Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Методическая разработка темы с использованием ИКТ и мультимедийного проектора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_obrabotka_teksta.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста»
Цель урока: формирование умений информационной обработки текста (компрессии текста).
Задачи урока:
- ознакомить с основными видами компрессии текста;
- применить разные виды компрессии текста ;
- развить умение выделять микротемы (предложениями в тексте или формулировать их на основе выделения ключевых слов).
Вид урока:
- комбинированный
- интегрированный
- с использованием ИКТ
Техническое обеспечение:
Оборудование: проектор с экраном
компьютеры
Презентации 1.Презентация «Виды сжатия (компрессии) текста
2.Памятник Александру III (2 слайда)
Текстовые документы в Microsoft Word:
Текст № 1 для сжатия
Две таблицы ( одна – для микротем и другая - для всего текста)
Раздаточный материал для учащихся:
- критерии оценки сжатого изложения (по ГИА)
- Текст № 1
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1)Инструктаж по технике безопасности, по видам работы. 2)Инструктаж по видам работы: 2 вида работы:
(в тетради – конспектируются виды компрессии и пишется алгоритм; на листе формата А4 – микротемы текста № 2) 3)Найти документ на рабочем столе «Компрессия текста» - создать копию и назвать своей фамилией Открыть свой документ | Иструктаж по видам работы, как будем работать, что (ИКТ, в тетради, на листе бумаги) | Слушают тнструктаж. Знакомство с электронным д-м с материалами на рабочем столе) Создание электронного документа для работы |
Слово учителя: 1)Исходя из темы урока и вашего опыта написания сжатого изложения обозначьте цель урока (формирование умений сжатия текста). Для чего это вам нужно? 2) Вид работы- практическая работа | . Помогает сформулировать цель урока, мотивирует детей | Формулируют цель урока и высказывают свою мотивацию |
(Слайд: Сокращая текст, я сохраняю…. Сокращая текст, я убираю….) | Показывает, руководит Вывод на экран лист MW «Сокращая текст, я убираю….» Я сохраняю… | Смотрят презентацию, читают. Конспектируют в тетради. Создают свою инструкцию (алгоритм) |
Слайды с изображением памятника. Текст № 1 1) Чтение вслух - определение темы текста - стиля текста 2) Выделение микротем (задание: выделить слова для формулирования микротемы жирным шрифтом или цветом, сформулировать микротему), поместить текст по абзацам в таблицу и -3)Сжатие текста по абзацам (в таблице) 4) Проверка и самооценка: чтение и сверка с ответами (микротемами), самооценка (+ или - в таблице ) 5) Сохранение своей работы (сохранить в сеть) | Координирует процесс Задает вопросы Консультирует Выводит на экран | Чтение Ответы на вопросы Работа с текстом (в электронном виде) Проверка (сверка с образцом) Самооценка в таблице (+ или - ) |
Задача – записать ТОЛЬКО микротемы
при необходимости – вывод текста с ключевыми словами) Выключить проектор (нормы санпин) в конце этого этапа | Формулировка задания Чтение текста Вывод на экран микротем для самопроверки | Прослушивание текста Запись микротем от руки на бумажном носителе Проверка Корректировка написанного Вывод на экран (3 чел) |
по критериям оценки сжатого изложения ГИА (проверяем 3 микротемы по 2-м критериям – 1 и 3) Если успеем – проверяем текст № 1 (по 1 и 3 критериям) Критерии распечатаны | Координирует (подсказать, как пользоваться критериями) | Само и взаимопроверка |
Что получалось и что не получалось в работе на уроке? | рефлексия | рефлексия |
Тексты для практической работы
(Тексты с использованием краеведческого материала об истории памятника Александру III в г.Иркутске)
Текст № 1
Создание памятника Александру III как инициатору строительства Транссибирской магистрали поставило немало вопросов. Одним из них был такой: в какую сторону должна быть повернута бронзовая фигура императора?
Рассуждали так: при постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке терялась основная мысль сооружения памятника – поставить его именно на этом месте, на берегу Ангары, напротив Великого Сибирского пути. При повороте статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывалась основная мысль, но со стороны города памятник многое терял, и столица Сибири была бы обижена таким обращением к ней царя, призывавшего весь край к новой жизни. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Таким образом, решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу.
В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс на сооружение памятного монумента и получили разрешение на сбор пожертвований по всей России, так как оказалось, что для столь грандиозного строительства казна не имела средств.
В числе участников конкурса был академик Роберт Романович Бах, который прославился памятником А. С. Пушкину в Царскосельском парке и памятником М. И. Глинке. Его проект и получил I премию, которая оценивалась в две тысячи рублей. Проект академика Баха был одним из самых простых по реализации идеи и недорогих по затратам. Его проект почти не требовал доработок, за исключением того, что ему было предложено увеличить фигуру самого императора Александра III. Немаловажно, что академик Бах с самого начала понял свою задачу. Он задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Поэтому и Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги.
Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром. Отливали памятник в Санкт-Петербурге, и выполнен он был не хуже известных всей России столичных монументов. (http://irkipedia.ru) (290 слов)
Историческая справка: Памятник императору Александру III как инициатору строительства Транссибирской железнодорожной магистрали был заложен в 1903 г. , а торжественно открыт в 1908 году. Бронзовая фигура царя простояла до мая 1920 г. Памятник восстановлен в 2003 году.
Таблица для микротем текеста № 1 (заполняется учащимися в процессе работы; приведенный ниже заполненный вариант выводится для самопроверки на экран )
Микротемы (1-2 предложения, можно сложные) | Самооценка (+ или -) | |
1 | Одной из проблем при создании памятника был вопрос о повороте фигуры царя. | |
2 | Бронзовую фигуру царя поставили в профиль, чтобы выразить идею и не обидеть горожан. | |
3 | В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс проектов и разрешен сбор средств на его создание | |
4 | Первую премию на конкурсе получил академик Р.Р.Бах за простоту реализации идеи и небольшую стоимость проекта. Скульптор задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. | |
5 |
Прекрасная архитектурно-скульптурная композиция академика Р.Р.Баха, выполненная в Санкт-Петербурге не хуже столичных монументов, стала подлинным шедевром. |
Сжатие текста
Текст № 2
Таблица для само- или взаимопроверки
Текст | Сжатый текст | самооценка |
Создание памятника Александру III поставило немало вопросов. Одним из них был такой: в какую сторону должна быть повернута бронзовая фигура императора? | Одной из проблем при создании памятника был вопрос о повороте фигуры царя | |
Рассуждали так: при постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке терялась основная мысль сооружения памятника – поставить его именно на этом месте, на берегу Ангары, напротив Великого Сибирского пути. При обращении статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывалась основная мысль, но со стороны города памятник многое терял, и столица Сибири была бы обижена таким обращением к ней царя, призывавшего весь край к новой жизни. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Таким образом, решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу | При постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке терялась основная мысль – поставить его именно напротив Великого Сибирского пути. При повороте статуи лицом к реке и спиной к городу столица Сибири была бы обижена таким обращением к ней царя. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Поэтому решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу. | |
В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс на сооружение памятного монумента и получили разрешение на сбор пожертвований по всей России, так как оказалось, что для столь грандиозного строительства казна не имела средств. | В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс проектов и разрешен сбор средств на создание монумента. | |
В числе участников конкурса был академик Роберт Романович Бах, который прославился памятником А. С. Пушкину в Царскосельском парке и памятником М. И. Глинке. Его проект и получил I премию, которая оценивалась в две тысячи рублей. Проект академика Баха был одним из самых простых по реализации идеи и недорогих по затратам. Его проект почти не требовал доработок, за исключением того, что ему было предложено увеличить фигуру самого императора Александра III. Немаловажно, что академик Бах с самого начала понял свою задачу. Он задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Поэтому и Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги. | Первую премию получил прославленный академик Роберт Романович Бах. Его проект был одним из самых простых по реализации идеи и недорогих по затратам. Скульптор с задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Поэтому император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков. | |
Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром. Отливали памятник в Санкт-Петербурге, и выполнен он был не хуже известных всей России столичных монументов. (290 слов) | Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири. Подлинный шедевр был выполнен в Санкт- Петербурге не хуже столичных монументов.(161 слово) |
Текст № 2 (Текст для прослушивания и записи микротем)
Воссоздание памятника Александру III требовало не только решения сложных архитектурно-художественных - и технических задач, но и проведения историко-архивных исследований. Наглядных материалов для воссоздания скульптуры было недостаточно. Неоценимую помощь оказала найденная в фондах Иркутского областного краеведческого музея большая, наклеенная на картон, подлинная фотография памятника. На фотографии подробно видно всё: детали мундира императоpa, выражение его лица, ордена и даже обручальное кольцо на безымянном пальце правой руки
Выбор скульптора для воссоздания бронзовой фигуры царя тоже был трудной задачей: современный художник должен был не уступать в таланте Р.Р.Баху, автору первоначального монумента. В результате работу доверили скульптору из Санкт-Петербуга А. С. Чаркину. В итоге скульптура была прекрасно проработана и не вызывала никаких замечаний со стороны caмых взыскательных знатоков и критиков.
Также в ходе работы по воссозданию первоначального облика памятника пьедестал и все бронзовые отливки на постаменте были отреставрированы и очищены от старой краски и закрашены заново. Отреставрирована ограда – элементы кованой стальной и литой чугунной решетки. Был возвращен, в соответствии с выявленными архивными данными, первоначальный цвет решетки – под старую бронзу. (164 слова)
Альберт Серафимович Чаркин
Роберт Романович Бах
| Микротемы ( 1-2 предложения, можно сложные) | Самооценка Баллы |
1. | Для воссоздания памятника потребовалось не только решать художественные и технические задачи, но и проводить историко-архивные исследования. Найденная в фондах музея фотография оказала в этом неоценимую помощь. | |
2 | Работу по воссозданию бронзовой фигуры царя доверили петербургскому скульптору А.С.Чаркину, который превосходно выполнил свою задачу. | |
3 | При воссоздании первоначального облика памятника были отреставрированы все его части и ограда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская "Приемы компрессии текста в 9 классе"
Предлагаемую мастерскую можно провести и в 6-8классах. Над приемами сжатия изложения начинаем работу уже в 5 классе, так что можно данной мастерской начинать пропедевтику....
Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"
Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель русского языка и литературы;1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города КогалымаТема урока « Сжатое изложе...
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.
В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),...
В помощь сдающим ГИА - приемы компрессии текста
материал для подготовки к сжатому изложению, помогающий ученикам освоить технологию сжатия текста...
Приемы компрессии текста
Презентация к уроку...
Приемы компрессии текста (изложение в 9 классе)
Презентация к уроку в 9 классе позволяет активизировать процесс обучения по данной теме, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опо...
Приемы компрессии текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Презентация
Приемы компрессии текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Презентация....