Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа составлена на 136 часов по учебнику Русский язык: 5 класс под ред. Ладыженской Т.А..: Москва Просвещение, 2020.в двух частях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 271.91 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета (русский язык). (ФГОС ООО)
Предметные результаты изучения предметной области " Русский язык и литература" должны отражать:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
- создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового);
- умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
- умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
- стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
- распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
- идентификация самостоятельных служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий.
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения;
- проведение фонетического, морфемного и словообразовательного, морфологического анализа слова;
- проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
- анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова;
- определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
- определение лексического значения слова, значений многозначного слова; - - деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- проведение морфологического разбора самостоятельных частей речи;
- характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
- опознавание основных единиц синтаксиса словосочетание, предложение, текст);
- умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
- определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- определение грамматической основы предложения;
- распознавание распространённых и нераспространённых предложений;
- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения;
- определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
- умение использовать словари при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего для определения лексического значения;
- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
7) овладение основными нормами литературного языка орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
- поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
- применение правильного переноса слов;
- применение правил постановки знаков препинания в конце предложения;
- соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
- нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений.
Обучающийся научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- использовать толковые и орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета (русский язык).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Содержание учебного предмета.
Язык – важнейшее средство общения
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Место предмета в учебном плане.
На изучение учебного предмета русский язык в 5 классе отводится 4 часа в неделю (136 часов) из обязательной части Учебного плана МКОУ «ООШ № 9».
Наименование разделов учебной программы
№ п/п | Название разделов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Из Программы воспитания |
1 | Язык и общение | Работа с пословицами, поговорками; подбор текстов о языке; определение функции языка; особенности письменной и устной речи; выделять главное в высказывании. Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества; соблюдать нормы русского речевого этикета, извлекать информацию из различных источников, понимать основное содержание текста. | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
2 | Вспоминаем повторяем, изучаем | Повторение изученного в начальных классах: опознавать признаки орфограммы; работа с деформированным текстом; морфемный, морфологический разборы; комментируемое письмо, шарады, вставить пропущенные буквы, выборочный, распределительный диктанты, | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Выделение словосочетаний из предложений, замена глагольных словосочетаний на именные и наоборот, синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложения, построение схем предложений; конструирование предложений, работа над интонацией; функционирование в предложении слов разных частей речи; определение признаков членов предложения; лингвистический анализ текста | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Культура речи | Решение лингвистических задач, различение паронимов, работа с аллитерацией, ассонансом; различение звука и буквы; составление транскрипции; работа по алгоритму (фонетический разбор); работа со словарями (орфоэпическими); работа над правильным произношением | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
5 | Лексика. Культура речи | Работа со словарями; различение многозначных слов и омонимов, умение находить омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова; слова в прямом и переносном смысле; анализ текста (в частности, поэтического) | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
6 | Морфемика. Орфография Культура речи | Морфемный разбор, состав слова; назначение морфем; орфограммы в морфемах, условия выбора букв, применять правила на практике; составление «словообразовательных деревьев»; составление слов по схемам | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
7 | Имя существительное | Морфологические признаки имени существительного: одушевленность – неодушевленность, собственные – нарицательные и т.д.; правописание гласных в падежных окончаниях существительных; окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах; правописание гласных и падежных окончаний имен существительных; правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; работа по алгоритму (морфологический разбор); пользоваться теоретическими правилами на практике. | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
8 | Имя прилагательное | Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте; употребление в речи имен прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных; алгоритм морфологического разбора имен прилагательных; морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте; безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
9 | Глагол | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов; определение глагола; морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль; различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме; владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида; определять вид и время глагола; морфологические признаки глаголов, опознавать глаголы в тексте; определять спряжение глаголов по алгоритму; алгоритм морфологического разбора глагола | - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; |
10 | Повторение и систематизация изученного | Определять изученные части речи; различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи; опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме; опознавать части речи, находить в них орфограммы, применять изученные правила на письме; правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях; проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | - уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. |
Контроль знаний.
Период обучения | №урока | Вид контроля | Форма контроля | Тема |
1 четверть | 9 | входной | ВПР | Входной контроль |
1 четверть | 23 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология». |
1 четверть | 29 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Словосочетание». |
2 четверть | 44 | текущий | контрольная работа | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». |
2 четверть | 59 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». |
3 четверть | 71 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика». |
3 четверть | 80 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Культура речи». |
3 четверть | 96 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
4 четверть | 112 | текущий | Контрольный диктант | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». |
4 четверть | 120 | промежуточный | ВПР или Контрольный диктант | Промежуточная аттестация |
4 четверть | 133 | текущий | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Глагол». |
Проектная деятельность.
Альбом правил русского языка «Кто командует корнями?»
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть - модно!
Звуки спорят: кто важнее?
Интересные способы словообразования
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека.
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Пословица недаром молвится.
Приставки, которые ходят парами
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Утерянные буквы русского алфавита.
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | ||
план | факт | |||
Язык и общение | ||||
1.09 | 1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | ||
2.09 | 2 | Р.Р. Стили речи. | ||
Вспоминаем, повторяем, изучаем. | ||||
6.09 | 3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
7.09 | 4 | Орфограмма. | ||
8.09 | 5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
9.09 | 6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
13.09 | 7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
14.09 | 8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
15.09 | 9 | Входной контроль (ВПР). | ||
16.09 | 10 | Буквы и, у, а после шипящих. | ||
20.09 | 11 | Разделительные ъ и ь. | ||
21.09 | 12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | ||
22.09 | 13 | Р.Р. Что мы знаем о тексте. | ||
23.09 | 14 | Р.Р. Обучающее изложение (по Упр. 70). | ||
27.09 | 15 | Части речи. Глагол. | ||
28.09 | 16 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | ||
29.09 | 17 | Р.Р. Тема текста | ||
30.09 | 18 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | ||
4.10 | 19 | Проверочная работа по теме «Глагол». | ||
5.10 | 20 | Имя существительное. | ||
6.10 | 21 | Имя прилагательное. | ||
7.10 | 22 | Местоимение. | ||
11.10 | 23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология». | ||
12.10 | 24 | Р.Р. Основная мысль текста. | ||
Синтаксис, пунктуация, культура речи | ||||
13.10 | 25 | Синтаксис и пунктуация. | ||
14.10 | 26 | Словосочетание. | ||
18.10 19.10 | 27-28 | Разбор словосочетания. | ||
20.10 | 29 | Контрольная работа по теме «Словосочетание». | ||
21.10 1.11 | 30-31 | Предложение. | ||
2.11 | 32 | Виды предложений по цели высказывания. | ||
33 | Восклицательные предложения. | |||
8.11 9.11 | 34-35 | Р.Р. Сжатое изложение (по упр. 144). | ||
10.11 | 36 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
11.11 | 37 | Сказуемое. | ||
15.11 | 38 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
16.11 | 39 | Нераспространенные и распространенные предложения. | ||
17.11 | 40 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
18.11 | 41 | Определение. | ||
22.11 | 42 | Обстоятельство. | ||
23.11 | 43 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения». | ||
24.11 | 44 | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | ||
25.11 | 45 | Предложения с однородными членами. | ||
29.11 | 46 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
30.11 | 47 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||
1.12 | 48 | Проверочная работа по теме « Однородные члены предложения». | ||
2.12 | 49 | Предложения с обращениями. | ||
6.12 | 50 | Р.Р. Письмо. | ||
7.12 | 51 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | ||
8.12 | 52 | Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки». | ||
9.12 | 53 | Простые и сложные предложения. | ||
13.12 | 54 | Синтаксический разбор сложного предложения | ||
14.12 15.12 | 55-56 | Прямая речь | ||
16.12 | 57 | Р.Р. Диалог | ||
20.12 | 58 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | ||
21.12 | 59 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | ||||
22.12 | 60 | Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. | ||
23.12 | 61 | Изменение звуков в потоке речи. | ||
27.12 | 62 | Согласные твердые и мягкие. | ||
28.12 | 63 | Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283 | ||
29.12 | 64 | Графика. Алфавит. | ||
13.01 | 65 | Р.Р. Описание предмета. | ||
17.01 | 66 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
18.01 | 67 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | ||
19.01 | 68 | Орфоэпия. | ||
20.01 24.01 | 69-70 | Фонетический разбор слова. | ||
25.01 | 71 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика». | ||
Лексика. Культура речи | ||||
26.01 | 72 | Слово и его лексическое значение | ||
27.01 | 73 | Однозначные и многозначные слова | ||
31.01 | 74 | Прямое и переносное значение слов | ||
1.02 | 75 | Омонимы | ||
2.02 | 76 | Синонимы | ||
3.02 | 77 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||
7.02 | 78 | Антонимы | ||
8.02 | 79 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». | ||
9.02 | 80 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика. Культура речи». | ||
Морфемика. Культура речи. | ||||
10.02 | 81 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | ||
14.02 | 82 | Окончание. Основа слова | ||
15.02 | 83 | Корень слова | ||
16.02 | 84 | Р.Р. Рассуждение. | ||
17.02 | 85 | Суффикс | ||
21.02 | 86 | Приставка | ||
22.02 | 87 | Чередование звуков. Беглые гласные. | ||
23.02 | 88 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | ||
24.02 | 89 | Правописание гласных и согласных в приставках | ||
28.02 | 90 | Буквы з и с на конце приставок | ||
1.03 | 91 | Чередование букв о - а в корне -лаг-/ -лож- | ||
2.03 | 92 | Чередование букв о - а в коне -раст - /-рос- | ||
3.03 | 93 | Буквы ё-о после шипящих в корне | ||
5.03 | 94 | Буквы и -ы после ц | ||
9.03 | 95 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
10.03 | 96 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
14.03 | 97 | Р.Р. Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (Устно) | ||
Морфология. Орфография. Культура речи | ||||
Имя существительное | ||||
15.03 | 98 | Имя существительное как часть речи | ||
16.03 | 99 | Р.Р. Доказательство в рассуждении. | ||
17.03 | 100 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | ||
30.03 | 101 | Имена существительные собственные и нарицательные | ||
31.03 | 102 | Род имен существительных | ||
4.04 | 103 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | ||
5.04 | 104 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | ||
6.04 | 105 | Р.Р. Сжатое изложение по упр. 513 | ||
7.04 | 106 | Три склонения имен существительных | ||
11.04 | 107 | Падеж имен существительных | ||
12.04 | 108 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | ||
13.04 | 109 | Множественное число существительных | ||
14.04 | 110 | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных | ||
18.04 | 111 | Морфологический разбор имени существительного | ||
19.04 | 112 | Промежуточная аттестация. Всероссийская проверочная работа | ||
Имя прилагательное | ||||
20.04 | 113 | Имя прилагательное как часть речи | ||
21.04 | 114 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
25.04 | 115 | Прилагательные полные и краткие | ||
26.04 27.04 | 116-117 | Р.Р. Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение». | ||
28.04 | 118 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
2.05 | 119 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | ||
3.05 | 120 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | ||
Глагол | ||||
4.05 | 121 | Глагол как часть речи. | ||
5.05 | 122 | Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. | ||
9.05 | 123 | Р.Р. Рассказ. Правописание -тся и -ться в глаголах. | ||
10.05 | 124 | Виды глагола. | ||
11.05 | 125 | Буквы е - и в корнях с чередованием. | ||
12.05 | 126 | Время глагола. Прошедшее время. | ||
16.05 | 127 | Настоящее время. | ||
17.05 | 128 | Будущее время. | ||
18.05 | 129 | Спряжение глаголов. | ||
19.05 | 130 | Морфологический разбор глагола. | ||
23.05 | 131 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | ||
132 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе. | |||
25.05 | 133 | Контрольная работа по теме «Глагол». | ||
Повторение и систематизация изученного ранее. | ||||
26.05 | 134 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. | ||
30.05 | 135 | Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь знак. | ||
31.05 | 136 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. |
По учебному плану – 136 часов (4 часа в неделю).
По учебно-календарному графику – 131 часа.
Праздничные дни – 23.02, 2.05,3.05,9.05,10.05
Распределение часов: 5б
1 четверть 32 ч 30 ч
2 четверть 32 ч 32 ч
3 четверть 40 ч 39 ч
4 четверть 32 ч 30 ч
136 ч 131 ч
Предметные результаты учебного предмета «Русский язык» должны отражать сформированность умений:
различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог;
распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы;
использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;
распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); использовать их при создании собственного текста (устного и письменного);
владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов);
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смыслового типа речи в практике его создания; распознавать тексты различных функциональных разновидностей;
составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);
участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений; классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);
восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец;
соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;
характеризовать звук как единицу языка; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков, делить слова на слоги;
различать способы обозначения [й'], мягкости согласных, использование прописных и строчных букв;
распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы;
применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ы – и после ц;
распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);
распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
проводить лексический анализ слова;
применять знания по лексике при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;
характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;
распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука);
проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания, неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова;
уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка;
понимать грамматическое значение слова, части речи как лексико-грамматические разряды слов, систему частей речи в русском языке (распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имен существительных; различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; характеризовать синтаксическую роль имени существительного;
соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных окончаний, о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик – (-щик-); –ек- – -ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – -гар-, -зор- – -зар-; употребления/неупотребления ь на конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными, правописание собственных имен существительных);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; различать полную и краткую форму имён прилагательных; соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен прилагательных (безударных окончаний, о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными);
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также – в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные; называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого времени) глагола; определять спряжение глагола, распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, называть средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью;
соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении; оформлять на письме диалог;
проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного предложений;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
соблюдать на письме нормы современного русского литературного (в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов; словарного диктанта объемом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объемом 90–100 слов, содержащего не более 12 орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....