Открытый урок по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" для 10 (казахского) класса
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Данный урок является помощью учителю русского языка в национальной школе при проведении недели русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Час занимательного русского языка"
Учитель русского языка и литературы
«средней школы №2 с миницентром отдела
образования акимата района Т.Рыскулова»
села Кулан Жамбылской области
Абдыкалыкова Шолпан Маратовна
Цель:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: название игры (разноцветные буквы), бумага, карандаши, карточки с заданиями, медали для награждения.
Ход внеклассного мероприятия:
В игре принимают участие учащиеся 6-х и 7-х классов (2 команды: «Морфемика», «Грамматика») и жюри.
Команды: «Морфемика», «Грамматика»
Жюри: Учитель русского языка и литературы и учащиеся 11-х классов.
Туры:
- Разминка.
- Орфоэпический.
- Фонетический.
- Конкурс капитанов.
- Загадочный.
- Скороговорочный.
Ход игры
Ведущий: - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между учащимися 6 и 7 классов.
Ведущая:- Представляем наши команды.
Команда «Морфемика»:
капитан команды – Алмас
Аяжан
Аружан
Арайлым
Гульсана
Айдана
Аяужан
Арслан
Команда «Грамматика»:
капитан команды: Ерасыл
Айя
Нурдос
Абылай
Айгерим
Аяулым
Акмаржан.
1. Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира.
(представление жюри)
Жюри:
1.
2.
3.
2. Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
- В каком слове сорок а? (сорока)
- Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
- Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
- Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
2 команда.
- Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
- Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (гость)
- Как можно превратить слово семя в слово семья? (7я)
- В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
- Сколько слогов в слове да? (1)
Слово жюри.
Второй тур «Орфоэпический»
Задание: поставить в словах ударения.
Команда «Морфемика»: баловать, газопровод, дозвониться, свекла, завидно, зубчатый, индустрия, километр, исчерпать, каталог.
Команда «Грамматика»: звала, мизерный, намерение, обеспечение, пломбировать, псевдоним, начал, хлопковый (костюм), шасси, эксперт.
Слово жюри.
Третий тур « Фонетический»
Задание: сделать фонетический разбор слов.
Команда «Морфемика»: счастье
Команда «Грамматика»: здоровье
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
- Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
- Сколько существует степеней сравнения? (две)
- Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
- [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
- В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
- Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
- Назовите первую букву алфавита (а)
- Чем кончается день и ночь? (ь)
Проверка фонетического разбора слов.
Слово жюри, общий счет.
Четвёртый тур « Конкурс капитанов»
Задание: капитаны получают карточки, где записано слово. Капитан команды должен поставить вопрос к данному слову, определить часть речи, род, число, падеж.
- Т Л
- Р И
- У Т
- Д Е
- О Р
- Л А
- Ю Т
- Б У
- И Р
- Е А
Слово жюри.
Пятый тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
7. В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)
8. Белые цветочки вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)
Слово жюри, общий счет.
Шестой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
Команда «Морфемика»: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
Команда «Грамматика»: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, награждение победителей.
Внеклассное мероприятие "Час занимательного русского языка"
Морфемика | Грамматика | |
І тур «Разминка» | ||
ІІ тур «Орфоэпический» | ||
ІІІ тур «Фонетический» | ||
ІV тур «Конкурс капитанов» | ||
V тур «Загадочный» | ||
VІ тур «Скороговорочный» | ||
Всего баллов |
До свидания! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема: Прошедшее время глагола.
Тип: усвоение новых знаний.
Метод: поисковый, исследовательский, проблемный, интерактивный.
Форма: урок-практикум
Цели: 1. Актуализация знаний о глаголе прошедшего времени, формировать умение находить глаголы в тексте, совершенствовать навыки определения рода, числа глагола.
2. Развивать орфографическую зоркость, умение точно употреблять глаголы прошедшего времени в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся, познавательную активность.
3. Воспитывать любовь школьников к своему прошлому, к прошлому своего народа, способствовать выявлению знаний учащихся об истории, искусстве и культуре своего народа, развивать навыки поисковой деятельности учащихся.
Оборудование: интерактивная доска (вставка, резина, ручка и т.д.), компьютеры, слайды,
Ход урока:
І. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Психологический настрой. Играет мелодия Вивальди «Времена года», идёт зарисовка степи и подснежников.
Учитель: Ребята, у нас на дворе стоит замечательное время года. Весна. И как первые подснежники, которые пробиваются из под снега и радуют наш глаз, вы радуете меня своей юностью, красотой, устремлением в будущее.
Скажите, какие вы знаете весенние цветы? (нарцис, подснежники, тюльпаны). А сейчас, вы друг другу пожелаете свои пожелания и подарите друг другу цветы.
Я в свою очередь хочу пожелать всем хорошего настроения и чтобы наш семинар прошел успешно.
Вот, уже на ваших лицах я вижу улыбку. Давайте, соберёмся, и на такой воодушевлённой ноте начнём наш урок.
ІІ. Актуализации раннее изученного материала.
Перед тем, как перейти к новой теме, давайте вспомним:
1. Какую часть речи мы с вами изучаем?
2. Что обозначает глагол?
3. На какие вопросы отвечает глагол?
4. Назовите виды глагола.
5. Какие наклонения имеет глагол?
6. Назовите время глаголов.
7. Как изменяются глаголы настоящего времени?
8. Как изменяются глаголы будущего времени?
А как изменяются глаголы прошедшего времени вы узнаете сегодня на уроке.
ІІІ. Усвоение новой темы.
1. Ребята, тема нашего урока: «Прошедшее время глагола», сегодня вы научитесь правильно определять время глагола, узнаете, как образуются глаголы прошедшего времени и мы вместе окунемся в наше прошлое, в нашу историю.
2. Беседа по лексической теме.
Лексическая тема: «Без прошлого нет будущего». Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание великово нашего предка Абу Наср аль-Фараби:
«Подобно тому, как отец ответствен за поступки своих детей,
так и каждый народ ответствен перед своей историей».
Я: Ребята, как вы понимаете это высказывание?
Ответ: Плохая ли, хорошая ли, но у каждого народа своя история, свое прошлое. Каждый народ пережил свое. История – это время и последовательность прошедших событий. Хозяин истории – народ.
3. Ассоциативный ряд. Какие ассоциации возникают, когда слышите слово: история?
История
Я: Нет народа, у которого нет прошлого, нет истории. А теперь поговорим о нашем прошлом. Город Отрар. (пауза)
А) А вы слышали про город Отрар?
Б) Что вы о нём знаете?
В) Кто был в Отраре?
Г) Где расположен Отрар?
Показать фильм «Гибель Отрара». (звучит күй «Кішкентай Құрманғазы», под эту мелодию Нурбол читает отрывок из поэмы Мухтара Шаханова «Отрар»).
Вопросы:
А) О чём этот фильм? (Этот фильм о гибели Отрара, как жители города сопротивлялись Чингисхану)
Б) С какой целью напал на этот город Чингисхан? (У него была одна цель – это править всем миром).
Я: Ребята, вы должны знать, что после этого сражения Отрар не возрождался. От него остались развалины и руины. На ваших компьютерах текст, который называется «Музей-заповедник «Отрар», прочитайте его внимательно.
- Чтение текста. (2 мин)
Музей-заповедник «Отрар»
В рамках международной программы «Великий шелковый путь», принятой Организацией Объединенных Наций, был учрежден в1989 году государственный археолоэтнографический музей-заповедник «Отрар».
Через два континента, от Тихого до Атлантического океана, простирался в древности караванный путь, по средне-азиатскому участку которого могли одновременно двигаться в ряд десять-двенадцать верблюдов. Они везли китайские шелка и индийскую парчу, византийское стекло и ювелирные изделия тюркских умельцев, а в обратном направлении – европейские сукна, русские меха и мед. Съемки из космоса показали, что уже в первом тысячелетии нашей эры люди умели выбирать короткие и удобные маршруты. Трасса Великого Шелкового пути совпадает с нынешними автомобильными и железнодорожными путями, магистралями.
Город Отрар был не только одним из важнейших перевалочных пунктов «моста» между Европой и Азией. Здесь существовала огромная библиотека, основателем которой являлся великий ученый средневековья аль-Фараби, действовала совершенная для тех времен ирригационная система. Но потом на этот цветущий оазис в пустыне обрушились полчища Чингисхана. Горожане стойко сопротивлялись, но в конце концов Отрар был разрушен и больше не возрождался.
В просторном здании, ставшем семьдесят первым музеем Казахстана, размещено около шести тысяч экспонатов VI-X веков. Здесь костяные и железные наконечники стрел, бронзовые светильники, зеленого стекла химические сосуды, окаменевшее зерно и почерневшие за тысячелетия кусочки хлопка. Экспозиция будет пополняться – ведь исследована пока лишь небольшая часть территории, на которой располагался Отрар.
(Г.Гройсер)
Я: Какие новые слова встретились в тексте?
А) Знакомство с новыми словами.
археология –
этнография –
ирригация –
экспонат –
экспозиция –
Б) Ответьте на вопросы:
Каким музеем является по счету музей-заповедник Отрар?
Назовите экспонаты музея.
Я ещё хотела бы добавить, когда вы слышите слово музей, вам представляется большое красивое здание, в котором вы переходите из одной комнаты в другую. А музей «Отрар» находится под открытым небом.
Так как мы с вами изучаем тему «Прошедшеее время глагола», выберите из текста 10 глаголов с суффиксом – л, и определите число и род этих глаголов.
Простирался – ед.ч., м.р.
Могли двигаться – мн.число
Везли – мн.ч.
Показали – мн.ч.
Умели выбирать – мн.ч.
Существовала – ед.ч., ж.р.
Являлся – ед.ч., м.р.
Действовала – ед.ч., ж.р.
Обрушились – мн.ч.
Сопротивлялись – мн.ч.
Я: Прежде чем перейти к следующему заданию, скажите, какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы с суффиксом –л относятся к глаголам прошедшего времени.
Я: Следующее задание называется: «Составь слово».
5. Из данных частей слов, составить слова. Выписать их определить род и число глаголов.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
залез | приготовить | белила | |
рассада | сказка | театрал | дорога |
достижение | вера | ветрило | яблоко |
проводить | вода | ил | дети |
Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и по числам.
Я: Ребята, вы узнали, что глагол изменяется по родам и по числам, а теперь, заполнив таблицу, вы узнаете, какая гласная пишется перед суффиксом –л.
6. Заполните таблицу.
Прошедшее время | |||||
Инфинитив | Основа | Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Женский род | Средний род | |||
решать | реша - | ||||
таять | тая - | ||||
белеть | беле |
Что вы здесь заметили, сделайте вывод.
Вывод: Перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что перед –ть в инфинитиве.
7. А теперь рассортируем глаголы по числам и по родам.
Заостряло, белели, приплыл, сохранила, съел, прибежала, встретила, почувствовало, заинтересовало, опросили, оценили, поблагодарил, помогли, захотелось, рассказал, выучила.
м.р. ж.р. ср.р. мн.ч.
Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и по числам.
8. Игра «Конструктор». Убери лишнее слово.
Забегал, забегать, проводил;
Выучила, учиться, училась;
Заинтересовало, переписать, вылетело;
Выбирать, пробегали, выходили.
Что у нас осталось?
Вывод: остались глаголы прошедшего времени.
9. Следующее задание будет называться «Да» или «нет»
В данный круг вы должны занести только глаголы прошедшего времени. А теперь прочитайте, что у нас осталось. Попробуйте их занести в круг. Заносятся? Нет.
10. А теперь, подведем итог нашего урока. Какой вывод вы для себя сделали?
Ответ: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
Ответ: Прошедшее время глагола образуется от инфинитива, с помощью суффикса –л-.
Ответ: Перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.
Я: Итак, ребята, скажите, какую тему мы с вами прошли?
Я: Как вы усвоили материал я проверю через тестовые задания, которые состоят из 10 вопросов.
IV. Проверка знаний по пройденной теме.
Тест
- Глагол – это ...
А) часть речи, которая обозначает предмет.
В) часть речи, которая обозначает действие.
С) часть речи, которая обозначает признак предмета.
2. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
А) по падежам, по лицам;
В) по родам, по числам, по падежам;
С) по родам по числам.
3. С помощью какого суффикса образуются глаголы прошедшего времени?
А) –ющ-
В) –л-
С) –а-
4. Найди глагол прошедшего времени.
А) видел, ходило, висело;
В) вижу, хожу, беру;
С) рассказать, смотреть, слышать.
5. Найди глагол прошедшего времени множественного числа.
А) разговаривали, учились, берегли;
В) разговаривал, учился, берёг;
С) разговаривала, училась, берегла.
6. Определи род данного глагола: взяла.
А) женский род
В) мужской род
С) средний род
7. Укажи время данного глагола: благодарил.
А) настоящее время
В) будущее время
С) прошедшее время
8. Найди глагол в данном предложении: Здесь акын прожил последние годы своей жизни.
А) прожил
В) последние
С) годы
9. Укажите время, род и число данного глагола: ценил.
А) средний род, единственное число, будущее время;
В) женский род, множественное число, настоящее время;
С) мужской род, единственное число, прошедшее время.
10. Определите род глагола: раздавали.
А) нет рода
В) женский род
С) средний род
V. Подведение итогов. Оценивание.
9 - 10 баллов – «5»
8 баллов – «4»
7 баллов – «3»
Меньше 7 баллов – «2»
VI. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу, скажите:
- Что нового узнали сегодня?
- Что бы вы хотели узнать еще?
- Ребята, вам понравился урок?
- Чем он вам понравился?
VII. Задание на дом.
Написать эссе на тему:
- История моего села.
- Я хочу быть похожим на ...
- Я хочу быть похожим на ...
Министерство образования республики Казахстан
Коммунальное государственное учреждение
«средняя школа №2 с миницентром отдела образования акимата района Т.Рыскулова»
Глаголы прошедшего времени
10 класс
Учитель русского языка и литературы:
Абдыкалыкова Ш.М.
2013-14 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"
Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».
Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...
Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."
Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;продолжить развиват...
Открытый урок по русскому языку Тема: "Определение" (5 класс ФГОС учебная линия Ладыженской)
Хороший урок - это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему - и урок не получится. На данном уроке прослеживается межпредметная связь: русский язык-л...
Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП
Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....