Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

                                                                         учителя  русского языка и литературы

                                                                          школы № 403

                                                                         Шманцарь  Раисы Андреевны

ТЕМА: Духовно-нравственное  воспитание  на  уроке русского языка  при повторении      

              темы  «Морфология» (по материалам романа  Д.А. Гранина  «Мой лейтенант») в  

               10 классе

.

     

ЦЕЛЬ:     систематизировать  и обобщать знания  у десятиклассников  по разделу  

             «Морфология»;

             - совершенствовать умения правильного применения орфограмм в  

                   различных частях речи;

    - способствовать  полному и осознанному владению   системой  

          орфографических и морфологических правил;          

 -  воспитывать  познавательную активность  и творческие способности учащихся;

 - способствовать духовно-нравственному воспитанию  учащихся;

 - открыть перед старшеклассниками новое  для них имя и произведение Д.А.

     Гранина

ОБОРУДОВАНИЕ :   раздаточный материал с текстами  из романа Д.А.Гранина  «Мой  

                                      лейтенант»;

                                    - интерактивная доска   с рабочими материалами, портретами,

                                      поэтов, ответами на задания;

                                     - книги Д.А. Гранина о блокаде на выставке;

ТИП УРОКА:  урок закрепления, применения знаний  и  формирования умений.

ПРОГНОЗИруеМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:   учащиеся находят в тексте  нужные  

                                             морфологические единицы, объясняют их употребление  и                                            -                                           правописание, обосновывая выбор;

                                            - размышляют над проблемным вопросом «Что такое война?

                                              Что она несет человечеству?»

                                             - учащиеся напишут  сочинение-рассуждение по впечатлениям

                                                от услышанного на уроке.

                                              ХОД УРОКА.

  1. Организационный   этап.
  2. Мотивация учебной деятельности.

         Задание от передачи  «Умники и умницы»:

Запишите слова, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки, обозначив орфограммы.

Двадцать  с..дьмое       ..нваря;   дев…т..сотдневная  бл..када; (П,п )искаревское  кладб..ще, город (?) герой; пам..тник;  м..м..риал;  в..т..раны;  осв..б..ждение  Лен..нграда;

  1.  Проверка.
  2. Постановка  цели и задачи урока.
  3. Актуализация опорных знаний. Беседа.

-Какой  темой  высказывания  могут быть  объединены эти слова, учитывая  

заявленную дату  27 января? (составить предложения)

-Как вы понимаете  значение слова  «блокада»?

-Чем она  стала для  ленинградцев?

-Кого из поэтов, писателей, живших, писавших  в блокадном Ленинграде и воевавших за его освобождение вы знаете? Может быть, помните чьи-то  стихи?

  1. Ассоциации

               

             На экране  ----   3 фотографии:   А.А. Ахматовой

                                                                      О.Ф. Берггольц

                                                                       Д.А. Гранина

  1. Слово учителя  о Д.Гранине ,о его участии  в Великой Отечественной войне, о  боях  под осажденным  Ленинградом, о  творчестве  и о последнем романе  «Мой лейтенант».

( Знакомство    с книгами ,написанными Д.Граниным)

  1. Закрепление изученного материала по теме  «Морфология»  по тексту из  романа  «Мой  лейтенант».

         

Задание:  прочитать  текст и выполнить  послетекстовые задания.

                (работа на 5 групп)

     

  1. Проверка выполнения заданий с последующей записью ответов всеми учащимися.

      (ответы- на )доске

  1.  Творческая  работа с текстом.

Беседа:

         - Какое  впечатление  произвело на вас содержание данного текста?

         - Что  особенно  затронуло  вашу душу?

         -Как   вы  думаете ,зачем  Д .Гранин  использовал прием  сравнения  картины  К.Брюллова    «Последний день Помпеи» с  картиной  всеобщего отступления солдат?

Ответить на этот вопрос ,возможно, вам помогут 2 изображения на экране.

  1. Рефлексия :

Прием  сравнения

  На картине  К. Брюллова

       В тексте  Д.Гранина

                                                        общее

                                             Страшная  трагедия  вызвана

Стихией природы (извержение вулкана)

  войной

                                             Паника. Массовое  бегство

Бегущие  люди  спасаются от пепла, камней ,настигающей  огненной лавы.

 Отступление ,бегущие  люди спасаются от  налета самолетов ,поливающих  свинцом посыпая бомбами.

         

-  Проблемный вопрос: что же несет  людям война?

  1. Слово учителя

-Нравственные проблемы всегда были  в центре внимания  писателя Д.Гранина.  Писатель-воин- гражданин, он всегда  чутко реагировал  на события общественного  и исторического масштаба.

Зная о войне  не понаслышке, а видя собственными глазами умирающих , голодающих в  блокадном Ленинграде, воюя в окопах  вместе с рядовыми солдатами ,офицер Гранин  своими произведениями  призывает нас помнить ,

какою   ценой завоеван мир и счастье.

(на экране) Ведь еще Э.Кант говорил :,,Две  вещи в мире  достойны удивления: Ззвездное небо над нами и  нравственный  закон  внутри нас».

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

   -Моя задача на сегодняшнем уроке не только повторить тему  «Морфология», но и  пробудить в вашей душе сопереживание к увиденному,прочитанному,услышанному.

  - О чем вы задумались? О чем бы хотели написать?

Домашнее задание для всех:   написать  сочинение-рассуждение   «О чем я задумал(а)сь(ся) после проведенного урока .»

  • 1 группа работает с заданием 1-2;
  • 2 группа--------------------------3-4
  • 3 группа-------------------------5-6
  • 4 группа-------------------------7-8
  • 5 группа-------------------------9-10

     

                                                                                                                                                                                        

                                                                                                   

                                     

                                                                                                                                                         

 

                                 

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 10 классе по теме "Морфологический уровень языка"

Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфологический уровень языка» по любому УМК. Урок проводится в начале изучения раздела «Морфологический уровень языка». На уроке проводится работа по сис...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...