Задание ЕГЭ №1 "Информационная обработка текста"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Теория по 1 заданию и тексты для тренировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1_informatsionnaya_obrabotka_pismennyh_tekstov.docx | 81.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1 Информационная обработка письменных текстов, ЕГЭ по русскому языку
Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.
Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.
Обратите внимание:
предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут
- противоречить содержанию текста,
- включать информацию, которой в тексте нет,
- передавать лишь часть информации,
- подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
- дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Такие предложения для ответа не подходят.
Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые
- в кратком виде передают все основные компоненты содержания,
- чётко формулируют доминирующую мысль.
Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:
- О чём этот текст или фрагмент текста?
- Что в нём сообщается?
- Какова главная информация?
Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.
Текст для выполнения заданий 1—3
(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Внимание:
За задание 1 можно получить целых 2 балла: удели ему особое внимание.
Тесты для тренировки
Текст 1
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.
Тест
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
- Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
- Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
- Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
- Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
Текст 2
Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни и работе не только переводчика, критика и учёного, но и редкого энтузиаста, упорного, возможно, упрямого, который всегда был другом России и русских, где бы он их ни встречал — в Ленинграде, Москве или Париже. Все, о ком пишет Ло Гатто, — известные личности: одни стали знамениты ещё до того, как он с ними познакомился, другие — впоследствии. Имена многих героев книги открылись российскому читателю лишь недавно, так как речь идёт как о деятелях литературы и искусства, остававшихся после революции в СССР, так и эмигрировавших. Ло Гатто всегда считал русскую литературу неделимой, связанной единством языка и единством любви к России, только любовь эта выражалась в разных формах и была пережита по-разному.
(Этторе Ло Гатте «Мои встречи с Россией», предисловие Анны Ло Гатто Мавер)
Тест
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Книга переводчика, критика и учёного Этторе Ло Гатто рассказывает об известных деятелях российской культуры, многие из которых эмигрировали из СССР после революции.
- Этторе Ло Гатто, известный переводчик, критик и учёный, встречался со многими русскими деятелями культуры и в России, и за рубежом.
- Этторе Ло Гатто рассказал в своей книге об известных деятелях русской культуры, с которыми он был знаком и которые представляют единую культуру, независимо от того, остались ли они после революции в России или уехали в эмиграцию.
- Этторе Ло Гатто, ведущий исследователь русской литературы в Италии, мечтал о том времени, когда произведения русских писателей и поэтов, эмигрировавших за рубеж после революции, разрешат издавать на родине.
- Этторе Ло Гатто — переводчик, критик и учёный, редкий энтузиаст и друг России.
Текст 3
Научно-популярные книги, как правило, пишутся двумя категориями авторов: учёными, лично добывающими факты (таковы книги К. А. Тимирязева, В. А. Обручева, Э. Сетон-Томпсона, А. Е. Ферсмана, С. И. Вавилова, Тура Хейердала, Н. Н. Плавильщикова, И. А. Ефремова, Б. Гржимека), и писателями-популяризаторами — вспомним О. Писаржевского, Д. Данина, В. Полынина и др. Если строго придерживаться такого разделения, то Дэвида Эттенборо, казалось бы, следовало отнести ко второй группе авторов. Но его книги — это глубокое проникновение в проблематику, в дух науки, представляемой широкому читателю. Вот с чем связан успех его книг у читателя.
Тест
Тест
Осталось ответить на 1 вопрос
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Книги Дэвида Эттеннборо пользуются успехом у читателя, потому что писатель-популяризатор глубоко проникает в проблематику и дух науки в книгах, предназначенных широкому читателю.
- Научно-популярные книги создаются учёными или писателями-популяризаторами, к которым и относится Д. Эттенборо, книги которого несут широкому читателю дух науки.
- Многие выдающиеся учёные создавали научно-популярные книги: К. А. Тимирязев, В. А. Обручев, Э. Сетон-Томпсон, А. Е. Ферсман, С. И. Вавилов, Тур Хейердал, Н. Н. Плавильщиков, И.А. Ефремов, Б. Гржимек и другие.
- Важно различать, кто создал научно-популярную книгу: выдающийся учёный или писатель-популяризатор, поскольку доверять можно лишь книгам, написанным учёными.
- Научно-популярные книги бывают разного качества, потому что одни из них пишут настоящие учёные, а другие — писатели-популяризаторы.
Текст 4
Удивительное приспособление — перо!
Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.
Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья.
(Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)
Тест
Тест
Осталось ответить на 1 вопрос
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.
- Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.
- Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.
- Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.
- Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.
Текст 5
Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.
Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.
(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)
Тест
Тест
Осталось ответить на 1 вопрос
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.
- Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы — единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.
- Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.
- Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.
- Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.
Текст 6
Управлением и оптимизацией пассажиропотоков в московском метрополитене занимаются очень серьёзно с первых дней его существования. На многих пересадочных узлах людские потоки, движущиеся в противоположных направлениях, друг с другом не встречаются. В часы пик организуется так называемое зонное движение поездов, когда их количество увеличивается, а интервалы соответственно уменьшаются по мере приближения от периферии к центру.
Сегодня в московском метро людей много едва ли не в любое время суток и с каждым днём становится всё больше. Транспортные проблемы города усугубляются, и метрополитен принимает на себя огромную их часть.
(Борис Руденко, «Метро моё московское», «Наука и жизнь», №8 2010)
Тест
Тест
Осталось ответить на 1 вопрос
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Метро играет важную роль в таких мегаполюсах, как Москва.
- Существуют специальные меры управления и оптимизации пассажиропотока в метро.
- Несмотря на принимаемые меры, московское метро испытывает серьёзные нагрузки в связи с увеличением пассажиропотока и усугублением транспортных проблем в столице.
- Метрополитен сталкивается с теми же проблемами, что и другие виды транспорта.
- Метрополитен — это сложная система, поэтому управлением и оптимизацией пассажиропотоков в московском метрополитене занимаются постоянно и очень серьёзно.
Текст 7
Чтобы лазить и прыгать по деревьям, необходимо обладать двумя способностями: определять на взгляд расстояние и крепко хвататься за ветви. Первую обеспечивает хороший глазомер — два глаза, направленные вперёд и фокусирующиеся на одном объекте, вторую — сильные руки с цепкими пальцами. Этими двумя характерными признаками в той или иной степени обладают в настоящее время около 200 видов животных, включая всевозможных обезьян, а также человека. Всю эту группу в целом со свойственным нам самодовольством мы именуем приматами, то есть «первыми».
(Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)
Тест
Тест
Осталось ответить на 1 вопрос
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Люди — самодовольные существа, считающие себя первыми, лучшими созданиями природы.
- Приматы (около 200 видов) обладают способностями, необходимыми для того, чтобы лазить и прыгать по деревьям.
- Чтобы лазить и прыгать по деревьям, нужны особые способности и прежде всего хороший глазомер, то есть способность определять расстояние на глаз.
- Характеристиками, важными для лазания, обладает около 200 видов живых существ.
- Хороший глазомер и сильные руки с цепкими пальцами характерны примерно для 200 видов животных, называемых приматами.
Текст 8
Рассматривая археологические находки последних десятилетий, учёные всё более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал.
С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников вплоть до конца Х века носили скандинавские имена. С другой – попав в Киев и со временем став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворились в славянском населении.
(Текст из открытого банка ФИПИ, задание к нему переработано на нашем сайте в соответствии с требованиями 2015 г.)
Тест
Тест
Осталось ответить на 1 вопрос
- В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- На основании археологических находок последних десятилетий учёные всё более склонны говорить о возникновении и становлении древнерусского государства под названием Киевская Русь.
- Учёные склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате активного участия шведов, однако, став частью древнерусской элиты, они не растворились в славянском населении.
- Археологические находки свидетельствуют о том, что древнерусское государство возникло в результате взаимодействия славянского и варяжского начал, что подтверждают скандинавские имена киевлян, правящих до конца X века, и полное слияние варягов со славянским населением.
- На основании археологических находок учёные установили, что все киевские правители и большая часть дружинников до конца Х века носили скандинавские имена.
- Научные данные последних десятилетий свидетельствуют о сложном взаимодействии славянского и варяжского начал при образовании древнерусского государства.
Текст 9
Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, который связан с появлением в искусстве и литературе течения, известного под названием «романтизм». Романтизм стал утверждать личные чувства и переживания: вместо культа здравого смысла, разума – культ человеческих чувств. В области искусства романтизм выдвинул на первый план пейзажную живопись, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.
Тест
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- В XVIII веке с появлением романтизма на смену культу разума приходит культ человеческих чувств: искусство обращается к природе как к источнику эмоций, без которых невозможно восприятие прекрасного.
- Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, связанный с появлением в искусстве и литературе течения под названием «романтизм», благодаря чему в области искусства был отвергнут принцип, в соответствии с которым о произведениях искусства судили исключительно по их содержанию.
- Зародившийся во второй половине ХVIII века романтизм выдвинул в искусстве на первый план пейзажную живопись, так как без природы невозможно восприятие чувств.
- В области искусства самым значительным проявлением романтизма как течения стала пейзажная живопись, и место это пейзажная живопись сохранила до наших дней, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.
- Романтизм, появившийся во второй половине XVIII века и утверждавший культ чувств человека, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись, считая, что именно природа вызывает в человеке чувства, без которых невозможно восприятие прекрасного.
Текст 10
Интернет-активность детей-подростков — как ежедневная, так и почасовая, — а также разнообразие пользования детьми различными устройствами значительно превышает объём использования Интернета родителями. Это означает, что интернет становится неотъемлемой частью образа жизни цифрового поколения, и он в большинстве случаев расходится с образом жизни их родителей.
Чтобы быть со своими детьми «на одной волне», обсуждать с ними эту значимую часть их жизни, изучать вместе новинки, возможности и риски, а также совместно выстраивать баланс между реальностью и виртуальностью, родителям важно становиться компетентными пользователями Интернета.
Тест
Осталось ответить на 1 вопрос
- В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
- Образ жизни родителей отличается от образа жизни детей-подростков.
- Объём использования Интернета детьми превосходит объём использования Интернета родителями.
- Интернет становится неотъемлемой частью образа жизни нового поколения, поэтому родителям, чтобы не утратить связь со своими детьми, необходимо становиться компетентными пользователями.
- Родителям не очень важно становиться компетентными пользователями Интернета, если они хотят оставаться со своими детьми «на одной волне».
- Родители смогут участвовать в жизни нового цифрового поколения, не утратят связь со своими детьми, будут способны выстраивать соотношение между реальностью и виртуальностью, если станут компетентными пользователями Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...
Информационная обработка текста
Методическая разработка урока...
Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.
Методическая разработка темы с использованием ИКТ и мультимедийного проектора...
задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18
задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18...
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЧЕМПИОНАТ «АБИЛИМПИКС» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ по компетенции Обработка текста категория «Специалисты»
Компетенция «Обработка текста», определяется как набор профессиональных навыков процесса ввода, редактирования, форматирования текстовых документов. Для работы используются программно-вычи...
III-й национальный чемпионат «Абилимпикс -2017» Техническое задание по компетенции «Обработка текста»
Компетенция – Обработка текста, определяется как набор профессиональных навыков процесса ввода, редактирования, форматирования текстовых документов. Для работы используются программно-вычислител...