Информационная обработка текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Золотое имя
У помидора издавна два имени. В научных книгах его всегда называют томатом. Это его индейское имя. Почему же обычно томаты называют помидорами?
Томат приехал к нам издалека. Его родина — Америка. Сначала томаты привезли в Италию. Они были жёлтого цвета и очень мелкие. Совсем как райские яблочки. Они ярко светились на солнце. Поэтому итальянцы их назвали "помо доро". Это значит "золотое яблоко".
Сперва помидоры сажали на клумбах для красоты. Пробовать плоды тогда не решались. Вдруг они вредны для здоровья? Потом отведали. Вкус помидоров сразу всем понравился. И помидор переехал из цветника в огород. Сегодня редко встретишь человека, который не пробовал бы "золотое яблоко".
(104 слова) (По Н. Надеждиной)
Сопутствующие темы: Наречие. Разряды наречий по значению. Образование наречий. Правописание наречий.
Предварительная работа с текстом
1. Орфографические упражнения
- Найдите орфограмму, объясните её правописание. Запишите ещё 3-4 слова с этой орфограммой.
Научный, яблочки, обычно,............
Огород, редко, вдруг, ............
Здоровье, итальянцы, ............
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Из)давн.., (с)начал.., (с)перв.., (из)далек.., (не)пробовал, (не)р..шались.
- Составьте словосочетания или предложения со словами с непроверяемыми написаниями: огород, томаты, помидоры.
- Слова для записи на доске: жёлтый, вдруг, очень, совсем, всегда, сегодня.
2. Пунктуационные упражнения
- Разделите на предложения. Какие знаки препинания вы поставите в конце предложений?
У помидора издавна два имени в научных книгах его всегда называют томатом это его индейское имя почему же обычно томаты называют помидорами.
- Предлагаем для пунктуационного анализа предложение.
Его родина — Америка.
- Составьте предложения, используя в качестве подлежащих и сказуемых слова: бережливость, богатство; дятел, птица; мама, друг.
- Какое слово в этом предложении "сигнализирует" о необходимости запятой? Составьте предложения со словом который.
Сегодня редко встретишь человека, который не пробовал бы "золотое яблоко".
3. Лексические упражнения
- Закончите предложение.
Помидор и томат — это слова ... (синонимы).
- Какое значение имеет слово томат в этих словосочетаниях?
Спелый томат, густой томат.
Томат. 1. То же, что помидор. 2. Пюре из помидоров.
- Замените близкими по смыслу наречиями.
Прежде, раньше—... (сначала, сперва). С давних пор — ... (издавна). Из отдалённой местности — ... (издалека).
■ Объясните разницу в значении этих слов:
Индейский — индийский.
Индейцы. Общее название коренных племён и народностей, населявших до появления европейцев американский материк. Прил. индейский.
Индийцы. Общее название коренного населения Индии. Прил. индийский.
4. Беседа по содержанию текста
1. Какие два имени есть у известного вам овоща?
2. Кто назвал томат томатом?
3. Откуда и куда вывезли томаты? Как они выглядели? С чем их можно было сравнить?
4. Кто назвал томат помидором и почему?
5. Какое из двух названий — томат или помидор — мы употребляем чаще?
6. Для чего люди поначалу выращивали помидоры? Как со временем изменилось отношение людей к этому овощу?
5. Составление плана текста
1. На какие смысловые части можно разделить этот текст?
2. Озаглавьте каждую часть и составьте план текста.
Примерный план
1. Два названия: томат и помидор.
2. "Помодоро" значит "золотое яблоь
3. С клумбы — на грядку.
3. Перескажите текст по плану.
4. Дайте тексту другое, более точное название ("Загадка помидора ".)
6. Грамматические задания
1. Подчеркните наречия. Поставьте к ним вопросы.
2. Сделайте фонетический разбор слов золотое, загадка.
3. Разберите по составу слова сначала, сперва, издавна.
4. Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
Встретишь, означает, называет.
5. Подчеркните местоимения, укажите их число и падеж.
6. Выпишите из текста 3-4 глагола и образуйте для них неопределённую форму.
Золотое имя
У помидора издавна два имени. В научных книгах его всегда называют томатом. Это его индейское имя. Почему же обычно томаты называют помидорами?
Томат приехал к нам издалека. Его родина — Америка. Сначала томаты привезли в Италию. Они были жёлтого цвета и очень мелкие. Совсем как райские яблочки. Они ярко светились на солнце. Поэтому итальянцы их назвали "помо доро". Это значит "золотое яблоко".
Сперва помидоры сажали на клумбах для красоты. Пробовать плоды тогда не решались. Вдруг они вредны для здоровья? Потом отведали. Вкус помидоров сразу всем понравился. И помидор переехал из цветника в огород. Сегодня редко встретишь человека, который не пробовал бы "золотое яблоко".
(104 слова) (По Н. Надеждиной)
Сопутствующие темы: Наречие. Правописание наречий.
Предварительная работа с текстом:
Прочитайте текст про себя. Все ли слова были понятны?
Объясните разницу в значении слов:
Индейский — индийский.
Индейцы. Общее название коренных племён и народностей, населявших до появления европейцев американский материк. Прил. индейский.
Индийцы. Общее название коренного населения Индии. Прил. индийский. Найдите на карте родину томатов.
Любите ли вы помидоры? Можно ли по тексту определить авторское отнощение к овощу? Объективно или субъективно изложен материал? Прочитайте текст так, чтобы слушатель понял ваше отношение к этому красивому и вкусному растению.
Что нового вы узнали из прочитанного текста?
4. Беседа по содержанию текста
1. Какие два имени есть у известного вам овоща?
2. Кто назвал томат томатом? Что означает это название? Как оно связано с внешним видом первых томатов
3. Откуда и куда вывезли томаты? Как они выглядели? С чем их можно было сравнить?
4. Кто назвал томат помидором и почему?
5. Какое из двух названий — томат или помидор — мы употребляем чаще?
6. Для чего люди поначалу выращивали помидоры? Как со временем изменилось отношение людей к этому овощу?
7. Составьте план текста, перескажите текст от имени помидора. Какие путешествия
1. Орфографические упражнения
- Найдите орфограмму, объясните её правописание. Запишите ещё 3-4 слова с этой орфограммой.
Научный, яблочки, обычно,............
Огород, редко, вдруг, ............
Здоровье, итальянцы, ............
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Из)давн.., (с)начал.., (с)перв.., (из)далек.., (не)пробовал, (не)р..шались.
- Составьте словосочетания или предложения со словами с непроверяемыми написаниями: огород, томаты, помидоры.
- Слова для записи на доске: жёлтый, вдруг, очень, совсем, всегда, сегодня.
2. Пунктуационные упражнения
- Разделите на предложения. Какие знаки препинания вы поставите в конце предложений?
У помидора издавна два имени в научных книгах его всегда называют томатом это его индейское имя почему же обычно томаты называют помидорами.
- Предлагаем для пунктуационного анализа предложение.
Его родина — Америка.
- Составьте предложения, используя в качестве подлежащих и сказуемых слова: бережливость, богатство; дятел, птица; мама, друг.
- Какое слово в этом предложении "сигнализирует" о необходимости запятой? Составьте предложения со словом который.
Сегодня редко встретишь человека, который не пробовал бы "золотое яблоко".
3. Лексические упражнения
- Закончите предложение.
Помидор и томат — это слова ... (синонимы).
- Какое значение имеет слово томат в этих словосочетаниях?
Спелый томат, густой томат.
Томат. 1. То же, что помидор. 2. Пюре из помидоров.
- Замените близкими по смыслу наречиями.
Прежде, раньше—... (сначала, сперва). С давних пор — ... (издавна). Из отдалённой местности — ... (издалека).
5. Составление плана текста
1. На какие смысловые части можно разделить этот текст?
2. Озаглавьте каждую часть и составьте план текста.
Примерный план
1. Два названия: томат и помидор.
2. "Помодоро" значит "золотое яблоь
3. С клумбы — на грядку.
3. Перескажите текст по плану.
4. Дайте тексту другое, более точное название ("Загадка помидора ".)
6. Грамматические задания
1. Подчеркните наречия. Поставьте к ним вопросы.
2. Сделайте фонетический разбор слов золотое, загадка.
3. Разберите по составу слова сначала, сперва, издавна.
4. Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
Встретишь, означает, называет.
5. Подчеркните местоимения, укажите их число и падеж.
6. Выпишите из текста 3-4 глагола и образуйте для них неопределённую
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная обработка текста. Задание1 ЕГЭ по русскому языку.
Презентация содержит тестовый материал для подготовки к ЕГЭ -2015 по русскому языку. Задание №1: информационная обработка текста....
Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.
Методическая разработка темы с использованием ИКТ и мультимедийного проектора...
Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов
Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....
Задание ЕГЭ №1 "Информационная обработка текста"
Теория по 1 заданию и тексты для тренировки....
задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18
задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18...
урок в 9 классе Информационная обработка текста
на этом уроке вспоминаем, что такое информационная обработка текста, что можно считать текстом, проводится работа с текстом,....