Рабочая программа .Кружок "Живое слово".
рабочая программа по русскому языку

Антонова Татьяна Федоровна

Кружок "Живое слово".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Живое слово»

 

2. Пояснительная записка

 

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей пред учителем.  Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного материала, а шаг вперед в обогащении учащихся знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к русскому языку как предмету.

Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Все это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счет изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.

Для проведения внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие условия:

  • новизна;
  • необычность;
  • неожиданность;
  • несоответствие прежним впечатлениям.

 

Цель программы: 

  1. развитие интереса к русскому языку как к предмету;
  2. воспитание бережного отношения к слову;
  3. воспитание уважения к русскому языку – языку русского народа.

 

Данная программа решает следующие задачи:

  1. углубление и расширение приобретенных на уроке знаний;
  2. развитие лингвистического кругозора;
  3. развитие творческих способностей учащихся.

 

  1. Требования к уровню подготовки учащихся. 

 

По окончании программы учащиеся должны  

Знать:

  • почему мы так говорим;
  • как возникают наименования географических мест, событий, явлений;
  • почему «умирают» слова, появляются новые; -         почему появляются новые значения у старых слов; -         как люди должны общаться между собой.

Уметь:

  • самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме; -         искать пути раскрытия имен, фразеологических оборотов, географических названий своего родного края;
  • работать с художественной литературой, словарями, словарной статьей.

 

КВНы, конкурсы, праздники русской словесности – это смотры ученических знаний. Они запоминаются детям надолго. В них принимают участие все без исключения: и сильные, и слабые. После таких занятий учащиеся тянутся к книге, учатся понимать красоту русского языка.

 

  1. Учебно-тематический план.

 

Тема

Количество часов

1

Введение. Основные цели и задачи кружка.

1

2

Русский язык – язык великого народа.

3

3

Из истории письменности.

4

4

Лексика.

4

5

Синтаксис.

3

6

Морфемика.

3

7

Словообразование.

1

8

Морфология (I часть).

3

9

Русский язык в его истории.

4

10

Морфология (II часть).

4

11

Орфография.

2

12

Пунктуация.

2

 

 

34

 

  1. Содержание программы.

 

Раздел 1. Русский язык – язык великого народа. (3 часов) Тема 1. Поговорим о родном языке. 

Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и богатство русского языка. Практическое занятие. Сообщения учащихся о языке. Конкурс стихов о русском языке.

 

Тема 2. Звук и буква.

Буква и звук. Буква – условный знак для передачи звука речи. Выразительные возможности звука речи. Аллитерация, ассонанс.

Практическая часть.

Фонетическая зарядка. Игры с буквами и словами. Слоговой анализ текста. Звуковой анализ текста.

 

Раздел 2. Из истории письменности. (4 часов) 

 

Тема 3. Можно ли писать без букв.

Знакомство с историей письменности. Узелковое письмо. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифическое письмо. Тайна египетского письма. Клинопись. Практическая часть.

Выполнение упражнений. Разглядывание таинственных надписей. Сообщения учащихся о видах письма.

 

Тема 4. О буквах русского алфавита.

Старославянская азбука. Потерянные буквы. Современный русский алфавит. Практическая часть.

Сообщения учащихся об         «интересных», «лишних», «веселых», «удивительных»,

«дорогих», «волшебных» буквах языка.

 

Тема 5. Как расшифровать письмена.

Умение расшифровывать и создавать письмена. Письмо греческого мальчика. Тарабарская грамота. Практическая часть.

Сообщения учащихся о тарабарской грамоте. Написание и чтение тарабарской грамоты. Занимательные задачи.

 

Тема 6. Словесные раскопки.

Происхождение и значение личных имен и фамилий. Из истории некоторых слов:

географические названия, дней недели и других слов. Что такое ономастика. Практическая часть.

Сообщения учащихся об истории русских имен и фамилий, о происхождении названий месяцев, дней недели, монет.

 

Раздел 3. Лексика. (4 часов) 

 

Тема 7. О синонимах русского языка.

Понятие синонима. Использование синонимов писателями. Смысловые, контекстуальные синонимы. Практическая часть.

Грамматическая сказка. Работа с отрывками из произведений И.С. Тургенева, М. Горького, выявление роли синонимов в текстах. Дидактические игры и упражнения.

 

Тема 8. Антонимы русского языка.

Понятие антонима. Разнокоренные и однокоренные антонимы.

Практическая часть.

Дидактические игры и упражнения. Роль антонимов в тексте.

 

Тема 9. Омонимы русского языка.

Понятие омонима. Омофоны. Омографы. Использование омонимов, омофонов, омографов в художественных произведениях.

Практическая часть.

Работа со словарем омонимов. Дидактические игры и упражнения.

 

Тема 10. Многозначные слова и омонимы.

Отличие многозначных слов от омонимов. Употребление омонимов в поэтической речи. Практическая часть. Конкурс смекалистых.

 

Тема 11. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Понятие диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Отличие историзмов от архаизмов. Исконно русские слова и заимствованные слова, их признаки.

Практическая часть.

Диалектические игры и упражнения.

 

Тема 12. Мир фразеологии.

Понятие фразеологизма. Фразеологические обороты. Метафорические сочетания. Почему мы так говорим. Практическая часть.

Путешествие к словам с крыльями. Сообщения учащихся о появлении и значении некоторых фразеологизмов. Занимательные игры. Роль фразеологизмов в тексте.

 

Тема 13. Словари русского языка.

Лингвистические и энциклопедические словари. Как живут слова в разных словарях. В.И. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Практическая часть.

Сообщения учащихся об истории создания толкового словаря. Самостоятельная работа со словарями. Игра «Кто больше?».

 

Раздел 4. Синтаксис. (3 часа) 

 

Тема 14. Почему предложения такие разные.

Грамматическая основа предложения. Какие бывают знаки препинания и предложения

Практическая часть

Сообщения учащихся о  значении слова «подлежащее», «сказуемое». Сообщения, рассказы, упражнение игра. Веселые рифмы. Дидактические игры и упражнения.

 

Раздел 5. Морфемика. (3 часа) 

 

Тема 15. Из чего состоят слова.

Части слова. Бывают ли слова без корня. Зачем нужны приставки и суффиксы. Слова и их формы. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания приставок и суффиксов.

Практическая часть.

Грамматическая сказка о частях слова. Рифмованные задания. Дидактические игры.

 

Раздел 6. Словообразование. (1 час) 

 

Тема 16. Основные способы образования слов.

Изменение и образование слов. Основные способы образования слов.

Практическая часть.

Дидактические игры и упражнения.

 

Раздел 7. Морфология (начало). (3 часа) 

 

Тема 17. Части речи.

Как возникли русские грамматические термины-названия частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Практическая часть.

Грамматическая сказка о частях речи. Веселые стихи о частях речи. Грамматические игры.

 

Тема 18. Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Тайна грамматического рода. «Обломки» старых склонений. Падежи и предлоги. Следы двойственного числа.

Практическая часть.

Диктант-кроссворд. Лингвистические задания. Грамматические игры. Игра-соревнование.

 

Раздел 8. Русский язык в его истории. (4 часа) 

 

Тема 19. «Вначале было Слово...»

Как и почему люди начали говорить. Как рождаются, живут и умирают слова (из истории возникновения некоторых слов). Практическая часть.

Сообщения учащихся о происхождении некоторых слов. Работа с этимологическим словарем русского языка.

 

 Тема 20. О происхождении и развитии русского языка.

Древние корни русского языка. Языки-братья: украинский, белорусский. Близость в грамматическом строе и словарном составе восточнославянских языков. Возникновение письма у славян. Практическая часть.

Знакомство с древнейшими памятниками русского языка. Чтение стихов на украинском, белорусском и русском языках, нахождение общих черт. Занимательные упражнения.

 

Тема 21. Наш календарь.

Исконно-славянские названия месяцев. Русский календарь, греческие календы и русские колядки. Практическая часть.

Сообщения учащихся о происхождении старых и современных названий месяцев. Занимательные упражнения.

 

Тема 22. Язык как система.

Лингвистика как наука. Понятие языковой системы. Единицы и уровни языка. Слово – основная единица языка. Многоаспектный анализ слов. Практическая часть.

Этимология – наука о происхождении слов. Задачи этимологии. Этимологические словари русского языка.

 

Тема 23. Почему мы так говорим.

Орфоэпия – наука о правильном произношении слова. Новое и старое о слове. Произношение и ударение. Что такое орфоэпическая норма. Отличие орфоэпии от орфографии. Орфоэпические словари русского языка. Практическая часть.

Грамматические сказки. Веселые рифмы. Работа с орфографическими и орфоэпическими словарями. Дидактические игры и упражнения.

 

Тема 24. Русский язык и современность.

Русский язык – язык великого народа, великой литературы. Русский язык в современном мире.

Практическая часть.

Игра «Корректор», занимательные игры и упражнения.  

 

Раздел 9. Морфология (продолжение). (4 часа) 

 

Тема 25. Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Словообразование, правописание прилагательных. Роль прилагательных в речи. Практическая часть.

Грамматическая сказка об имени прилагательном. Сообщения учащихся о значении некоторых прилагательных. Работа со словарем эпитетов. Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Викторина «Знаешь ли ты имя прилагательное?».

 

Тема 26. Глагол.

Самая живая часть речи. Наклонение глагола. Переходные и непереходные глаголы.

Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Правописание глаголов. Практическая часть.

Сообщения учащихся «Из истории некоторых слов». Грамматические сказки о временах, спряжении, инфинитиве глагола. Рифмованные упражнения. Лингвистические задания: сложные случаи употребления глаголов.

 

Тема 27. Имя числительное.

Из истории возникновения числительных. Числительные количественные и порядковые. Склонение числительных. Правописание числительных. Практическая часть.

Грамматическая         сказка         о         числительном.         Сообщения         учащихся         «Из         истории возникновения         некоторых         числительных».         Дидактические         игры,         упражнения, головоломки. Игра-путешествие в мир числительных.

 

Тема 28. Наречие.

Наречие как часть речи. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий.

Правописание наречий. Практическая часть.

Грамматическая сказка о наречии. Сообщения учащихся «Из истории некоторых наречий». Грамматические игры.

 

 

Раздел 10. Орфография. (2 часа) 

 

Тема 30. Можно ли писать так, как мы говорим.

Можно ли писать так, как мы говорим? Особенности и трудности русской орфографии. Знакомство с орфографическими словарями русского языка. Практическая часть.

Грамматические сказки и рассказы, объясняющие трудные случаи гласных и согласных в словах. Дидактические игры и упражнения. Кроссвордные диктанты, отгадывание шарад, работа с сигнальными карточками, перфокартами.

 

Раздел 11. Пунктуация. (2 часа) 

 

Тема 31. Секреты пунктуации.

Из истории русской пунктуации.

Практическая часть.

Пунктуационные шутки. Турнир знатоков русского языка.

 

  1. Материально – техническое обеспечение. Для педагога:
  1. Граник Г.Г. Секреты пунктуации. М.,
  2. Кобяков Д.Ю. «Приключения слов».
  3. Люстрова З.Н. «Друзьям русского языка».
  4. Соловьева М.Л. «Занимательность на уроках русского языка в 5 классе» РЯШ №6.
  5. Ушаков Н.Н. «Внеурочная работе по русскому языку».
  6. Ушаков Н.Н. «Занимательные материалы к урокам русского языка».
  7. Шанский Н.М. «В мире слов».
  8. Язовицкий Е.В. «Говорите правильно».
  9. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.  
  10. Александрова Г. Занимательный русский язык.
  11. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх.  
  12. Крамаренко Н.О. Русский язык. Нетрадиционные уроки.  
  13. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать.  
  14. Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома.  
  15. Сычева Н. Пишем без ошибок.

 

Для учащихся:

  1. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.
  2. Казанский Б.В. В мире слов.
  3. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.
  4. Суперанская А., Суслова А.О. О русских фамилиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Календарно-тематическое планирование

 

 

Дата

Тема занятия

Виды работ

1

 

Введение. Основные цели и задачи кружка.

Беседа.

Русский язык – язык великого народа. (3 часа)

2

Русский язык среди других языков мира.

Беседа. Сообщения учащихся.

 3

 

Конкурс стихов о русском языке.

Конкурс.

4

Игры с буквами и словами.

Практическое занятие.

Из истории письменности. (4 часа)

5

 

Можно ли писать без букв.

Лекция учителя.

6

Знакомство с историей письменности.

Лекция учителя.

7

 

Разгадывание таинственных надписей.

Выполнение упражнений. Сообщения учащихся о видах письма.

8

 

Как расшифровать письмена.

Беседа, выполнение занимательных задач.

Лексика. (4 часа)

9

 

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Лекция.

10

 

Диалектизмы, профессиональные слова, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Дидактические игры и упражнения.

11

 

Мир фразеологии.

Беседа.

12

 

Путешествие к крылатым словам. Роль фразеологизмов в речи.

Сообщения учащихся о появлении и значении фразеологизмов.

Занимательные игры.

Синтаксис. (3 часа)

13

 

Почему предложения такие разные? Грамматическая основа предложения.

Лекция.

14

 

Знаки препинания в предложении.

Сообщения учащихся. Упражнение-игра.

15

 

Веселые рифмы.

Дидактические игры и упражнения.

Морфемика. (3 часа)

16

 

Из чего состоят слова? Зачем нужны приставки и суффиксы?

Лекция, упражнения.

17

 

Трудные случаи правописания корней, приставок, суффиксов.

Дидактические игры и упражнения.

18

 

Грамматическая сказка о частях слова.

Дидактические игры.

Словообразование. (1 час)

19

 

Основные способы образования слов.

Дидактические игры и упражнения.

Морфология (начало). (3 часа)

20

 

Части речи. Как возникли названия частей речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Грамматические игры.

21

 

Имя существительное. Тайна грамматического рода. Падежи и предлоги.

Лекция. Дидактические игры и упражнения.

22

 

Диктант – кроссворд.

Лингвистические задания.

Русский язык в его истории. (4 часа)

23

 

«Вначале было слово…». Как рождаются, живут и умирают слова.

Беседа.

24

 

История возникновения слов.

Работа с этимологическими словарями.

25

 

Знакомство с древнейшими памятниками русского языка.

Занимательные упражнения.

26

 

Игра «Корректор».

Занимательные игры.

Морфология (продолжение). (4 часа)

27

 

Увлекательный мир прилагательных.

Лекция. Дидактические упражнения.

28

 

Увлекательный мир глагола.

Лингвистические задачи.

29

 

Игра-путешествие «В мире числительных».

Дидактические игры, головоломки.

30

 

Грамматическая игра «В мире наречий».

Конкурс.

Орфография. (2 часа)

31

 

Можно ли писать так, как мы говорим.

Лекция.

32

 

Конкурс на лучшего знатока орфографических правил.

Кроссворды, шарады, диктанты.

Пунктуация. (2 часа)

33

 

Секреты пунктуации.

Дидактическая игра.

34

 

Турнир знатоков русского языка.

Брейн – ринг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родное слово"

Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"

Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.

Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...