кружок «Русское слово» в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_russkoe_slovo._9kl.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болтутинская средняя школа имени И.К.Базылева» муниципального образования
«Глинковский район» Смоленской области
Согласовано заместитель директора по УВР Т.И.Максимова « 30» августа 2019 | Утверждено приказом № 1 от «30 » августа 2019г. Директор школы И.Ю.Антипова |
Рабочая программа
основного общего образования
по кружку «Русское слово»
в 9 классе
учителя 1 категории Ковалёвой В.П
2019/2020 уч. год.
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей программы по кружку «Русское слово» составляют следующие документы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 2012 г.
Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Согласно учебному плану МБОУ «Болтутинская СШ имени И.К.Базылева» на изучение материала отводится 33 часа в год (1 час в неделю) (33 недели).
Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетенций, освоение способов деятельности для решения практических задач, необходимых для прохождения ОГЭ
Задачи: подготовка к сдаче ОГЭ по русскому языку на основе систематического обобщения знаний по основным разделам языковой системы, изучаемой в основной школе, совершенствование базовых лингвистических и коммуникативных умений и навыков.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
- писать изложения разных видов
- читать текст и анализировать его содержание
- писать сочинения-рассуждения
- выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи :
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Проведение деловых игр и практикумов;
- Работа с пакетами КИМов;
- Он-лайн тестирование;
- Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение проводить звукобуквенный анализ слова;
- умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- умение проводить морфемно - словообразовательный анализ слова;
- умение определять основные способы образования слов;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно -словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ курса
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы.
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
3 | Культура речи | 10 | |
2 | Нормы ударения и произношения | 3 | |
3 | Лексические нормы | 6 | |
4 | Грамматические нормы | 4 | |
5 | Синтаксические нормы | 1 | |
6 | Методика написания сжатого изложения | 2 | |
7 | Методика написания сочинения- рассуждения | 3 | |
8 | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ | 3 |
Итого-33 часа.
Календарно-тематическое планирование кружка
№ | Тема | Дата |
1. | Вводное занятие. | |
2. | Норма, её динамика и вариативность. | |
3. | Речевой этикет. | |
4. | Стили литературного языка. Особенности научного стиля. | |
5. | Публицистический стиль. | |
6. | Культура делового общения. Официально-деловой стиль. | |
7. | Культура устной деловой речи. | |
8 | Разговорный стиль. | |
9. | Культура монологической речи. | |
10. | Культура поведения и этические нормы общения. | |
11. | Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи. | |
12. | Особенности заимствованных слов в русском языке. | |
13. | Лексические нормы. | |
14. | Фразеологизмы, их использование в речи. | |
15. | Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения. | |
16. | Практикум по теме «Фразеология». | |
17. | Фонетические средства языковой выразительности. | |
18. | Орфоэпия. Нормы произношения. | |
19. | Трудности русской грамматики. | |
20. | Речевые ошибки и их устранение | |
21 | Тесты по орфоэпии, фонетике, графике | |
22 | Тесты по морфемике, словообразованию ,орфографии | |
23 | Тесты по морфологии и орфографии | |
.24 | Тесты по синтаксису и пунктуации | |
25 | Тесты по культуре речи | |
26-27-28 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | |
29-30 | Требования к сжатому изложению. Сжатое изложение. | |
31 | Требования к сочинению –рассуждению | |
32 | Требования к лингвистическому сочинению | |
33-33 | Сочинение- рассуждение |
Учебно-методическое оснащение:
1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
2. Гойхман О.Я. и др. Русский язык и культура речи. – М.: ИНФРА-М, 2013;
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2008
4. Сайты ОГЭ по русскому языку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок " Русское слово"
Я вела кружок " Русское слово." В этой статье представлены задачи кружка и тематическое планирование....
Занятие кружка «Русское слово» 6 класс «Дверь- существительное или прилагательное?»
Цель. Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных, их ролью в речи ,оттенками лексического значения...
Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".
Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный обучающимся 7-х ...
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Живое слово"
Кружок «Живое слово» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику...
Программа внеурочной работы, кружок "Художественное слово".
Город Москва,ЦПШ "Косинская",руководитель объединения -Григорьева Валентина Германовна,учитель русского языка и литературы10 сентября 2018г. 1. КРУЖОК...
Рабочая программа .Кружок "Живое слово".
Кружок "Живое слово"....