Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Организационный (мотивационный)
Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на лично значимом уровне.
Технологии: коллективная деятельность
Деятельность учителя: создание ситуации мотивации к обучению (стартовое желание учиться) | Приветствие. Создание игровой ситуации. - Я приглашаю вас в виртуальный музей. Но, чтобы войти туда, необходимо вспомнить правила поведения. Мы быстро их вспомним, записав на листочках. 1 ряд – Что можно делать в музее 2 ряд – Что нельзя делать в музее.
Ребята записывают. Размещаем на доске
На доску. Памятка путешественникам Запись на доске Памятка путешественникам Правила поведения в музее | Можно | Нельзя | Слушать Смотреть Задавать вопросы Интересоваться Удивляться Замирать Останавливаться Рассматривать | Говорить Смеяться Быстро ходить Кричать Дергать друг друга |
Скажите, что общего во всех словах? Это глаголы. Какие глаголы здесь оставим и не возьмем с собой в музей? Стираем колонку «Нельзя».
Слайд 1 Итак, Экскурсия в музей, посвященный удивительной части речи глаголу. Слайд 2
| УУД:
Коммуникативные: формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества
Регулятивные: готовность к самообразованию
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; формулирование проблемы. |
II. Целеполагание
Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
Технологии: индивидуальная и коллективная деятельность
Деятельность учителя: выбор средств и методов, адекватных поставленным целям
| - О какой части речи будем говорить на уроке? - Как вы думаете, какие цели сегодня будут перед нами стоять?
Слайд 3 Обучающие: - Совершенствовать умения находить в тексте, определять грамматические признаки глаголов.
- Определять вид глагола,
Развивающие: развивать у учащихся умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить. Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи. Воспитывающие: - Воспитывать у учащихся данного класса доброжелательность по отношению друг к другу, умение слушать.
| УУД:
Коммуникативные: представление конкретного содержания; устное сообщение.
Регулятивные: самостоятельное определение целей учебной деятельности; формулирование и удержание учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: формирование предметных понятий, навыков систематизации по предмету. |
III. Актуализация предметных и метапредметных личностных результатов.
Цель: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования.
Технологии: исследовательская деятельность, самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности.
Деятельность учителя: помощь в формулировании цели и образовательных результатов на языке умений (компетенций)
| Работа с дидактической картой урока (работа на индивидуальных рабочих материалах)
- Итак, мы в первом музейном зале. Здесь, как и полагается, мы познакомимся с нашим Гидом Глаголом. Внимание на экран. Вас ждет первое задание.
Слайд 4-5 Найди глагол: Удвоить, двойка, двое, двойной Что помогло вам найти глагол?
Слайд 6 Портретная галерея Рассмотрим портреты. Что хотели передать художники в образе глагола? Какие черты хотели отразить?
А вот как сам глагол создает портреты.
Слайд 7 Загадки Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. Речка
Алексей Югов сказал, что глагол «самая огнепышущая, самая живая часть речи», и эти слова подтверждаются в стихотворении Ф.И.Тютчева. Подумайте, о чем говорит здесь автор?
«Море и утес» И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот. - Что вам позволило догадаться, что речь идет о море?
Историческая справка «глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь»
Слайд 8-9 И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием тоже называлась глаголица, а затем появилась кириллица, азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом».
| УУД:
Коммуникативные: выражение своей точки зрения, объяснение и аргументация точки зрения
Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в ходе учебного занятия и их коррекция; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера; умение убеждать.
Познавательные: умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и их оценка по соответствующим критериям. |
IV. Закрепление знаний.
Закрепление и систематизация знаний по теме «Глагол».
Развитие орфографических умений.
Цель: построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике; закрепление знаний при выполнении практических заданий.
Технологии: поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход к обучению.
Деятельность учителя: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической деятельности учащихся во всех формах действий.
|
- А что называется глаголом сейчас в нашей науке в языкознании?
Слайд 10-11 Восстанови словесный портрет Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы ______________________________________________________ Проверяем, зачитывая ответы и сверяя их с проверочным слайдом.
Слайд 12 – 13 - Предлагаю пройти в зал № 2. Здесь нас ждет очередное задание. Интерактивная игра Работа в группах Зал № 2 Морфологический портрет Собери таблицу признаков глагола Постоянные и непостоянные признаки Морфологический разбор Послушайте стихотворение и выпишите глаголы. Я страшное дело какой деловой; В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю. И на стадионе голы забиваю. Укроп поливаю, кусты подстригаю. И чисто-пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю.
От какого лица идет повествование в этом стихотворении? Какие признаки вам помогли это определить? Назовите все непостоянные признаки всех глаголов. Можно ли сказать, что в одном тексте автор использует глаголы одной формы? Зачем это делается? Поработаем с постоянными признаками этих глаголов.
| УУД:
Коммуникативные: формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательное и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.
Регулятивные: включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.
Познавательные: определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности. |
- Мы двигаемся дальше. Зал № 3. Этот сложный глагол
Слайд 14 - Ребята, вам предлагается решить орфографические задачи. Работа с карточками (см. дидактический материал)
Вставь букву. Е или И Ты дремл..шь, ты обид..шься, ты увид..шь, он услыш..т. он пряч..тся, дыш..т, пада..т, вид..т, прилета..т, смотр..т он пилит, вяж…т, бега…т Работа по карточкам. Индивидуальная работа Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь. Проверка. - Следующая орфографическая задача. Нужен ли Ь? Когда в каких глагольных формах пишется Ь, а когда не пишется? Работа с пословицами Собери пословицы и раскрой скобки. Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь. Мороза бояться – на двор не ходить. Не теряй ум, все остальное приложится. Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Волков бояться – в лес не ходить. Лежа хлеба не добудешь. Проверка. |
V. Диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов.
Цель: самопроверка умений применять знание в типовых учебных условиях.
Технологии: само- и взаимодиагностика результатов.
Деятельность учителя: создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности.
| Мини-тест. 1. Изменение глаголов по лицам и числам называется… A) склонение B) спряжение C) чередование 2. Сколько в русском языке спряжений? А) 3 B) 1 C) 2 3. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют относятся… А) 1 спряжению B) 2 спряжению 4. Глаголы II спряжения имеют окончания… А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -у, -ю, -а. 5. Укажите строку с глаголами I спряжения. А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать. 6. Укажите строку с глаголами II спряжения. А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, спать
Слайд 15 Взаимопроверка: 1 – B 2 – C 3 – B 4 – B 5 – A 6 – C Поставьте оценки: «5» - 6 верных ответов «4» - 5 верных ответов «3» - 4 верных ответа | УУД:
Коммуникативные: отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий
Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно-образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных затруднений учащихся.
Познавательные: понимание проблемных зон в знании и определение путей решения в сложившейся ситуации |
VI. Закрепление знаний.
Развитие творческих и аналитических способностей
Цель: построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике; закрепление знаний при выполнении практических заданий.
Технологии: поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход к обучению.
Деятельность учителя: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической деятельности учащихся во всех формах действий. | - Приглашаю вас в следующий зал. Здесь царит дух творчества.
Слайд 16 Зал № 4 Художественный зал На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Как работает глагол в тексте? Осенние листья Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли рекой на землю. Зашумел в лесу золотой дождь. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу, вокруг. … Шумит золотой дождь. Золотая осень завершает свой яркий праздник, и лес готовится к наступлению зимы.
- Какой красивый образ создал Николай Сладков в этой миниатюре. Какими вы увидели листья? Как называется художественный прием, с помощью которого автор оживил листья? Какая часть речи в этом помогла? Допишите 2-3 предложения в текст об осенних листьях, об их приключениях, используя глаголы.
Читают свои ответы-миниатюры.
| УУД:
Коммуникативные: формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательное и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.
Регулятивные: включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.
Познавательные: определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности. |
VII. Итог урока
Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.
Цель: осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов.
Технологии: само- и взаимодиагностика результатов.
Деятельность учителя: создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности.
| - Вот и закончилась наша экскурсия по залам дворца, где царствует Его Величество Глагол. - Почему же глагол называют «Его Величество Глагол»?
Отзывы учащихся. | УУД:
Коммуникативные: отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий
Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно-образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных затруднений учащихся.
Познавательные: понимание проблемных зон в знании и определение путей решения сложившейся ситуации |
VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.
Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.
Деятельность учителя: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания.
| Вариативное задание:
- Написать сказку «Как глагол в школу пошел»
- Написать сочинение-рассуждение «Его величество Глагол»
- Составить кроссворд на тему «Глагол» (не менее 10 вопросов)
| УУД:
Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению информацию, находить пробелы и пути восполнения этих пробелов.
Познавательные: использование практических умений для решения поставленной коммуникативной и учебной задач. |