Урок №2. Развитие речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Яхонтова Елена Александровна

Урок имеет своей целью преодоление нарушений фонетико-фонетической стороны речи. Направлен на выполнение системы упражнений по различению сходных по звучанию слов у учащихся  коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» Адрес: 190020 Санкт-Петербург, ул.Курляндская, д.29А  Тел.: 251-12-91

     

                                          Урок русского языка (развития речи)

                                                   в 7 классе (8 вид обучения)

                                                     Учитель:  Яхонтова Е.А.

                                    Санкт-Петербург

                                             2021 г.

Вид занятия – урок

Тема: Паронимы (без озвучивания терминологии)

Дата проведения:  16.03.2021 г.

Продолжительность урока:  35 минут

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование и коррекция восприятия фонетико-фонематической стороны речи как профилактика дисграфии и расширение словарного запаса языка.

Задачи:  1. Обучающие: - формировать у обучающихся умения слышать, сопоставлять, сравнивать и анализировать значения фонетически сходных слов, - формировать понимание важности различения значения слов для правильного восприятия информационного материала, - расширять понятийный и активный словарный запас. 2. Развивающие: - развивать познавательный интерес к русскому языку, - развивать психические функции (внимание, устойчивое восприятие). 3.  – Воспитывающие: - воспитывать умение работать в коллективе, - воспитывать способность к активному включению в диалог.

Здоровьесберегающий компонент:  обеспечение правильной посадки детей за партой, создание комфортной психологический обстановки на уроке, своевременная смена деятельности учащихся, физминутка.

Межпредметные связи: история, литература.

                                                            ХОД   УРОКА

  1. Организационный момент. Выполнить задание учителя: положить пенал на верхний левый угол парты, а учебник-на нижний правый.
  2. Упражнение для активизации работы мозга: левой рукой дети гладят себя по голове от лба к затылку, а правой рукой ОДНОВРЕМЕННО гладят себя по животу круговыми движениями.
  3. Вступительная беседа.  Учитель: - Что мы учимся делать на уроках русского языка? (красиво говорить и грамотно писать). Для этого мы должны знать много слов, иметь богатый словарный запас (записывается на доске). Наука, которая изучает словарный запас языка называется «Лексика» (выписывается на доску). И мы сегодня будем учёными, изучающими эту интересную науку.
  4. Предварительное практическое задание. –  У вас на столе счётные палочки. Составьте домик из 8-10 (80) палочек. – Кто сколько палочек возьмёт? – 8, 10, 80 ? Почему у всех по-разному?  - Мы с вами услышали сходные по звучанию слова. Таких слов в русском языке много.  Важно различить их, чтобы не ошибиться в использовании.
  5. Прослушать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Утопленник»:

         …Вы, щенки, за мной ступайте!

            Будет вам по калачу!       

            Да смотрите ж, не болтайте,

            А не то поколочу!..  

Анализ отрывка на выявление сходных при восприятии на слух слов, определение разницы в их значении.

  1. Практическое задание по карточкам: прочитать слова, найти сходные по звучанию, выписать их парами:  отчество, лесть, вздох, грецкий, отечество, вдох, добрый, отобрали, греческий, бодрый, обобрали, лезть.
  2. Физминутка. Упражнения для глаз.
  3. Уточнение понимания значений выписанных слов.
  4. Работа с наглядным материалом. На экран выводятся картинки: ЭСКАЛАТОР,  ЭКСКАВАТОР, ЭКВАТОР. Они называются детьми и записываются на доске. На экране появляется новая картинка и запись слова  ЭКСВАЕР. Даётся пояснение. Обращается внимание учащихся, что они теперь знают новое слово.
  5.  Фронтальное задание: составить предложения с этими словами.
  6.  Итоги. – С какими словами мы сегодня познакомились? Почему надо быть внимательными к звучанию и написанию слов?
  7.  Рефлексия. Карточки: Всё понятно - +,  понятно, но не всё - !,  надо повторить - *  (ученики обводят соответствующий значок)

- формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности через использование занимательного материала

- включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего развития детей (осведомлённость об окружающем мире)

- обучение приёмам и способам работы с письменной инструкцией

- обучение работы с алгоритмами, дидактическим материалом, наглядностью, справочниками и т.п.

- включение в каждый урок заданий по развитию психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, наблюдательность, приёмы сравнения, речь и др.)

- использование здоровьесберегающих технологий, своевременное проведение коррекционных пауз

- диагностика ведущего анализатора восприятия у учащихся и организация урока с опорой на него

- пропедевтика перед знакомством с новым материалом

- формирование навыков самоконтроля и самооценки

- обеспечение эмоционального комфорта через организацию доверительных межличностных отношений: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-коллектив

- стимулирующее оценивание учащихся на разных этапах урока

-

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...