Урок №2. Развитие речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок имеет своей целью преодоление нарушений фонетико-фонетической стороны речи. Направлен на выполнение системы упражнений по различению сходных по звучанию слов у учащихся коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» Адрес: 190020 Санкт-Петербург, ул.Курляндская, д.29А Тел.: 251-12-91
Урок русского языка (развития речи)
в 7 классе (8 вид обучения)
Учитель: Яхонтова Е.А.
Санкт-Петербург
2021 г.
Вид занятия – урок
Тема: Паронимы (без озвучивания терминологии)
Дата проведения: 16.03.2021 г.
Продолжительность урока: 35 минут
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование и коррекция восприятия фонетико-фонематической стороны речи как профилактика дисграфии и расширение словарного запаса языка.
Задачи: 1. Обучающие: - формировать у обучающихся умения слышать, сопоставлять, сравнивать и анализировать значения фонетически сходных слов, - формировать понимание важности различения значения слов для правильного восприятия информационного материала, - расширять понятийный и активный словарный запас. 2. Развивающие: - развивать познавательный интерес к русскому языку, - развивать психические функции (внимание, устойчивое восприятие). 3. – Воспитывающие: - воспитывать умение работать в коллективе, - воспитывать способность к активному включению в диалог.
Здоровьесберегающий компонент: обеспечение правильной посадки детей за партой, создание комфортной психологический обстановки на уроке, своевременная смена деятельности учащихся, физминутка.
Межпредметные связи: история, литература.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Выполнить задание учителя: положить пенал на верхний левый угол парты, а учебник-на нижний правый.
- Упражнение для активизации работы мозга: левой рукой дети гладят себя по голове от лба к затылку, а правой рукой ОДНОВРЕМЕННО гладят себя по животу круговыми движениями.
- Вступительная беседа. Учитель: - Что мы учимся делать на уроках русского языка? (красиво говорить и грамотно писать). Для этого мы должны знать много слов, иметь богатый словарный запас (записывается на доске). Наука, которая изучает словарный запас языка называется «Лексика» (выписывается на доску). И мы сегодня будем учёными, изучающими эту интересную науку.
- Предварительное практическое задание. – У вас на столе счётные палочки. Составьте домик из 8-10 (80) палочек. – Кто сколько палочек возьмёт? – 8, 10, 80 ? Почему у всех по-разному? - Мы с вами услышали сходные по звучанию слова. Таких слов в русском языке много. Важно различить их, чтобы не ошибиться в использовании.
- Прослушать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Утопленник»:
…Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу!
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!..
Анализ отрывка на выявление сходных при восприятии на слух слов, определение разницы в их значении.
- Практическое задание по карточкам: прочитать слова, найти сходные по звучанию, выписать их парами: отчество, лесть, вздох, грецкий, отечество, вдох, добрый, отобрали, греческий, бодрый, обобрали, лезть.
- Физминутка. Упражнения для глаз.
- Уточнение понимания значений выписанных слов.
- Работа с наглядным материалом. На экран выводятся картинки: ЭСКАЛАТОР, ЭКСКАВАТОР, ЭКВАТОР. Они называются детьми и записываются на доске. На экране появляется новая картинка и запись слова ЭКСВАЕР. Даётся пояснение. Обращается внимание учащихся, что они теперь знают новое слово.
- Фронтальное задание: составить предложения с этими словами.
- Итоги. – С какими словами мы сегодня познакомились? Почему надо быть внимательными к звучанию и написанию слов?
- Рефлексия. Карточки: Всё понятно - +, понятно, но не всё - !, надо повторить - * (ученики обводят соответствующий значок)
- формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности через использование занимательного материала
- включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего развития детей (осведомлённость об окружающем мире)
- обучение приёмам и способам работы с письменной инструкцией
- обучение работы с алгоритмами, дидактическим материалом, наглядностью, справочниками и т.п.
- включение в каждый урок заданий по развитию психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, наблюдательность, приёмы сравнения, речь и др.)
- использование здоровьесберегающих технологий, своевременное проведение коррекционных пауз
- диагностика ведущего анализатора восприятия у учащихся и организация урока с опорой на него
- пропедевтика перед знакомством с новым материалом
- формирование навыков самоконтроля и самооценки
- обеспечение эмоционального комфорта через организацию доверительных межличностных отношений: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-коллектив
- стимулирующее оценивание учащихся на разных этапах урока
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...