Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Глагола творческая сила"
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе по теме «Глагола творческая сила»
Цель урока 1.Закрепление знаний о глаголе
2.Формирование практического умения правильно использовать в речи глаголы
Ход урока
1 .Эпиграф к уроку слова К. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса»
2.Выписываем глагол творить в тетрадь. Откроем Толковый словарь и прочитаем значение слова. Прочитаем определение слова глагол в Словаре В. И .Даля, сравним его с определением учебника. В чём сходство и в чём различие двух определений?
3. Среди однокоренных слов найдите глаголы. Докажите, что это глагол.
День отливает золотом и синью,
Синеет небо-вечности река.
Белеют в синем небе облака.
Прекрасен мир.
4.Найдите в текстах глаголы звучания и цвета. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст.
Ещё весна проснулася едва,
И холодно прозрачными утрами,
Но снег сошёл, и ровными коврами
Желтеет прошлогодняя трава.
(М. Струве)
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет.
(И .Бунин)
5. Глаголы играют большую роль в оценке персонажа, героя повести, сказки, рассказа, романа. Можно ли судить о характере личности героя по его действиям, выраженным глаголами?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(Пушкин)
6.Многие писатели рассказывают о дожде, о грозе, активно пользуясь глаголами. Как вы думаете –почему? Какую роль играют глаголы в приведённом ниже отрывке?
Потом начинает синеть, темнеть, наливаться чернотой один край неба, и начинают ударят молнии… и первые крупные капли свёртываются в шарики в дорожной пыли, прежде чем хлынет, освежит, напоит, омоет, потечёт ручьями, засверкает лужам, засветится на траве и листьях…Вода журчит ручьями, грохочет водопадами, чёрными реками, бухает океанскими прибоями. (В.Солоухин)
7. Напишите свою миниатюру на одну из тем:
«А дождь идёт…»
«Люблю грозу в начале мая…»
«Ветер, ветер, ты могуч…»
8. Поэт Е. Винокуров писал:
Священное уменье говорить, произносить слова и строить фразы,
Как просто это: стоить рот открыть, и чудо слова возникает сразу.
Как ты проста, осмысленная речь! Приставка, окончание, основа…
Согласны ли вы с поэтом? Определите состав данных ниже глаголов.
Оберегать, биться, пробить, блеснуть, заболеть.
9. Что могут глаголы?
Бить( в набат, в одну точку, баклуши..)
Взять ( быка за рога, в свои руки..)
Водить( за нос..)
10.Поему так много глаголов в данном ниже отрывке?
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов целый рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут. Заканчиваем урок словами Н.В.Гоголя «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 7 классе по теме "Сила трения"(Учебник Громова)
В данном материале дан краткий план урока и презентация для проведения урока с применением ИКТ....
Глагола творческая сила (урок русского языка в 6 классе)
Урок обобщения знаний по теме "Глагол"...
открытый урокпо информатике в 10 классе «Диаграммы в электронных таблицах»
разработка открытого урока...
открытый урок в 7 классе «Защита творческого проекта»
Открытый урок по теме "Защита проектов"...
Открытый урок в 6 классе "Глагол"
Описание открытого урока в 6 классе по теме "Глагол"...
Открытый урок в 7 классе по теме "Сила трения"
Открытый урок в 7 классе по теме "Сила трения"...
Дидактический материал -ТЕСТ по русскому 5 класс "Глагол". для работы на интерактивной доске
Данный тест можно проводить не обязательно затрачивая бумагу и потом проверку работ ребят. Я провожу тестирование с применением интерактивной доски пультов из начальных классов. Это закрепление при по...