Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов
презентация к уроку на тему
Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.o._g.s._balashova.pptx | 188.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи
Условия возникновения опыта
Диагностика Типы коммуникативных компетенций 2009 - 2010 учебный год 5 класс 7 класс I уровень 9 7 II уровень 7 9 III уровень 8 7 IV уровень 0 2 Уровень коммуникативных компетенций учащихся
Диагностика Класс Определили стиль Определили тему Определили основную мысль Средства выразительности Функция средств выраз-ти 9 56% 63,5% 49,5% 36% 21% 10 62% 51% 43,6 36% 23% Уровень текстовой компетентности
Диагностика Уровни понимания текста
Проблемы, решаемые учителем
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА о бусловлена:
Ведущая педагогическая идея «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». PISA. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2009 г.)
Теоретическая база 1. Гальперин И.Р. «Текст как объект лингвистического исследования». С точки зрения лингвистики (теория И.Р.Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: « содержательно-фактуальной » (сообщение о фактах, событиях...), « содержательно-подтекстовой » (скрытой информации), «содержательно-концептуальной» (мысли, чувства автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на понимание читателя . 2. Соболева О.В. «Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить» (в работе содержится описание приемов обучения пониманию текста) 3. Болотнова Н. С. Текстовая компетенция и пути ее формирования в школе. 4. Салосина И. В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации . ( проблема понимания текста и её связь с творческой деятельностью ученика) 5. Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS 2006 // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 107–136. 6. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // В опросы образования. 2007. № 4. С. 240–266 . (авторы описывают подходы к читательской деятельности)
Технология опыта Текстовая компетентность Пятикомпонентная структура текстовой компетентности (в соответствии с видами текстовой деятельности)
Технология опыта
«Стратегии» чтения текстов разных стилей I этап Анализ собственно информационных текстов учебно-научный научно-популярный официально-деловой Тексты допускают только одну интерпретацию
Анализ учебно - научного текста Чтение, определение темы текста, соотнесение с заголовком параграфа. Чтение, нахождение ключевых слов ( объективные: ключевые слова связаны с номинацией основных объектов ) Определение стиля, типа речи. Обоснование членения текста на абзацы, определение вида информации в каждом. Определение средств связи абзацев и их роли в тексте. Формулировка вопросов в их последовательности. Воспроизведение текста, т.е. конструирование собственного высказывания (сжатое изложение).
«Стратегии» чтения текстов разных стилей II этап Анализ оценочно - информационных текстов научно-популярный публицистический художественный разговорный Текст содержит авторскую оценку
Анализ оценочно – информационного текста Чтение, определение темы, стиля, авторского замысла. Чтение, выявление проблем, авторской позиции (через оценочные или экспрессивные ключевые слова), строения текста. Формулирование проблем (или одной из проблем), поиск и выявление информации по ней. «Вычитывание» по абзацам главной информации, ключевых слов, где автор дает прямые оценки, формулирует проблему, свое отношение к ней, предлагает ее решение. Создание собственного текста.
«Стратегии» чтения текстов разных стилей III этап Анализ образно – оценочно - информационный Художественный текст На основе анализа формируется высшее качество хорошей речи — образность
Анализ образно- оценочно – информационного текста Чтение, определение стиля, типа речи. Чтение, нахождение ключевых слов (понятийно-логических (объективных) и субъективных). Определение темы текста. Определение идеи и основной мысли. Работа с оценочными словами. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации: - анализ размышлений главного героя, его поведения; - определение характера взаимоотношений героев; - анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры... Создание собственного текста
Результативность Анализ работ учащихся ЕГЭ 2014 Задания с информационной обработкой текстов: Часть А: А 27 – 89% А28 – 89% Часть С Критерии: К1(формулирование проблемы) -100% К2(комментарий проблемы) - 89% (2(2) К3(отражение позиции автора)- 100% К4(аргументация собственного мнения)- 66,7%(3 (3), 22,2%(2 (3), 11,1(1(3) К5(смысловая цельность, речевая связность, последовательность)-100% К6(точность, выразительность речи) - 45% (2(2), 55%(1(2), 0 баллов отсутствует
Результативность Сравнительный анализ результатов ЕГЭ 2010, 2014 Критерии 2010 2014 К 1 80% 100% К 2 80% 89% К 3 80% 100% К 4 3(3) - 0%, 2(3) - 40% 1(3) - 20% 0(3) - 40% 3(3) - 66,7% 2(3) - 22,2% 1(3) - 11.1% 0(3) - 0%
Литература 1. Гальперин И.Р. «Текст как объект лингвистического исследования». С точки зрения лингвистики (теория И.Р.Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: « содержательно-фактуальной » (сообщение о фактах, событиях...), « содержательно-подтекстовой » (скрытой информации), «содержательно-концептуальной» (мысли, чувства автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на понимание читателя. 2. Соболева О.В. «Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить» (в работе содержится описание приемов обучения пониманию текста) 3. Болотнова Н. С. Текстовая компетенция и пути ее формирования в школе. 4. Салосина И. В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации. ( проблема понимания текста и её связь с творческой деятельностью ученика) 5. Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS 2006 // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 107–136. 6. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // В опросы образования. 2007. № 4. С. 240–266. (авторы описывают подходы к читательской деятельности)
Литература 7.Бернарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // Русский язык в школе. – 2009. - №9. 8. Дейкина А.Д.,Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы. – М., 2010. 9. Дейкина А.Д.,Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М . - 2010 10. Купирова Е.А., Суворова Е.П. Учебно-научный текст как лингвистическая основа формирования интеллектуально-речевой культуры школьников // Русский язык в школе. – 2010. - №11.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная обработка текста
Методическая разработка урока...
Информационная обработка текста. Задание1 ЕГЭ по русскому языку.
Презентация содержит тестовый материал для подготовки к ЕГЭ -2015 по русскому языку. Задание №1: информационная обработка текста....
Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.
Методическая разработка темы с использованием ИКТ и мультимедийного проектора...
Задание ЕГЭ №1 "Информационная обработка текста"
Теория по 1 заданию и тексты для тренировки....
задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18
задание 1. информационная обработка текстов.ЕГЭ-18...
урок в 9 классе Информационная обработка текста
на этом уроке вспоминаем, что такое информационная обработка текста, что можно считать текстом, проводится работа с текстом,....
Информационная обработка текста: простой и сложный план
презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Информационная обработка текста: простой и сложный план"...