Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия
план-конспект занятия по теме
Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия.
Аннотация
Логопедическое занятие по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях» разработано на основе методических рекомендаций:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Это урок изучение нового материала знаний по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях».
Перед уроком была проведена большая подготовительная работа. Дети лепили буквы из пластилина и украшали их горохом, искали в справочниках, словарях и другой дополнительной литературе информацию о временах года и перелетных птицах. На этом уроке дети знакомятся с отличительными признаками этих букв. Обобщают полученные знания по теме «Времена года», «Перелетные птицы». В процессе работы на уроке у учащихся формируется представление о временах года, формируются универсальные учебные действия (УУД):
Бережное отношение к природе
любовь к родному языку
коммуникативные умения
творческий потенциал и любознательность
постановка и решение проблемы
саморазвитие
оценка и самооценка
Технологическая карта логопедического занятия
Автор занятия: Груздева Полина Александровна
Форма занятия: групповое логопедическое.
Класс: 2
Дата: 28.02.14
Тема занятия: «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».
Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.
Тип занятия: изученного нового материала
Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Задачи занятия:
развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах ; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;
коррекционные: создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме;
воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно – познавательная, коммуникативная.
УУД, которые формируются в ходе занятия:
регулятивные: целеполагание, планирование;
познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.
2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;
4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Личностные:
1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.
2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Дифференциация п-т», индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением тигра и пингвина, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.
План урока
Организационный этап.
Подготовительный этап
Мотивация учебной деятельности- 1- 2мин.
Актуализация знаний по теме- 3-4 мин
III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин
IV. Этап работы по теме- 15-17 мин.
1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.
2. Дифференциация букв п – т
3. Дифференциация звуков [п] – [т]
4. Дидактическая игра «Шифровка»
5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.
4. Дидактическая игра «Звуковой мешочек»
5. Дидактическая игра «Шифровальщики»
7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз- 2 мин.
8. . Игра «Муха»
V. Этап. Закрепление изученного материала. 12-13 мин.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»
10. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот»-3 мин.
11. Временные понятия.
12. Графический диктант.
VI. Рефлексия деятельности (итог урока)- 5 минут
Характеристика этапов урока
Название этапа, Цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности Цели: - Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
- Доброе день! - Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! II. Подготовительный этап.
-Ребята! У вас на партах по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите. - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.
| Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок
2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в начале урока).
| фронтальная | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Познавательные: Умение выделять общий звук в словах Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. -уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний по теме. Цель: - Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося - Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. | 2. Послушайте и повторите скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Дети повторяют сначала хором, затем по одному. - Какие звуки повторяются в скороговорке? (п и т) - Кто догадался какая сегодня тема урока? (п и т). Слайд 1.
| Формулирует задание
Контролирует выполнение работы.
Выдвигает проблему.
| Произносят скороговорку.
Выделяют одинаковый звук в скороговорках.
Формулируют тему урока
Называют тему урока
Отвечают на вопросы учителя.
| Групповая Фронтальная | Коммуникативные -проявлять активность в решении учебной задачи, Познавательные - выделять существенную информацию из текста скороговорки; - выдвигать гипотезу и обосновывать её Регулятивные - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. - Принимать и сохранять коррекционную цель и задачу. - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Постановка учебной задачи. Цель. Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. | III. Этап постановки цели и задачи
Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы п и т. Запишем тему урока, я на доске, а вы в тетради. п – т.
| Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Высказывают свои предположения
Формулируют учебную задачу
| Фронтальная | Регулятивные -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Познавательные -умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Выявление места и причины затруднений. Цель. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
| IV. Этап работы по теме
1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”. – А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да) – Давайте научимся их различать.
| Организует работу учащихся; | Дети слушают, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Первичное закрепление. Цель. Выявить пробелы изученного материала. Провести коррекцию выявленных пробелов уч-ся в изучении материала
| 2. Дифференциация букв п – т (Слайд 2,3).
Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п] У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т]. (Слайд 4).
| Формулирует задание
| Слушают объяснение, запоминают с опорой на схему | Фронтальная | Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные -осуществлять анализ, синтез и сравнение объектов -умение структурировать знания, -выбор наиболее эффективных способов решения задания, Коммуникативные - активность в коллективной деятельности -умение осознанно и правильно строить речевое высказывание
Личностные: Ценностное отношение к здоровью. Регулятивные: Волевая саморегуляция |
3. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами). Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки). Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки). Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.
Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные. Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы. (Слайд 5)
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков. Вывод: запоминаем наши “опоры”: Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек). Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки). (Слайд 6) |
Формулирует задание
Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует коллективную проверку; |
Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков опорой на зеркала и схемы
Дают характеристику звуков. Сравнивают звуки. |
Групповая, фронтальная | ||
| 4. Дидактическая игра «Шифровка» Логопед диктует цифры, а дети вспоминают, сколько ножек у букв п и т и записывают под каждой цифрой соответствующую букву. 2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3 п п т п т т п т т п п т
|
Дает задание
Контролирует выполнение работы Организует коллективную проверку; |
Проводят анализ букв с профилем. Соотносят буквы в соответствии с цифрами.
| Групповая, фронтальная | |
5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения. 1. У т – 3 ножки, трудная буква. У п – 2 ножки, простая буква.(Слайд 7 ) 2. Обведите букву п и т из пластилина, в воздухе, на парте под счёт 1, 2, 3 (т) 1, 2 (п) 3. Обведите буквы п и т на стилизованных карточках опорах.(У каждого ребенка такая карточка) |
Дает задание
Организует коллективную проверку;
|
Проводят анализ элементов букв. Обводят буквы, собирают из элементов.
| Групповая, фронтальная | ||
| 6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек» В мешочке лежат буквы: п, т, и, ш, н, к. (Дети с закрытыми глазами вытаскивают буквы и на ощупь узнают их) - Как вы узнали буквы? - На что опирались при узнавании букв? 7. Дидактическая игра «Шифровальщики» - Сегодня к вам в гости пришел тигр и пингвины. Они приготовили для вас задание. Расшифруйте рисунки, запишите буквы п и т. Пингвин – п, тигр – т. (Слайд 8-11) | Даёт задание
Организует коллективную проверку;
| Выполняют задания, по одному человеку
Выполняют задание | Индивидуальная | |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз Цель. Укрепление здоровья детей | Вы, наверное, устали? Давайте ваши глазки немного отдохнут. Следите за движением катушки ниток и наперстка. Слайд 12. Словарная работа. Наперсток * | Организует физкультминутку | Выполняют упражнения для снятия утомления | Индивидуальная | |
| 8. Составление слов из слогов. Игра «Муха» (Слайды № 13-18) Инструкция: Глазами следить за перемещением мухи по слоговой таблице и составлять слова. Слова записываются в тетрадь, проводится проверка.
(Аптека, тепло, пакеты, топоры, петухи, лопата) | Организует работу.
Контролирует выполнение работы | Выполняют задания
Осуществляют самопроверку по образцу
| Групповая | Регулятивные: Контроль в форме сличения с его эталоном |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель. 1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне слова. 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания. | V. Закрепление изученного материала 9. Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики» Слайд 19. - Прочтите зашифрованную запись. Какую букву обозначают две палочки? Три палочки? Почему? II- п, III- т.
IIавлин, уIIIка, ласIIIочка, IIоIIугай, IIеIIIух. IIIигр, бегемоIII, IIони, анIIIилоIIа, IIIелёнок. ЛисIIIвенница, кашIIIан, IIIоIIоль, лиIIа, ракиIIIа.
Назовите слова первой строки, одним словом. (Птицы) Назовите слова второй строки, одним словом. (Животные) Назовите слова третьей строки, одним словом. (Деревья) Найдите лишнее слово в последней группе слов. (Лиственница – хвойное дерево) Запишите птиц, которых вы запомнили. Слова записываются в тетрадь, проводится проверка. Слайд 20. | Объясняет задание | Дети проводят проверку записанных слов. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации Личностные - готовность к сотрудничеству; - оценивание усваиваемого содержания; Коммуникативные: -Уметь использовать речь для регуляции своего действия - Согласовывать усилия по выполнению задания. |
Физкультминутка. Игра с мячом. Цель. Укрепление здоровья детей | Игра «Наоборот»
Полк – толк пара- тара Почки-точки порт – торт Попил – топил спал – стал Пачка – тачка прятки – тряпки | Проводит упражнение с мячом для снятия утомления и развитию мелкой моторики | Выполняют упражнения для снятия утомления | Индивидуальная | Личностные: Ценностное отношение к здоровью. Регулятивные: Волевая саморегуляция |
Включение в систему знаний и повторение Цель. Обеспечить формирование целостной системы знаний уч-ся
| 11. Временные понятия. - Какое время года сейчас? (Весна) Какое время года было до весны? Будет после весны? Будет после лета? Назовите месяца каждого времени года. - Весна (какая?) Ранняя теплая, долгожданная… - Солнце (какое?)…. - Почки (какие?)… - Листья (какие?)… - Солнце весной (что делает?) греет, припекает, ласкает, согревает… - Листья на деревьях (что делают?)… - Ручьи (что делают?)… - Кто возвращается к нам с юга весной? (Перелётные птицы) - Каких перелётных птиц вы знаете? Детям раздаются картинки с изображением перелётных птиц. |
Задает вопросы. Организовывает повторение учебного содержания |
Отвечают на вопросы, классифицируют слова – отгадки по наличию звука. | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные -умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить правильное речевое высказывания. |
| Логопед или хорошо читающий ученик читает рассказ: Слайд 21. «Наступила осень. Похолодало. Насекомые спрятались в свои норки. Перелётные птицы – насекомоядные. Им нечем питаться. Они улетают в тёплые края. Утки, гуси и лебеди улетают вереницей. Ласточки, грачи, скворцы – стаей. Журавли – клином. Кукушки улетают поодиночке. Весной птицы вернуться к нам». - Как улетают птицы? | Организует деятельность учащихся , направленную на актуализацию имеющихся знаний. |
Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Предметные: Умение читать без ошибок, различать буквы, грамотно писать. Познавательные: Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: Читать вслух и про себя. Слушать, выступать. |
| 12. Графический диктант. Летят перелётные птицы. Тт пт пт. Тетерева попадали в снег и прятались там от мороза. Тт пп ---пт т --.
| Диктует предложения. | Классифицируют слова по наличию звука. Записывают буквы в тетрадь, подчеркивают изучаемые буквы. | Фронтальная | |
Рефлексия деятельности (итог урока) Цели: Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции. | VI. Итог занятия. – Что нового вы сегодня узнали на занятии? – Чем отличаются буквы п и т ? – Чем отличаются звуки [п] и [т]? Что понравилось на занятии? При выполнении каких упражнений испытывали затруднения? - Обратимся к нашим облачкам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите. - Я рада, что в конце нашего урока у вас хорошее настроение.
| Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности,
Подводит учащихся к выводу
| Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока)
| Индивидуальная, фронтальная | Личностные -оценивать собственную деятельность. Познавательные - Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение Коммуникативные - Рефлексия своих действий. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные -Слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения. |
* Наперсток -колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны.
Используемые ресурсы
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
4. Технологические карты по Русскому языку 2 класс. 5.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=27178
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тонкинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Логопедическое занятие
«Дифференциация букв п - т
в словах и предложениях»
Подготовила и провела
учитель- логопед
первой квалификационной категории
Груздева Полина Александровна
Тонкино
2014
Аннотация
Логопедическое занятие по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях» разработано на основе методических рекомендаций:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Это урок изучение нового материала знаний по теме «Дифференциация п - т в словах и предложениях».
Перед уроком была проведена большая подготовительная работа. Дети лепили буквы из пластилина и украшали их горохом, искали в справочниках, словарях и другой дополнительной литературе информацию о временах года и перелетных птицах. На этом уроке дети знакомятся с отличительными признаками этих букв. Обобщают полученные знания по теме «Времена года», «Перелетные птицы». В процессе работы на уроке у учащихся формируется представление о временах года, формируются универсальные учебные действия (УУД):
- Бережное отношение к природе
- любовь к родному языку
- коммуникативные умения
- творческий потенциал и любознательность
- постановка и решение проблемы
- саморазвитие
- оценка и самооценка
Технологическая карта логопедического занятия
Автор занятия: Груздева Полина Александровна
Форма занятия: групповое логопедическое.
Класс: 2
Дата: 28.02.14
Тема занятия: «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».
Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.
Тип занятия: изученного нового материала
Метапредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Задачи занятия:
развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах ; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;
коррекционные: создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме;
воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно – познавательная, коммуникативная.
УУД, которые формируются в ходе занятия:
- регулятивные: целеполагание, планирование;
- познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда.
2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;
4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Личностные:
1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.
2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Дифференциация п-т», индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением тигра и пингвина, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.
План урока
- Организационный этап.
- Подготовительный этап
Мотивация учебной деятельности- 1- 2мин.
Актуализация знаний по теме- 3-4 мин
III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин
IV. Этап работы по теме- 15-17 мин.
1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.
2. Дифференциация букв п – т
3. Дифференциация звуков [п] – [т]
4. Дидактическая игра «Шифровка»
5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.
4. Дидактическая игра «Звуковой мешочек»
5. Дидактическая игра «Шифровальщики»
7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз- 2 мин.
8. . Игра «Муха»
V. Этап. Закрепление изученного материала. 12-13 мин.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»
10. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот»-3 мин.
11. Временные понятия.
12. Графический диктант.
VI. Рефлексия деятельности (итог урока)- 5 минут
Характеристика этапов урока
Название этапа, Цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности Цели: - Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
- Доброе день! - Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! II. Подготовительный этап. -Ребята! У вас на партах по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите. - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу нашего урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится. | Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок 2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в начале урока). | фронтальная | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Познавательные: Умение выделять общий звук в словах Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. -уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний по теме. Цель: - Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося - Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. | 2. Послушайте и повторите скороговорку: От топота копыт пыль по полю летит. Дети повторяют сначала хором, затем по одному. - Какие звуки повторяются в скороговорке? (п и т) - Кто догадался какая сегодня тема урока? (п и т). Слайд 1. | Формулирует задание Контролирует выполнение работы. Выдвигает проблему. | Произносят скороговорку. Выделяют одинаковый звук в скороговорках. Формулируют тему урока Называют тему урока Отвечают на вопросы учителя. | Групповая Фронтальная | Коммуникативные -проявлять активность в решении учебной задачи, Познавательные - выделять существенную информацию из текста скороговорки; - выдвигать гипотезу и обосновывать её Регулятивные - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. - Принимать и сохранять коррекционную цель и задачу. - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Постановка учебной задачи. Цель. Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. | III. Этап постановки цели и задачи Правильно, сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы п и т. Запишем тему урока, я на доске, а вы в тетради. п – т. | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Высказывают свои предположения Формулируют учебную задачу | Фронтальная | Регулятивные -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Познавательные -умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Выявление места и причины затруднений. Цель. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | IV. Этап работы по теме 1. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”. – А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да) – Давайте научимся их различать. | Организует работу учащихся; | Дети слушают, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Первичное закрепление. Цель. Выявить пробелы изученного материала. Провести коррекцию выявленных пробелов уч-ся в изучении материала
| 2. Дифференциация букв п – т (Слайд 2,3). Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п] У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т]. (Слайд 4). | Формулирует задание | Слушают объяснение, запоминают с опорой на схему | Фронтальная | Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные -осуществлять анализ, синтез и сравнение объектов -умение структурировать знания, -выбор наиболее эффективных способов решения задания, Коммуникативные - активность в коллективной деятельности -умение осознанно и правильно строить речевое высказывание Личностные: Ценностное отношение к здоровью. Регулятивные: Волевая саморегуляция |
3. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами). Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки). Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки). Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции. Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные. Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы. (Слайд 5) Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков. Вывод: запоминаем наши “опоры”: Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек). Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки). (Слайд 6) | Формулирует задание Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует коллективную проверку; | Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков опорой на зеркала и схемы Дают характеристику звуков. Сравнивают звуки. | Групповая, фронтальная | ||
4. Дидактическая игра «Шифровка» Логопед диктует цифры, а дети вспоминают, сколько ножек у букв п и т и записывают под каждой цифрой соответствующую букву. 2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3 п п т п т т п т т п п т | Дает задание Контролирует выполнение работы Организует коллективную проверку; | Проводят анализ букв с профилем. Соотносят буквы в соответствии с цифрами. | Групповая, фронтальная | ||
5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения. 1. У т – 3 ножки, трудная буква. У п – 2 ножки, простая буква.(Слайд 7 ) 2. Обведите букву п и т из пластилина, в воздухе, на парте под счёт 1, 2, 3 (т) 1, 2 (п) 3. Обведите буквы п и т на стилизованных карточках опорах.(У каждого ребенка такая карточка) | Дает задание Организует коллективную проверку; | Проводят анализ элементов букв. Обводят буквы, собирают из элементов. | Групповая, фронтальная | ||
6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек» В мешочке лежат буквы: п, т, и, ш, н, к. (Дети с закрытыми глазами вытаскивают буквы и на ощупь узнают их) - Как вы узнали буквы? - На что опирались при узнавании букв? 7. Дидактическая игра «Шифровальщики» - Сегодня к вам в гости пришел тигр и пингвины. Они приготовили для вас задание. Расшифруйте рисунки, запишите буквы п и т. Пингвин – п, тигр – т. (Слайд 8-11) | Даёт задание Организует коллективную проверку; | Выполняют задания, по одному человеку Выполняют задание | Индивидуальная | ||
Физкультминутка. Гимнастика для глаз Цель. Укрепление здоровья детей | Вы, наверное, устали? Давайте ваши глазки немного отдохнут. Следите за движением катушки ниток и наперстка. Слайд 12. Словарная работа. Наперсток * | Организует физкультминутку | Выполняют упражнения для снятия утомления | Индивидуальная | |
8. Составление слов из слогов. Игра «Муха» (Слайды № 13-18) Инструкция: Глазами следить за перемещением мухи по слоговой таблице и составлять слова. Слова записываются в тетрадь, проводится проверка. (Аптека, тепло, пакеты, топоры, петухи, лопата) | Организует работу. Контролирует выполнение работы | Выполняют задания Осуществляют самопроверку по образцу | Групповая | Регулятивные: Контроль в форме сличения с его эталоном | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель. 1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне слова. 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания. | V. Закрепление изученного материала 9. Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики» Слайд 19. - Прочтите зашифрованную запись. Какую букву обозначают две палочки? Три палочки? Почему? II- п, III- т. IIавлин, уIIIка, ласIIIочка, IIоIIугай, IIеIIIух. IIIигр, бегемоIII, IIони, анIIIилоIIа, IIIелёнок. ЛисIIIвенница, кашIIIан, IIIоIIоль, лиIIа, ракиIIIа. Назовите слова первой строки, одним словом. (Птицы) Назовите слова второй строки, одним словом. (Животные) Назовите слова третьей строки, одним словом. (Деревья) Найдите лишнее слово в последней группе слов. (Лиственница – хвойное дерево) Запишите птиц, которых вы запомнили. Слова записываются в тетрадь, проводится проверка. Слайд 20. | Объясняет задание | Дети проводят проверку записанных слов. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные - поиск и выделение необходимой информации Личностные - готовность к сотрудничеству; - оценивание усваиваемого содержания; Коммуникативные: -Уметь использовать речь для регуляции своего действия - Согласовывать усилия по выполнению задания. |
Физкультминутка. Игра с мячом. Цель. Укрепление здоровья детей | Игра «Наоборот» Полк – толк пара- тара Почки-точки порт – торт Попил – топил спал – стал Пачка – тачка прятки – тряпки | Проводит упражнение с мячом для снятия утомления и развитию мелкой моторики | Выполняют упражнения для снятия утомления | Индивидуальная | Личностные: Ценностное отношение к здоровью. Регулятивные: Волевая саморегуляция |
Включение в систему знаний и повторение Цель. Обеспечить формирование целостной системы знаний уч-ся | 11. Временные понятия. - Какое время года сейчас? (Весна) Какое время года было до весны? Будет после весны? Будет после лета? Назовите месяца каждого времени года. - Весна (какая?) Ранняя теплая, долгожданная… - Солнце (какое?)…. - Почки (какие?)… - Листья (какие?)… - Солнце весной (что делает?) греет, припекает, ласкает, согревает… - Листья на деревьях (что делают?)… - Ручьи (что делают?)… - Кто возвращается к нам с юга весной? (Перелётные птицы) - Каких перелётных птиц вы знаете? Детям раздаются картинки с изображением перелётных птиц. | Задает вопросы. Организовывает повторение учебного содержания | Отвечают на вопросы, классифицируют слова – отгадки по наличию звука. | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные контроль, оценка, коррекция; Познавательные -умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить правильное речевое высказывания. |
Логопед или хорошо читающий ученик читает рассказ: Слайд 21. «Наступила осень. Похолодало. Насекомые спрятались в свои норки. Перелётные птицы – насекомоядные. Им нечем питаться. Они улетают в тёплые края. Утки, гуси и лебеди улетают вереницей. Ласточки, грачи, скворцы – стаей. Журавли – клином. Кукушки улетают поодиночке. Весной птицы вернуться к нам». - Как улетают птицы? | Организует деятельность учащихся , направленную на актуализацию имеющихся знаний. | Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Предметные: Умение читать без ошибок, различать буквы, грамотно писать. Познавательные: Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: Читать вслух и про себя. Слушать, выступать. | |
12. Графический диктант. Летят перелётные птицы. Тт пт пт. Тетерева попадали в снег и прятались там от мороза. Тт пп ---пт т --. | Диктует предложения. | Классифицируют слова по наличию звука. Записывают буквы в тетрадь, подчеркивают изучаемые буквы. | Фронтальная | ||
Рефлексия деятельности (итог урока) Цели: Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции. | VI. Итог занятия. – Что нового вы сегодня узнали на занятии? – Чем отличаются буквы п и т ? – Чем отличаются звуки [п] и [т]? Что понравилось на занятии? При выполнении каких упражнений испытывали затруднения? - Обратимся к нашим облачкам. Какое у вас сейчас настроение? Покажите. - Я рада, что в конце нашего урока у вас хорошее настроение. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности, Подводит учащихся к выводу | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце урока) | Индивидуальная, фронтальная | Личностные -оценивать собственную деятельность. Познавательные - Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение Коммуникативные - Рефлексия своих действий. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные -Слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения. |
* Наперсток -колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны.
Используемые ресурсы
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. – М.: Книголюб, 2003.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
4. Технологические карты по Русскому языку 2 класс. 5.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=27178
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях"
Занятие для детей с нарушениями зрения....
Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...
Открытое логопедическое занятие Дифференциация Ц-Ч в словах и предложениях.
Занятие для детей с нарушением речи и зрения. Используются различные виды двятельности....
Открытое логопедическое занятие Дифференциация Ц-Ч в словах и предложениях.
Занятие для детей с нарушениями речи и зрения....
Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.
Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...