"Орфоэпия". 5 класс. Технологическая карта.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
"Орфоэпия"
5 класс. Технологическая карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык Класс: 5
Базовый учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык
Тема урока: Орфоэпия
Цель урока: ТДЦ
Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:
Знать предмет изучения орфоэпии как раздела науки о языке.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач .
Уметь выражать свои мысли, воспринимать и осваивать информацию, работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения.
Развивающий компонент: умение работать с информацией на уроке, умение сотрудничать в группе и в паре, высказывать и обосновывать свою точку зрения, развивать умение применять новые знания; формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения); обогащать словарный запас учащихся; развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Воспитывающий компонент: воспитание интереса и уважения к родному языку ; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу .
Тип урока : комбинированный
Необходимое оборудование:
Ход урока
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности . | Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) (мордашки) | Приветствие учащихся. | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
Актуализация знаний.
Постановка учебной цели. | Обеспечить мотивацию учения. Совместно сформулировать цели урока. Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.
| На доске написаны слова: стрелки и гвоздики. (слайд 2) Ребята, нарисуйте эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? (слайд3) Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка) (В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы). - Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. (слайд4) Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения? ( Орфоэпия) - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (слайд5) (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь) Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение) | Рисуют предметы на доске. Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока Формулируют цель урока | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). . |
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
| Обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | I. - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)
Задание 1.- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь. - Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? - Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку. Шутник он, невидимка-молоток, - Кто этот шутник, ребята? (Ударение) - Чем отличается ударный слог от безударного? Задание 2 В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)
- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Отгадайте загадки. 1) Я травянистое растение 2) Я сборник карт: от ударения Задание 3 Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах) Пропасть, село, хлопок. (слайд6) - В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение) А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах. 1) Буквы – значки, 2) Из меня посуду тонкую, 3) Чтоб скорей в библиотеке Физкультминутка (слайд 8) | Работают с учебником Несколько учащихся озвучивают свои примеры 3 уч-ка у доски Рабочий лист к уроку Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение. Работают со словами, записывают в тетрадь. (Задание выполняется в парах) Отгадывают и записывают на доске и в тетрадях Физкультминутка | Уметь применять ранее полученные знания. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с пословицами: определяют тему и главную мысль). |
Закрепление изученного материала
| Обеспечить закрепление знаний и способов действий | II.Закрепление изученного материала (слайд 9) Задание 4 Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах. Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин. Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно. - Вспомните, что изучает орфоэпия? Задание 5 Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы. 1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.) 2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.) 3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].) 4. Знак препинания. (Ти[рэ].) 5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.) 6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.) 7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.) 8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].) 9. Название научного понятия. (Термин[т`э].) 10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].) 11. Гостиница. (О[тэ]ль.) - Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения? III. Работа в группах ( 3 группы, каждая выполняет свое задание). 1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните. Косит косец, На путях я вижу сорок 2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число). Столяр сделал книжные полки. 3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков. На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия. Проверка выполнения заданий группами. | Работают в рабочих листах Проверяют Делают вывод Пишут под диктовку, проверяют на слайдах (Задание выполняется самостоятельно, по рядам) | Развивать умение применять новые знания. Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Контроль знаний. | Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.
| Мини-тест (каждый делает самостоятельно) с последующей взаимопроверкой.
| Выполняют мини-тест | Обобщить, сделать выводы, самооценка 90% учащихся справились с заданием. УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. Итоги урока. Рефлексия. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д.з. Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений ТДЦ) | Выполнить индивидуальные задания. Продолжите предложения: На уроке я работал… Для меня было трудно… Материал урока показался мне… На уроке я поставил бы себе оценку… | Запись учащимися задания в дневники. | Мотивация на выполнения д/з Рефлексивная оценка уч-ся Уметь обосновать выбор оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение темы "Числовые и буквенные выражения" 5 класс технологическая карта
Технологическая карта к уроку математики...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия
Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
Наибольший общий делитель 6 класс. Технологическая карта изучения темы
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.Цели по содержанию: - обучающие: ввести понятие наибольшего общего делителя, составить алгоритм нахождения НОД,...
4 класс. Технологическая карта №1
технологическая карта к УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" для 4 класса. Урок №1....
4 класс. Технологическая карта №2
технологическая карта к УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English" для 4 класса. Урок №2....