урок в 9 классе Информационная обработка текста
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Рачева Оксана Васильевна

на этом уроке вспоминаем, что такое информационная обработка текста, что можно считать текстом, проводится работа с текстом,. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Информационная обработка текста»

Учащиеся сидят в группах по 4 человека.

Добрый день, мой дорогой 9 класс. Я очень рада снова Вас видеть.  Надеюсь,

все  уже  готовы  к  нашему  очередному  уроку  русского  языка.  Теперь,  чтобы

полностью  сосредоточиться,  давайте  откроем  тетради  и  запишем  сегодняшнее

число. Вот и замечательно. Но перед тем как  начинать нашу беседу, я  предлагаю

вам угадать, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Добрый день, мой дорогой 9 класс. Я очень рада снова Вас видеть.  Надеюсь,

все  уже  готовы  к  нашему  очередному  уроку  русского  языка.  Теперь,  чтобы

полностью  сосредоточиться,  давайте  откроем  тетради  и  запишем  сегодняшнее

число. Вот и замечательно. Но перед тем как  начинать нашу беседу, я  предлагаю

вам угадать, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Добрый день, мой дорогой 9 класс. Я очень рада снова Вас видеть.  Надеюсь,

все  уже  готовы  к  нашему  очередному  уроку  русского  языка.  Теперь,  чтобы

полностью  сосредоточиться,  давайте  откроем  тетради  и  запишем  сегодняшнее

число. Вот и замечательно. Но перед тем как  начинать нашу беседу, я  предлагаю

вам угадать, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Добрый день, 9 класс. Я очень рада снова Вас видеть. Давайте поприветствуем гостей нашего урока. Надеюсь, все уже готовы к нашему очередному уроку русского языка. Теперь, чтобы полностью сосредоточиться, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Вот и замечательно. Но перед тем как начинать нашу беседу, я предлагаю вам посмотреть на экран. (1 сл. Презентации «Кроссенс» по картинкам определить тему.) Кто уже знает, о чем мы будем говорить? Правильно. Итак, тема нашего урока «Информационная обработка текста».

 Сл. 2 Планируемые результаты:

  1. Вспомнить виды обработки текста.
  2. Знать признаки текста.
  3. Составлять план текста.
  4. Писать аннотацию к тексту.
  5. Находить в тексте информацию для заполнения таблицы.

Активно работать в группе для достижения общего положительного результата.

Помните ли вы, что такое текст? По каким признакам мы можем определить, что перед вами текст? У вас на столах есть карточки с признаками текста и лишние. Выберите нужные карточки. (сл. 3). (2 минуты)(приложение 1.).

Теперь давайте сверимся с эталоном.щелкаю- правильные ответы выделяются красным цветом.

Сейчас я называю вам литературное произведение или какой-либо речевой жанр, а вы должны ответить мне, текст ли это: сл. 4.

 «Евгений Онегин» Пушкина, пьеса «Ревизор» Гоголя,  «Люблю грозу в начале мая…» Тютчева, отзыв о стихотворении Фета, список покупок, сказка про репку, статья в газете, правило в учебнике русского языка, теорема Пифагора, инструкция по эксплуатации ноутбука, поздравление с праздником, письмо бабушке, телеграмма, объяснительная записка.(ответ: неверно –список покупок)

Давайте попробуем поработать с текстом. У вас на столах лежит задание № 1.

Это текст об искусственных языках.

  1. Прочитайте текст внимательно. (5 мин.)
  2. Составьте план текста. (5 мин.)

обсуждение.

  1. Озаглавьте его. (3 мин.) (1-й в группе пишет заголовок в виде вопросительного предложения. 2-й в виде восклицательного предложения. 3-й  в виде назывного предложения. 4-й использует побудительное предложение). (примеры видов предложений на сл. 5)

Обсуждение

  1. Составьте аннотацию к тексту (кратко, о чем говорится в тексте) (3 мин.)
  2. Заполните таблицу с пропусками об искусственных языках  (Приложение № 2.) (10 мин.)

Давайте сравним с эталоном (раздается эталон, обсуждение) (3 мин.)

Рефлексия. Подведение итогов урока

А теперь давайте вернемся к сл. 1 и посмотрим, какие виды информационной обработки существуют.

Какой способ вы применили сегодня на уроке?

Какие способы вы используете на разных уроках?

Какие способы  вы еще не применяли в своей практике?

Как вы считаете, пригодятся ли вам эти способы в дальнейшем обучении и жизни?

Самооценка.

Возьмите лист самооценки. (Приложение 3.) оцените работу группы и работу самого себя. Сл. 6

Домашнее задание.

Сейчас обратите внимание на экран (отрывок из фильма «Люди в черном»). Какой язык используют авторы фильма? (артланг).

Сл. 7

  1. Представьте себе, что вы встретили инопланетянина. Напишите  небольшой диалог, который мог бы между вами состояться. Придумайте свой артланг. (с переводом на русский).  Это на оценку 3.
  2. Напишите рецензию на фильм  на оценку 4.
  3. Напишите рецензию на прочитанную вами  книгу в жанре фантастики на оценку 5.

 Используйте  план написания рецензии со сл. 7.

Сл. 8 Спасибо за урок!

Использовать книгу «Сборник задач по русскому языку». Текст об искусственных языках.


Оцени себя

Обведи в кружок тот результат, которого ты достиг

  1. Вспомнил(а) виды обработки текста.
  2. Узнал(а) признаки текста.
  3. Составил(а) план текста.
  4. Написал(а) аннотацию к тексту.
  5. Нашла в тексте всю правильную информацию для заполнения таблицы.
  6. Активно работал (а) в группе для достижения общего положительного результата.

Количество кружков- ______ шт.

_____________________________________________________________________

Оцени себя

Обведи в кружок тот результат, которого ты достиг

  1. Вспомнил(а) виды обработки текста.
  2. Узнал(а) признаки текста.
  3. Составил(а) план текста.
  4. Написал(а) аннотацию к тексту.
  5. Нашла в тексте всю правильную информацию для заполнения таблицы.
  6. Активно работал (а) в группе для достижения общего положительного результата.

Количество кружков- ______ шт.

  1. ____________________________________________________________________________________________

Оцени себя

Обведи в кружок тот результат, которого ты достиг

  1. Вспомнил(а) виды обработки текста.
  2. Узнал(а) признаки текста.
  3. Составил(а) план текста.
  4. Написал(а) аннотацию к тексту.
  5. Нашла в тексте всю правильную информацию для заполнения таблицы.
  6. Активно работал (а) в группе для достижения общего положительного результата.

Количество кружков- ______ шт.

  1. ___________________________________________________________________________________________

Оцени себя

Обведи в кружок тот результат, которого ты достиг

  1. Вспомнил(а) виды обработки текста.
  2. Узнал(а) признаки текста.
  3. Составил(а) план текста.
  4. Написал(а) аннотацию к тексту.
  5. Нашла в тексте всю правильную информацию для заполнения таблицы.
  6. Активно работал (а) в группе для достижения общего положительного результата.

Количество кружков- ______ шт.


Приложение 3.

Лист самооценки работы в группе

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Оцени себя

Лист самооценки работы в группе

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Оцени себя


Приложение 2

Приложение 2

Приложение 1.

  • Наличие темы и идеи

  • Наличие или возможность заголовка

  • Смысловая связь между предложениями

  • Определённая последовательность предложений

  • Использование языковых средств связи между предложениями

завершённость, смысловая законченность

Все предложения сложные

Все слова в предложении в одном падеже

Одна микротема

Приложение 1.

  • Наличие темы и идеи

  • Наличие или возможность заголовка

  • Смысловая связь между предложениями

  • Определённая последовательность предложений

  • Использование языковых средств связи между предложениями

завершённость, смысловая законченность

Все предложения сложные

Все слова в предложении в одном падеже

Одна микротема


Планируемые результаты:

  1. Вспомнить виды обработки текста.
  2. Знать признаки текста.
  3. Составлять план текста.
  4. Писать аннотацию к тексту.
  5. Находить в тексте информацию для заполнения таблицы.

Активно работать в группе для достижения общего положительного результата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

конспект Подробный пересказ Сжатое изложение ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА

Слайд 2

Планируемые результаты: 1. Вспомнить виды обработки текста. 2. Знать признаки текста. 3. Составлять план текста. 4. Писать аннотацию к тексту. 5. Находить в тексте нужную информацию для заполнения таблицы. 6. Активно работать в группе для достижения общего положительного результата .

Слайд 3

Признаки текста Наличие темы и идеи Наличие или возможность заголовка Все предложения сложные Смысловая связь между предложениями Определённая последовательность предложений Все слова в предложении в одном падеже Использование языковых средств связи между предложениями завершённость, смысловая законченность Одна микротема

Слайд 4

Это тексты? Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, пьеса «Ревизор» Н.В. Гоголя, Стихотворение «Люблю грозу в начале мая…» Ф.И. Тютчева, отзыв о стихотворении А. А. Фета, Список покупок, сказка «Репка», статья в газете, правило в учебнике русского языка, теорема Пифагора, инструкция по эксплуатации ноутбука, поздравление с праздником, письмо бабушке, телеграмма, объяснительная записка.

Слайд 5

(1-й в группе пишет заголовок в виде вопросительного предложения. Пример: Почему птицы летают? 2-й в виде восклицательного предложения. Пример: Как красиво летят птицы! 3-й в виде назывного предложения. Пример:Полёт птиц. 4-й использует побудительное предложение) Птички, скорее летите на юг.

Слайд 6

Оцени себя Обведи в кружок тот результат, которого ты достиг 1. Вспомнил(а) виды обработки текста. 2. Узнал(а) признаки текста. 3. Составил(а) план текста. 4. Написал(а) аннотацию к тексту. 5. Нашла в тексте всю правильную информацию для заполнения таблицы. 6. Активно работал (а) в группе для достижения общего положительного результата. Количество кружков- ______ шт. Лист самооценки работы в группе Все ли члены группы принимали участие в работе? Дружно ли вы работали? Были ссоры? Тебе нравится результат работы группы? Оцени свой вклад в работу группы. А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один; В) кто- то работал больше, кто- то меньше других. А) Работали дружно, ссор не было; Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ; В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. А) Да, всё получилось хорошо; Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится. А) Почти всё сделали без меня; Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; В) Я принимал участие в обсуждении.

Слайд 7

Домашнее задание Представьте себе, что вы встретили инопланетянина. Напишите небольшой диалог, который мог бы между вами состояться. Придумайте свой артланг . (с переводом на русский). Это на оценку 3. Напишите рецензию на фильм на оценку 4. Напишите рецензию на прочитанную вами книгу в жанре фантастики на оценку 5. Используйте план написания рецензии со сл. 7.

Слайд 8

Рецензия на фильм Рецензия на книгу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

конспект Подробный пересказ Сжатое изложение ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА

Слайд 2

Домашнее задание Представьте себе, что вы встретили инопланетянина. Напишите небольшой диалог, который мог бы между вами состояться. Придумайте свой артланг . (с переводом на русский). Это на оценку 3. Напишите рецензию на фильм на оценку 4. Напишите рецензию на прочитанную вами книгу в жанре фантастики на оценку 5. Используйте план написания рецензии со сл. 7.

Слайд 3

Рецензия на фильм Рецензия на книгу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная обработка текста

Методическая разработка урока...

Информационная обработка текста. Задание1 ЕГЭ по русскому языку.

Презентация содержит тестовый материал для подготовки к ЕГЭ -2015 по русскому языку. Задание №1: информационная обработка текста....

Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.

Методическая разработка темы с использованием ИКТ и  мультимедийного проектора...

Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов

Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....

Задание ЕГЭ №1 "Информационная обработка текста"

Теория по 1 заданию и тексты для тренировки....

задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18

задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18...

Конспект урока в 5 классе «Информационная переработка текста: простой и сложный план».

Класс: 5.Тема: «Информационная переработка текста: простой и сложный план»....