Информационная обработка текста. Задание1 ЕГЭ по русскому языку.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Гусева Влада Александровна

Презентация содержит тестовый материал для подготовки к ЕГЭ -2015 по русскому языку. Задание №1: информационная обработка текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Приуральская СОШ» ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Задание 1. Информационная обработка текста Выполнила: учитель русского языка Гусева В.А .

Слайд 2

Прочитайте текст и выполните задание 1 Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1.Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций. 2. В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг. 3. Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в резиденциях император имел одинаковую библиотеку. 4.Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых были составлены все его библиотеки.

Слайд 3

Памятка для выполнения задания по информационной переработке текста Шаг 1 Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП. Шаг 2 Определяем смысловые отношения между предложениями (причина – следствие; формулировка закона – пример), анализируя союзы и союзные слова, вводные конструкции. Шаг 3 Отсекаем второстепенную информацию (она может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии и т.д.). Шаг 4 Сокращаем текст за счет замены синонимами, обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций – отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию. Шаг 5 Ученики соотносят свой вариант текста (свое предложение) с вариантами ответов.

Слайд 4

Прочитайте текст и выполните задание 2 Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений . В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1.Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни и быте древних славян. 2.Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий. 3.Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество. 4.Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению.

Слайд 5

Прочитайте текст и выполните задание 3 Город Владимир был основан как крепость киевским великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы . Многое во Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек – Почайная , Ирпень, Лыбедь . В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1.Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев. 2.Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма , Почайная , Ирпень и Лыбедь . 3.«Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения. 4. Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.

Слайд 6

Прочитайте текст и выполните задание 4 Почти все используемые нами материалы производятся в основном из других, например, пластик получают из нефти, бумагу – из дерева. Материалы, которые без переработки поступают на фабрики для производства других материалов, называются первичной материей. Первичной материей являются все материалы, имеющие природное происхождение: дерево, используемое для изготовления мебели, хлопок, собираемый с растений и применяемый для производства тканей, и многие другие материалы. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте ? 1.Первичная материя – это непереработанные материалы природного происхождения, используемые для производства других материалов. 2.Материалы, используемые человеком, производятся в основном из других материалов. 3.Нефть, дерево, хлопок и многие другие материалы имеют природное происхождение и могут использоваться без переработки. 4.Пластик получают из нефти, бумагу – из дерева, ткани – из хлопка, собираемого с растений.

Слайд 7

Прочитайте текст и выполните задание 5 В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление, что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение. Человек по-прежнему является частью природы. Как и любое другое живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания, в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного производства, для выращивания которых требуются плодородные почвы и богатые пастбища. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1. Глубоким заблуждением является представление о том, что человек, проживающий сегодня в городе, по-прежнему является такой же частью природы, как и любое другое живое существо. 2.Сельскохозяйственные продукты, необходимые человеку, нужно выращивать на плодородных почвах. 3. В наши дни значительная часть населения Земли проживает в городах, поэтому можно утверждать, что современный человек не зависит от природы. 4.Современный человек – по-прежнему часть природы, он нуждается в чистом воздухе, воде и экологически чистых сельскохозяйственных продуктах.

Слайд 8

Прочитайте текст и выполните задание 6 Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. Только тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности – востребованными другими людьми. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1.Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе. 2. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми. 3. Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию. 4.Решение о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом, зависит от способностей самого человека.

Слайд 9

Прочитайте текст и выполните задание 7 История шляпы в России насчитывает 300 лет и полна невероятных событий, свидетельствующих не столько о причудах моды, сколько об особой роли шляпы. С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. Сложная история взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу не просто как элемент костюма, но как своеобразный культурный и художественный феномен. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в текст е? 1.История взаимоотношений человека и его головного убора позволяет рассматривать шляпу как своеобразный культурный феномен. .2Шляпу следует рассматривать как своеобразный культурный и художественный феномен, поскольку её история в России насчитывает 300 лет. 3.С давних пор головной убор наделяли особыми свойствами и интерпретировали как своего рода «замещение» головы. 4.История шляпы полна невероятных событий, которые позволяют её рассматривать не только как элемент костюма.

Слайд 10

Прочитайте текст и выполните задание 8 Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. Но главной составляющей магмы является окись кремния. От количества этого элемента зависят свойства магмы и характер извержения, спокойный или взрывной, форма вулкана . В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1.Магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы, а также окись кремния. 2. Существует множество вулканов различных форм и состава магмы. 3. Среди компонентов вулканической магмы главный – окись кремния: от её количества зависит характер извержения и форма вулкана. 4. От состава магмы зависят многие её свойства, влияющие на возможность извержений вулканов.

Слайд 11

Прочитайте текст и выполните задание 9 В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля. Она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения . В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1.Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим. 2.Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения. 3.Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля. 4.Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

Слайд 12

Проверь себя! Задание Ответ 1 3 2 1 3 4 4 1 5 4 6 3 7 4 8 3 9 4

Слайд 13

Использованный материал: Онлайн - тесты с сайта учителя русского языка и литературы Шиляевой Е.Г. http://lena2012.ucoz.ru/index/a_27/0-163


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная обработка текста

Методическая разработка урока...

Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.

Методическая разработка темы с использованием ИКТ и  мультимедийного проектора...

Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов

Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....

Задание ЕГЭ №1 "Информационная обработка текста"

Теория по 1 заданию и тексты для тренировки....

задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18

задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18...

урок в 9 классе Информационная обработка текста

на этом уроке вспоминаем, что такое информационная обработка текста, что можно считать текстом, проводится работа с текстом,....

Информационная обработка текста: простой и сложный план

презентация к  уроку русского языка 5 класс по теме "Информационная обработка текста: простой и сложный план"...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Благодарю Вас, Влада Александровна.

Гусева Влада Александровна

Пожалуйста, Елена Александровна.