Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).
Методика АСО при объяснении нового материала.
Объяснение нового материала – это всегда необычный урок. Начала урок со словообразовательной разминки, чтобы подготовить ребят к усвоению нового материала. Я обучала всех учащихся класса, объясняя новый материал 5-7 минут. Затем закрепление нового материала. И дала первый контроль усвоения темы. Это были устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания. На этом уроке старалась заинтересовать ребят, использовала мультимедийный комплекс (компьютер.Проектор и экран).
Следующий этап урока – общий контроль усвоения нового материала. Применила такие виды контроля: тестирование, графический диктант, карточки с заданиями.
Последний этап урока – домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.
На своем уроке я использовала живое общение с детьми.т.к. оно в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе.
Преимущества АСО при объяснении нового материала:
- Полная занятость всех учащихся;
- Осуществлялся достаточный уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему:
"Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Цель урока:
- познакомить учащихся с правописанием суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).
Задачи:
Образовательные:
- формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), показать способ различения этих суффиксов и суффикса –ва-;
- научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
- совершенствовать умение определять вид глагола и составлять видовые пары;
Развивающие:
- способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);
- продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями;
-развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету.
Оборудование:
Опорная табличка «Виды глагола»; табличка «Критерии оценки»; алгоритм применения правила и памятка анализа ответа товарища в справочниках учащихся; карточки с упражнениями; контрольные карточки для самопроверки.
Ход урока
- Организационный момент (1 мин.)
- Повторение. Словообразовательная разминка.
На карточках.
Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?
Какая приставка поможет нам завершить действие?
УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ.
- Объяснение нового материала.Постановка проблемы.
- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
ДОКЛАД?ВАТЬ
КОМАНД?ВАТЬНАСТА?ВАТЬ
ГОР?ВАТЬ
- Сообщение темы урока.
Правописание гласных в суффиксах -ова(-ева-); -ыва(-ива-)"(Слайд 1).
- Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3).
Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4).
Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5).
- Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?
Составление инструкции для применения правила (Слайд 6).
V. Применение алгоритма.
- «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы» (Слайд 7).
- Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных).
- Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.
VI. Грамматическая сказка.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8).
Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквы Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9).
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.
VII. Закрепление нового материала.
Работа по алгоритму (Слайд 10).
- Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.
VIII. Работа с карточками.
Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословицакаждому ученику).
- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
- Всякий трус любит о храбрости беседовать.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Физкультминутка (1,5 мин.)
Руки кверху подними,
А потом их опусти,
А теперь их разверни,
И к себе скорей прижми,
Плечами поводи,
Головою покрути,
А потом быстрей,быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вновь за парту ты садись,
С увлечением учись!
X.Тестирование или словарный диктант. (Слайды 13, 14; Приложение 2).
Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16).
- Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.
XI. Дополнительный материал.
Смотреть – рассмАтривать (смотр)
Умолчать – умАлчивать (молча)
- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами –ыва-, –ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.
Ослабеваю – ослабеть Повелеваю - повелеть
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл. НСВ обр. с пом. суф. -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в словарики.
XI. Домашнее задание (на карточках).
Карточка 1.
От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие
Карточка 2.
К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.
Обвинять – Копить -
Печалиться - Молчать –
Карточка 3.
Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
Торжественно идти –
Покрывать лаком –
Быть шефом –
Принимать участие –
Проводить расследование –
Дать совет -
Самоанализ открытого урока русского языка в 6-м классе на тему:
«Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова(-ева-), -ыва(-ива-)»
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).
Методика АСО при объяснении нового материала.
Объяснение нового материала – это всегда необычный урок. Начала урок со словообразовательной разминки, чтобы подготовить ребят к усвоению нового материала. Я обучала всех учащихся класса, объясняя новый материал 5-7 минут. Затем закрепление нового материала. И дала первый контроль усвоения темы. Это были устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания. На этом уроке старалась заинтересовать ребят, использовала мультимедийный комплекс (компьютер.Проектор и экран).
Следующий этап урока – общий контроль усвоения нового материала. Применила такие виды контроля: тестирование, графический диктант, карточки с заданиями.
Последний этап урока – домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.
На своем уроке я использовала живое общение с детьми.т.к. оно в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе.
Преимущества АСО при объяснении нового материала:
- Полная занятость всех учащихся;
- Осуществлялся достаточный уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3-а классе "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых и обучающих ситуаций по теме "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п".
Урок проводился в рамках зонального проблемно-тематического семинара по теме "Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ"...
План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»
План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»...
Урок русского языка в 5- Б классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова."
Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.Цели: Образовательные:1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.Развивающие:1) развивать умение ...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе на тему: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе на тему: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...