта

         Можно выделить три основных направления моей работы:

  1. работа над умением строить монолог, умением строить ответ на вопрос, давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы, рефераты, аннотации, рецензии и т. д.
  2. работа над умением вступать  в диалог, выразительно читать, анализировать, оформлять, задавать вопросы: ученик-учитель, группа-группа, ученик-ученик.
  3. Умение участвовать в полилоге. Конференции, диспуты, дискуссии, ролевые игры, дебаты.

        Устный ответ является самым распространённым монологическим высказыванием. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

        Работу я начала с изучения требований к монологической речи учащихся и изучила критерии оценки устных ответов учащихся (см. приложение № 1).

        Психолого-педагогическое сопровождение помогло мне изучить личностные особенности темперамента детей и найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Также были созданы психологические карты  классов (см. приложение № 2).

    Целесообразно проводить  работу по диагностированию отрабатываемых умений. Входная диагностика – сентябрь, промежуточная – декабрь, итоговая – май. Диагностика умения слушать, диагностика письменной речи, диагностика умения говорить. По итогам этих диагностик можно хорошо проследить  положительную динамику развития данного умения (см. приложение № 3).

        Эффективно развивать монологическую речь учащихся мне помогли приёмы, которые я апробировала и успешно применяла в течение 2 лет:

 

  1. Анализ текста.
  2. Составление плана.
  3. Составление композиционной схемы высказывания.
  4. Слуховой диктант.
  5. Лекция по плану.
  6. Анализ заранее подготовленных высказываний (см. приложение № 4

 

        Приём «Анализ текста» сопровождается работой с памятками, которые помогают учащимся знакомиться с лингвистическими понятиями: типы речи (повествование, описание, рассуждение)(см. приложение № 5).

        Велась работа по апробации педагогических технологий. Развивая монологическую речь учащихся, нельзя не обратиться к технологии интерактивного обучения и технологии «Портфель достижений ученика» (описание технологий в приложении № 6).

        Урок в компетентностном режиме - это урок, направленный на развитие коммуникативных способностей учащихся. На таких уроках можно чётко увидеть мотивационный принцип учения: живой интерес, желание работать. Особый интерес для учащихся представляют задания в компетентностном режиме. Такие задания можно предлагать на уроках или в качестве домашнего задания. Эффективность таких заданий трудно переоценить, так как ученик получает практические навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. (Примеры заданий в приложении № 8).

        Учебно-исследовательская компетентность тесно связана с коммуникативной и информационной. На научно - исследовательской конференции проводилась защита исследовательских работ и проектов, где учащиеся должны были успешно защитить свои работы, проявить коммуникативные умения и навыки.

        Таким образом, развивая монологическую речь учащихся я придерживалась единых требований оценивания устных ответов, регулярно проводила диагностики отрабатываемых умений, подобрала приёмы, технологии развития коммуникативной компетентности учащихся, проводила уроки в компетентностном режиме.

         Развивать учебно-коммуникативные умения надо не только на уроках русского языка, но и на других предметах учебного цикла. Цепочка учебно-коммуникативных умений позволит всем учителям участвовать в развитии данных умени        

        

                                 Цепочка учебно-коммуникативных умений

5 класс

6 класс

7 класс

  1. Давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы.
  2. Пересказывать.
  3. Письменно излагать текст по готовому плану.
  4. Участвовать в учебном диалоге.
  5. Организовывать работу в группе.
  6. Распределять работу при совместной деятельности.
  7. Писать сочинения, отзывы.
  1. Различать научный, художественный и публицистический тексты.
  2. Создавать тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.
  3. Задавать вопросы разного вида.
  4. Вести диалог.
  5. Кратко формулировать свои мысли.
  6. Писать заявления.
  1. Составлять сложный план.
  2. Комментировать текст.
  3. Владеть приёмами риторики.
  4. Уметь вести дискуссию, диалог.
  5. Выслушивать и объективно оценивать другого.
  6. Писать аннотации.

8 класс

9 класс

10-11 классы

  1. Составлять сложный и тезисный планы.
  2. Готовить доклады, рефераты.
  3. Выступать перед аудиторией.
  4. Рецензировать устный ответ, сообщение, доклад.
  1. Делать сообщения, доклады на разные темы с использованием различных источников.
  2. Участвовать в дискуссии.
  3. Составлять конспект текста, выступления.
  4. Выполнять реферативные работы.
  1. Писать заметки в газету, автобиографию.
  2. Писать рецензии.
  3. Выступать перед аудиторией.
  4. Вести полемику, участвовать в дискуссии.
  5. Быть корректным к мнению других.
  6. Уметь донести своё мнение до других.

Таким образом, использование разнообразных приёмов развития коммуникативной компетентности на уроках русского языка в 5-6 классах позволяет сделать образовательный процесс белее индивидуализированным, помогает развивать способности каждого ученика и создаёт условия для повышения качества современного образования.

Результативность

  1. Анализ диагностик владения устной монологической речью выявил положительную динамику.
  2. Значительно повысилась активность детей на уроках и во внеурочной деятельности, повысилась мотивация учебного труда: в 5 классе факультатив по русскому языку посещало 12 человек, а в 6 классе – 18, в конкурсе «Русский медвежонок» приняли участие 80 процентов учащихся.
  3. Повысилась культура общения на уроках, стали серьёзнее и качественнее выступления, меньше затруднений испытывают при пересказе, чтении наизусть, публичных выступлениях.
  4. Качество знаний учащихся за два года остаётся стабильным – 62- 65% при 100% успеваемости. Это выше средних показателей класса по сравнению с другими учебными предметами.
  5. У учащихся сформировались навыки рефлексии, т.е. самонаблюдения, самооценки. Формируются умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.

                                          Приложение № 1

 Требования к монологической речи. Оценка устных ответов учащихся.

       При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности;      3) языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки а подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

    Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Программа по русскому языку под редакцией Л. М. Рыбченкова, Дрофа, М., 2001г., стр. 302-303.

                       

                                      Приложение № 2                      

                 Личностные особенности детей 5 класса

Интроверт, меланхолик – легко расстраивающийся, тревожный, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий.

Экстраверт, холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, импульсивный, оптимистичный, активный.

Экстраверт, сангвиник – общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринуждённый, жизнерадостный, склонный к лидерству.

Интроверт, флегматик – осмотрительный, рассудительный, благоразумный, доброжелательный, управляемый, контролируемый, внушающий доверие, надёжный, ровный, спокойный.

                   

     

                     Приложение № 3

                         Методика проведения диагностики

        Подбирается текст для слухового диктанта (в 5 классе 7 предложений). Каждое предложение проговаривается учителем только один раз. Учащиеся внимательно слушают и записывают.

При проведении промежуточной и итоговой диагностики также подбираются 7 связных предложений. Проводится анализ, и результаты сравниваются.

                   Методика проведения

     Диагностикой письменной речи являются сочинения и изложения учащихся.

     Проводится анализ содержания работ. Выявляются речевые ошибки. Затем они классифицируются (нарушение композиционной стройности, логические ошибки, нарушение точности и выразительности речи).

     После работы по исправлению и предупреждению этих ошибок при помощи специальных методов и приёмов, проводится промежуточная, а затем итоговая диагностика.

                                        Приложение № 4

           Основные приёмы, которые я использую в работе над темой:

  1. Анализ текста.

      а) анализ исходного текста проводится для того, чтобы ученики уяснили, о чём и как говорится в тексте, на основе которого им предстоит создать свой текст. Осмысление содержания и структуры текста – условие его успешного воспроизведения. Поэтому в процессе беседы по тексту важно ставить такие вопросы, которые помогли бы ученикам определить основную мысль автора, выделить главное, основное, установить последовательность развёртывания событий, их причинно-следственную связь, структуру текста, особенности его языкового оформления.

    Анализ содержания и структуры исходного текста, как правило, завершается составлением его плана.

    б) анализ текстов на этапе подготовки к сочинению «использование образца». Анализ образца позволяет познакомить учеников с особенностями предстоящего высказывания; организовать поиск и подвести учащихся к осознанию важных речеведческих понятий.

    Большое значение при подготовке устных высказываний имеют «звучащие» образцы устной речи (грампластинки, магнитофонные записи ученических высказываний, устные высказывания учителя и.т.д.). Их использование позволяет обратить внимание учащихся на звуковые средства выразительности устного слова, такие, как основной тон высказывания, темп, громкость и т.д.

    Анализ текстов негативного характера позволяет ввести в сознание учащихся некоторые сведения теорико-практического характера для овладения ими на практическом уровне.

    Редактирование своего и чужого текста. Анализ недочётов предполагает поиск правильного, лучшего варианта выражения мысли и завершается исправлением предложенного для анализа текста.

   в) анализ подготовленных учащимися высказываний, их обсуждение – беседа, в процессе которой подводятся некоторые итоги определённого этапа работы, В процессе обсуждения устных высказываний учащиеся усваивают требования, которые предъявляются к устным и письменным высказываниям, и привыкают самокритично относиться к своей речи. Кроме того, участвуя в беседе-обсуждении, школьники учатся слушать, делать наброски и выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни.

  1. Составление плана.

Особенность этого приёма состоит в том, что он одновременно является способом речевой деятельности. Этот приём можно использовать в среднем звене в тех случаях. Когда проводятся коллективные наблюдения и ученики вводятся в процесс собирания материала и его фиксации. По мере того как ученики овладеют умением планировать высказывание и собирать к нему материал, коллективное составление плана перестаёт использоваться как приём.

  1. Составление композиционной схемы высказывания.

Используется при ознакомлении с новым типом текста или новой композиционной формой речевого произведения. Композиционная схема может быть словесной и графической. Например, схема рассуждения: 1) тезис, 2) доказательство, 3) вывод. В процессе работы над конкретным высказыванием ученики сами превращают композиционную схему в план, что является предпосылкой, обеспечивающей самостоятельность высказывания.

  1. Приём «Слуховой диктант»

Цель приёма: формирование умения слушать.

 Подбирается текст диктанта. Сначала предложения берутся небольшие, потом усложняются (в 5 классе – 6 предложений, в 6 – 7, в 8-9 и т. д.). Каждое предложение проговаривается учителем только 1 раз. Учащиеся записывают предложения. Проводится анализ.

  1. Приём «Лекция по плану»

Цель приёма: активизация внимания учеников к содержательной стороне речи.

Учитель на доске заранее записывает план, таблицу, схему лекции. Перед учениками ставится задача слушать лекцию учителя, выбрать и записать материал, соответствующий каждому пункту плана в виде тезисов (8-11кл.) или в виде кратких предложений (5-6кл.). Можно попросить выписать даты, места жительства и т. д. Затем проводится анализ работ.

  1. Приём «Анализ заранее подготовленных высказываний»

Цель: научить слушать высказывание товарища, развивать внимание и культуру слушания.

Каждый ряд получает предварительно задание: одни следят за тем, как говорящий раскрывает тему высказывания, другие – за языковым оформлением излагаемого, третьи – за тем, как выступающий использует определённые средства выразительности речи. Замечания записываются по ходу изложения, т. е. делаются наброски, которые будут использоваться при обсуждении. Затем даётся время для подготовки анализа выступления. Учащиеся приводят в систему записанное, продумывают устную рецензию (у каждого ученика есть памятка для анализа устного выступления).

                                            Приложение № 6

                 Технология интерактивного обучения.

В последние полтора десятка лет понятийное пространство педагогики стало интегрироваться с социальным и психологическим направлением. В процессе поиска определения, которое бы отражало новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактивное обучение.  

    Развивая монологическую речь учащихся, нельзя не обратиться к этой технологии.

Аспекты организации учебного процесса в интерактивном режиме.

  1. необходимо варьировать перестановку учебных мест, создавая зоны группового общения. Изменение привычного учебного пространства мотивирует готовность к нестандартной учебной ситуации.
  2. учитель продумывает процесс формирования учебных групп, учитывая эмоциональный климат микрогруппы ( для этого я провела диагностику с учениками 8 класса и выяснила вид темперамента, экстравертированность, лидерство в классе).
  3. вырабатывание навыков сотрудничества. Учащимся предлагается выбрать из предложенных 20-25 качеств личности пятёрку тех, которые, по мнению группы, наиболее полно характеризуют какого-либо литературного героя, выстраивая эти качества по значимости, начиная с самого яркого. Полученные сравнительные портреты послужат основанием для разговора о вечных ценностях в нашей жизни.
  4. При организации обсуждения необходимо уделять внимание выработке навыков общения и сотрудничества. Потребуется 3-4 занятия именно на знакомство учащихся с нормами группового поведения. Затем сами учащиеся вырабатывают правила, необходимые для эффективного учебного сотрудничества.
  5. Процесс подведения итогов работы микрогрупп показывает, насколько удалось каждой из них реализовать обе функции: решение учебной задачи и группового сплочения.

                               Презентация групповых решений.

Презентация групповых решений может быть реализована в разных формах:

- совместно-индивидуальная: каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбираются лучшее;

- совместно-последовательная: результат деятельности каждой группы является, как в мозаике, самостоятельным фрагментом, необходимым для общего решения проблемы;

- совместно-взаимодействующая: из предложенных выбираются определённые аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатываются общий для всего коллектива итог.

    Затем наступает время особого этапа – рефлексия прошедшего занятия, где и происходит оценка коммуникативных умений и навыков учащихся.

Следует заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берёт на себя руководящую роль в группе? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя? Что приобретаешь в совместной работе? и т. д.

    Можно ввести правило «трёх «нельзя»: нельзя говорить «уже всё сказали»; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом); нельзя прятать за высказыванием своё дурное настроение. Дети должны понять, что чувства, испытываемые ими, могут быть сходными, но не одинаковыми.

    Диалоговое обучение действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.                                                                                                                                                            

   В последнее время появились сравнительно новые технологии под названием «Портфель достижений ученика» , ( это проект «Европейский языковой портфель для России», был подготовлен  в рамках программы «Интеграция». Авторы-составители: И.И. Халеева, Н.Д. Гальскова, К.М. Ирисханова, Г.В. Стрелкова) которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашённой в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.),которая состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

«Языковой портфель достижений ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.

Эту сравнительно новую технологию начали применять учителя иностранного языка. Есть и варианты названий «Языковой портфель ученика», «Языковая папка учащегося», «Языковое портфолио», однако суть остаётся единой – самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.

По форме «Языковой портфель» - новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.

Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:

-в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе;

-в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом) в зависимости от этапа обучения;

- в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения, публичные выступления, диктанты, изложения и т. д.)

-в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.

«Языковой портфель»  состоит из нескольких разделов:

  1. Языковой паспорт владельца языкового портфеля, где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимался ученик, язык общения в семье.

В этом же разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:

-для того чтобы описывать проделанную тобой работу;

-для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как владеешь русским языком;

-для того чтобы показать твоим новым учителям в том случае, если ты перейдёшь в другой класс или школу;

-для того чтобы знать, как заполняются подобные документы, они могут быть очень полезны для тебя в дальнейшем обучении, выборе профессии.

2.     «В языковой портфель»  включены таблицы для самооценки речевых умений всех видов деятельности.

3. «Языковой архив ученика». Здесь делаются отметки о работах ученика или хранятся наиболее удачные работы, выполненные учеником самостоятельно на уроке или дома.

Ещё один вид самостоятельной работы – это подготовка публичного выступления. В учебние М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. предлагается ребятам приготовить различные публичные выступления: «Происхождение имён», «Берегите природу!», «Народные промыслы» и т. д.

Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено по усмотрению учителя.

 Есть ряд проблем в связи с реализацией данной технологии:

-содержательных (определение уровней овладения речевыми умениями);

-психолого-педагогических ( изменение позиции учителя в сторону педагогики сотрудничества на этапе оценки ученика, изменение отношения ученика к оценке и формирование навыка рефлексии в процессе совершенствования речевой деятельности. Изменение позиции родителей – движение от проверки дневника к наблюдению по развитию ребёнка);

- организационных (размножение листов для самоконтроля, выделение на уроках дополнительного времени для презентации портфеля.

Обозначенный круг проблем показывает, что применение данной технологии самооценки в преподавании русского языка требует решения определённых задач.

Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.

Как упрощённый вариант технологии «Портфель достижений», в 5-7 классах можно использовать специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ученика.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

За время работы учителем я поняла, что каждый ребенок – одаренная личность. И моя задача – помочь моим ученикам раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, создать для них такие условия, ...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )

Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )...

Совершенствование монологической речи на уроках русского языка и литературы

Умеют ли говорить наши школьники? Нет, это не риторический вопрос. Под умением говорить мы понимаем не только обмен репликами и междометиями и не только пересказ слов учителя и статьи учебника. ...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков и личности учащегося

Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности: выразительного чтения и лексической работы. Цель дан...