РП по русскому языку 10 - 11 классы
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Трунова Наталья Николаевна

Автор: Гольцова Н.Г. «Русский язык. 10—11 классы»: Учебное пособие. — 3-е изд. — М.: «Русское слово — РС», 2016. Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 10— 11 классах на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю (10 класс — 102 часа; 11 класс — 99 часов). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_russkomu_10_-_11.docx69.25 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по русскому языку

(приложение  к ООП СОО МБОУ СОШ села Фащёвка

с изменениями на 09.01.2018)

Учебный предмет

Русский язык

Наименование рабочей программы

Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы ФГОС СОО 

Составители рабочей программы

Составил учитель русского языка и литературы Трунова Н.Н.

УМК

Русский язык и литература. Русский язык: учебник для  10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, - 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 336 с. (Инновационная школа)

Русский язык и литература. Русский язык: учебник для  10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, - 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 360 с. -  (Инновационная школа)

Количество часов на реализацию учебной программы

Всего: 201, в том числе по классам

10 класс – 102 (3 ч. в неделю, 34 учебных недель)

11 класс – 99 (3 ч. в неделю, 33 учебных недели)

Цели, задачи рабочей программы

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытностии уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
  • достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
  • обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
  • обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
  • развитие государственно-общественного управления в образовании;
  • формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

I.  Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы отражают:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
  • рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • оценивать стилистические ресурсы языка;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
  • выделять и описывать социальные функции русского языка;
  • проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
  • анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
  • характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
  • проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
  • проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
  • критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
  • выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
  • осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
  • использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
  • проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
  • редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

II. Содержание

       Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.

       В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.

      Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке.

        Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.

      Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль.

В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.

При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на основе ПООП СОО   было обеспечено оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с целью достижения заявленных предметных результатов.

Базовый уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Углубленный уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка. Социальные функции русского языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

Речь. Речевое общение

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Базовый уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья,тезисы,конспект, рецензия,выписки,реферат и др.), публицистического (выступление, статья,интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Тематическое планирование

 по русскому языку  c указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

10 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Количество

  часов, отводимых на изучение темы

1

Слово о русском языке.

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

1

2

Слово и его значение.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).Проблемы экологии языка. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

1

3

Однозначность и многозначность слов

Развитие навыков монологической и диалогической речи. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

1

4

Изобразительно-выразительные средства

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

5

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

1

6

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

Совершенствование орфографических  умений и навыков. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

1

7

Паронимы и их употребление. Словари паронимов.

Совершенствование орфографических  умений и навыков. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

1

8

Синонимы и их употребление. Словари синонимов.

Совершенствование орфографических  умений и навыков. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

1

9

Антонимы и их употребление. Работа со словарем антонимов.

Совершенствование орфографических  умений и навыков. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

1

10

 РР. Изложение с творческим заданием.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.

1

11

Анализ лексических особенностей текста.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

1

12

Происхождение лексики современного русского языка.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.

1

13

Лингвистический анализ текста  (А. С. Пушкин «Пророк»)

Основные признаки художественной речи. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

14

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

15

Устаревшая лексика и неологизмы.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

1

16

Готовимся к ЕГЭ. Значения слов, входящих в  паронимическую пару. Отработка задания № 5.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

1

17

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

1

18

Обобщающий урок: лексикография.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

1

19

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика»

1

20

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

1

21

Фонетический разбор слова.

 Фонетическая транскрипция. Соотношение звука и буквы.

1

22

Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

23

Орфоэпия. Основные правила произношения.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические)

1

24

Готовимся к ЕГЭ.  Орфоэпические  нормы на ЕГЭ. Отработка задания № 4

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические)

1

25

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова.

Морфемный разбор слова.

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

26

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.  Работа со словообразовательным словарем.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

27

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

28

РР. Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ. Композиция сочинения.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств  в речевом высказывании.

1

29

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

30

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

31

Чередующиеся гласные в корне слова.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

32

Готовимся к ЕГЭ. Орфографические нормы на ЕГЭ. Отработка заданий № 9.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

33

Употребление гласных после шипящих.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

34

Употребление гласных после Ц.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

35

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография».

1

36

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетаний ЙО в различных морфемах.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

37

38

Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические) Совершенствование орфографических  умений и навыков.

2

39

Правописание двойных согласных.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

40

Лингвистический анализ  фрагмента из статьи  И. Золотусского, посвящённой актуальности творчества русского писателя-классика И.С. Тургенева.

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

1

41

Правописание гласных и согласных в приставках.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

42

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

43

Гласные Ы – И после приставок.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

44

Готовимся к ЕГЭ. Орфографические нормы в ЕГЭ. Отработка задания № 10.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

45

Р.р. Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ. Определение проблемы текста. Написание комментария.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

1

46

Употребление Ъ и Ь.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

47

Употребление прописных букв.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

48

Правила переноса слов.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

49

Р.р.  Обучение сочинению в формате ЕГЭ. Обоснование собственной позиции.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

1

50

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельной части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

1

51

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

52

Гласные в суффиксах имён существительных.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

53

РР. Готовимся к ЕГЭ. Практикум по написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров

1

54

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

55

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1

56

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельной части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

1

57

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

58

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

59

Правописание сложных имён прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

60

Р.р. Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по данному тексту

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

1

61

62

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельной части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

2

Склонение и правописание имен числительных. Морфологический разбор числительных.

63

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельной части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

64

Контрольный словарный диктант.

1

65

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Морфологический разбор глагола.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельной части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

66

67

Причастие как особая глагольная форма. Образование причастий.

Морфологический разбор причастий.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельной части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка Совершенствование орфографических  умений и навыков.

2

Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные

68

Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства глагольной формы.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

69

Р.р. Готовимся к ЕГЭ. Сочинение по данному тексту.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

1

70

71

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельной части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка Совершенствование орфографических  умений и навыков.

2

72

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

1

73

Слова категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства слов категории состояния.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

74

Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства служебных частей речи.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

75

РР. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ

1

76

Союз как служебная часть речи. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Правописание союзов.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства служебныхчастей речи.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

77

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства служебныхчастей речи.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

78

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

79

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

80

Повторение и закрепление пройденного.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

81

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

1

82

Готовимся к ЕГЭ.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

83

Итоговый  контрольный тест в формате ЕГЭ.

1

84

Работа над ошибками

Применение знаний по морфологии в практике правописания.Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

85

РР. Средства художественной выразительности. Анализ текстов.

Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.

1

86

Резерв

1

Тематическое планирование

 по русскому языку  c указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

11 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.

1

2-3

Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

2

4-6

Обобщающее повторение частей речи

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных и служебных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка Совершенствование орфографических  умений и навыков.

3

7-8

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства служебных частей речи.

Совершенствование орфографических  умений и навыков.

2

9

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

1

10

Основные принципы русской пунктуации

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Единицы синтаксиса русского языка.

1

11

Словосочетание

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи.

1

12

Виды синтаксической связи

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи.

1

13

Р.р. Готовимся к ЕГЭ. Инструкция по написанию сочинения по русскому языку и критерии его оценки.

1

14

Понятие о предложении. Классификация предложений

Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).

1

15

Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

1

16

Готовимся  к ЕГЭ. Тест

1

17-18

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

19

Полные и неполные предложения.

Соединительное тире. Интонационное тире.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире.

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

20.

Р.р.  Готовимся к ЕГЭ.  Основные этапы работы над сочинением по русскому языку. Выявление проблемы текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

21

Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения

Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

22

Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

23

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

24

Обобщающие слова при однородных членах

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

25

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

26

Готовимся к ЕГЭ. Контрольное тестирование.

1

27

Обособленные приложения

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

28

Обособленные обстоятельства

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

29

Обособленные дополнения

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

30

Повторение и обобщение по темам, изученным ранее.

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

31

Р.р. Готовимся к ЕГЭ. Практикум.  Основные этапы работы над сочинением. Комментарий к проблеме.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

32-33

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

34

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

35

Р.р. Готовимся к ЕГЭ. Сочинение  по данному тексту.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

36

Знаки препинания при обращениях

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

37

Вводные слова

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

38

Вставные конструкции

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

39

Готовимся к ЕГЭ. Контрольное тестирование.

1

40

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

1

41-42

Повторение и обобщение изученного ранее.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

43

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое осложненное предложение»

1

44-45

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

46

Р.р. Готовимся к ЕГЭ.  Основные этапы работы над сочинением по русскому языку. Определение позиции автора.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

47

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

48

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

49

Готовимся к ЕГЭ. Контрольное тестирование.

1

50

Анализ теста. Коррекция ошибок и систематизация знаний.

Совершенствование пунктуационных и орфографических умений и навыков.

1

51

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

          Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

52-53

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

         Применение знаний по синтаксису в практике правописания.Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

54

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

55

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение»

1

56

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Словарный диктант.

Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при диалоге, при цитатах. Употребление знаков препинания. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

57

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах

Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при диалоге, при цитатах. Употребление знаков препинания. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

58

Р.р.  Готовимся к ЕГЭ.  Основные этапы работы над сочинением по русскому языку. Подборка аргументации.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

1

59

Р.р.  Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по данному тексту

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

1

60

Сочетание знаков препинания

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

61

Факультативные знаки препинания

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

62

Авторская пунктуация

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

63-64

Обобщающие уроки

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

         Применение знаний по синтаксису в практике правописания.Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

65

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с чужой речью»

1

66

67

68

Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

3

69

Функциональные стили

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

1

70-

71

Научный стиль. Информационная переработка текста (урок-практикум)

Основные жанры научного стиля (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат) Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

2

72

Официально-деловой стиль. Анализ текста (урок-практикум)

Основные жанры

официально-делового стиля (резюме, характеристика, расписка, доверенность) Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

1

73-74

Публицистический стиль. Анализ текста (урок-практикум)

Основные жанры

публицистического стиля (выступление, статья,интервью, очерк, отзыв) Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

2

75-76

Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля

Основные жанры

разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

2

77 - 78

Р.р.  Готовимся к ЕГЭ. Сочинение по данному тексту. Классификация ошибок

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

2

79

Из истории русского языкознания. Урок-семинар

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

1

80

Готовимся к ЕГЭ. Контрольное тестирование.

1

81

Анализ теста. Коррекция ошибок и систематизация знаний.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

82

Р.р.  Готовимся к ЕГЭ.  Самостоятельная

оценка предложенного сочинения.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

1

83

Повторение. Трудные случаи правописания: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих

Применение знаний по морфологии в практике правописания. Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

84

Трудные случаи правописания: правописание н и нн в прилагательных и причастиях

Применение знаний по морфологии в практике правописания. Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

85

Трудные случаи правописания: правописание сложных прилагательных

Применение знаний по морфологии в практике правописания. Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

86

Трудные случаи правописания: правописание наречий

Применение знаний по морфологии в практике правописания. Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

87

Р.р. Контрольное сочинение в формате ЕГЭ.

1

88

Трудные случаи правописания: слова-исключения (гласные и согласные буквы)

Применение знаний по морфологии в практике правописания. Совершенствование орфографических  умений и навыков.

1

89 - 90

Повторение. Трудные случаи пунктуации: обособленные члены предложения

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

91

Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в сложном предложении

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

92-93

Трудные случаи пунктуации: тире и двоеточие в бессоюзных сложных предложениях

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

2

94

Трудные случаи пунктуации: цитирование

Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

1

95

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

96

Анализ диктанта. Коррекция и систематизация знаний.

Совершенствование орфографических и  пунктуационных умений и навыков.

1

97 - 98

Итоговый контрольный тест в формате ЕГЭ

2

99

Анализ теста. Коррекция и систематизация знаний.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...