Открытый урок по русскому языку в 5 классе. "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок русского языка в 5 А классе
12.04.2021
Тема: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- научить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Оборудование: тетрадь, учебник, карточки, компьютер, проектор, оценочные листы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Время глагола | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 А классе
12.04.2021
Тема: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- научить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Оборудование: тетрадь, учебник, карточки, компьютер, проектор, оценочные листы
Ход урока
- Организационный момент (психологический настрой)
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
– Ребята, посмотрите назад, улыбнитесь нашим гостям. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Проверьте готовность к уроку.
Надеюсь, на протяжении всего урока наше настроение будет отличным, и мы плодотворно поработаем. Заметьте, я пожелала вам плодотворной работы. А что это значит? Как вы понимаете слово плодотворный?
(плодотворный, значит благоприятный, полезный для развития чего-нибудь, дающий хорошие результаты, в нашем случае мы должны сегодня пополнить свой багаж знаний новыми полезными и нужными сведениями).
«Русский язык…красив, певуч, выразителей, гибок, послушен, ловок, вместителен» Александр Куприн. (на доске записан эпиграф, учитель зачитывает)
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Сегодня мы ещё раз в этом убедимся, продолжая работать над большой темой...
Интересная часть речи
В русском языке живёт,
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
– Молодцы!
-Кстати, а какой раздел науки о языке изучает эту часть речи? (Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)
-Ребята, давайте с вами вспомним все, что мы успели изучить по теме "Глагол"
(Ребята дают ответы)
-А теперь проверим наши знания на практике
(Учитель дает небольшой тест по пройденному материалу. Затем ребята выполняют взаимопроверку, выставляют оценки)
(Слайд с ответами и критериями оценивания)
- Постановка темы урока, цели и задач.
- Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать (слайд).
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
(Время)
Не измерив — не узнаешь,
Но не зная — ощущаешь.
А порою убиваешь.
( Время)
Идёт, а без ног,
Летит, а без крыльев,
Не догнать, не остановить.
(время)
-Ребята, как вы понимаете значение этого слова?
-Молодцы, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока? Слайд
(время глагола)
Какие цели мы постам перед собой? (научиться различать время глагола, уметь находить их в тексте)
4. Актуализация знаний.
. - Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Задание на слайде :
Наша Таня громко плакать:
Уронить в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонуть в речке мяч.
( А. Барто)
-Какой недостаток текста вы заметили? (Глаголы записаны неправильно)
-Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало правильно. Запишите глаголы в тетради в столбик.
-Давайте зададим вопросы к выписанным глаголам. Определим вид глагола.
-А теперь определим, в какой момент речи происходит действие?
Мы определили ,в какой момент речи происходит действие в стихотворении.
-Чем же различаются эти глаголы?
Слайд 6 (работа со слайдом)
-Сегодня мы с вами научимся различать время глагола, вспомним изученное о виде глагола.
Вывод:
- Глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло,- в прошедшем времени;
- Глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас,- в настоящем времени;
- Глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить,- в будущем времени.
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
5. Физкультминутка (на доске – ориентир)
- Немного отдохнём
Игра (поиграем во времена – «Непоседы времена»)
Прошедшее время – руки вверх
Настоящее время - руки на пояс
Будущее – ходьба на месте
(Крутился, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел, говорю, простучит, горит, убежал, плывёт, открою, прибегу, изобрету, выучу, построю).
6. Работа в парах. Первичное усвоение новых знаний.
Выпишите в таблицу глаголы, распределив их по временам.
Лесной оркестр.
1. В этом месяце соловей так распелся, что и днем и ночью свищет да щелкает. 2. Ребята удивляются: а когда же он спит? 3. Весной птицам спать долго некогда, птичий сон короток.
4. На утренних и вечерних зорях не только птицы – все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. 5. Тут услышишь и звонкие голоса, и скрипку, и барабан, и флейту, и лай, и кашель, и вой, и писк, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.
6. Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. 7. Скрипят жуки и кузнечики. 8. Барабанят дятлы. 9. Свистят флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.
Вид | Время | ||
Настоящее | Будущее | Прошедшее | |
Несовершенный вид | |||
Совершенный вид |
-Ребята, что вы заметили при выполнении этого задания?
(один столбик остался пустым)
-Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?
Готовимся к ВПР
Выполнить синтаксический разбор 7 предложения
Работа по учебнику (индивидуальная работа)
Выполнить упр.
7. Рефлексия
-Продолжите мои предложения.
На уроке я узнал…
Самым трудным на уроке было…
На уроке понравилось…
-Спасибо за урок!
8. Домашнее задание
П. ...., упр.
На оставшееся время:
Задание
- Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число.
Степь, голубом, светит, поля, гонит, пшеницы, сверкает, берегам, покрываются, зеленью, шумит, жалобный, степной, доносится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"
Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."
Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...
Открытый урок по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" для 10 (казахского) класса
Данный урок является помощью учителю русского языка в национальной школе при проведении недели русского языка...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Глагол как часть речи"
Урок-виртуальная экскурсия...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Глагола творческая сила"
Итоговый урок по теме "Глагол"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...