Рабочая программа элективного курса «Работа с текстом» 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа элективного курса для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
2) Примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г).;
3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
5) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.)
6) Документов, определяющих структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2021-2022учебного года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 8 учебных часов ( 1 час в неделю в 4 четверти)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро -Заводская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ Газимуро-Заводская СОШ __________ /Уварова Г.Ф./ Приказ № ___ от _________2021г |
Рабочая программа
элективного курса
«Работа с текстом»
7 класс
Составитель:
Головина А.В.,
учитель русского языка и литературы
Газимурский Завод, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
2) Примерной образовательной программы основного общего образования (2015 г).;
3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
5) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.)
6) Документов, определяющих структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2021-2022учебного года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 8 учебных часов ( 1 час в неделю в 4 четверти)
Программа курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.
Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях курса, условно можно разделить на три группы. К первой относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи и т.п. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, логичность речи. И, наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, синтактико-стилистические условия функционирования средств языка и т.п.
Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- отработка алгоритма анализа текста,
- развитие речевых умений обучающихся,
- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,
- мотивация обучающихся на проявление инициативы, творчества, самостоятельности.
При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом и др.
На занятиях используется тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы.
Требования к уровню подготовки.
Текст.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
-признаки текста, способы связи частей текста;
-определение «жанра речевого произведения»;
-что такое эпистолярный жанр, лирическая миниатюра и др.
Уметь:
- определять признаки текста, средства связи в тексте;
- составлять тексты определенного жанра (письмо, лирическая миниатюра).
Содержание
Текст. Признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность.
Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.
Структура текста.
Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.
Структура текста
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- что такое текст, его структурные особенности (вступление, основная часть, заключение), абзац;
- роль всех частей текста;
- способы вступления и завершения текста;
- средства перехода от одной части высказывания к другой;
- способы связи частей текста: лексические, морфологические и синтаксические;
- понятие «логической ошибки».
Уметь:
- выделять основные части текста;
- пересказывать содержание каждой части и текста в целом;
- членить текст на абзацы в соответствии со смысловыми частями текста;
- уметь находить ошибки в построении текста;
- уметь определять способ связи предложений в тексте;
- уметь использовать различные средства связи компонентов текста в собственной речевой деятельности.
Содержание
Смысловая цельность, связность и последовательность изложения.
Роль вступления и заключения в структуре текста.
Средства перехода от одной части высказывания к другой. Абзацное членение.
Способы связи частей текста. Лексические и морфологические средства связи. Синтаксические средства связи.
Тема и содержание текста.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения «темы», «микротемы», «идеи» текста, «проблемы», «авторской позиции»;
- основные приемы сжатия текста;
- алгоритм работы с текстом;
- понятие «фактической ошибки».
Уметь:
- отличать основную информацию от детализирующей, существенное от несущественного;
- использовать приемы сжатия текста;
- определять тему, микротемы, идею текста, проблему, авторскую позицию;
- вычленять среди проблем актуальные;
- комментировать проблему, формулировать авторскую позицию;
- выражать свое отношение к сформулированной проблеме, аргументируя свою точку зрения;
- находить фактические ошибки с текстом;
- применять алгоритм «Работа с текстом».
Содержание
Тема и идея текста. Ключевые слова.
Микротема. Микротекст.
Основные приемы сжатия текста.
Проблема, авторская позиция. Типы аргументов.
Средства выразительности.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения тропов: эпитета, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюморона, иронии, гротеска и др.;
- определения стилистических фигур: риторических вопросов, обращений; синтаксического параллелизма, лексического повтора, анафоры, антитезы и др.;
- стилистическую функцию изобразительно-выразительных средств.
Уметь:
- находить средства выразительности,
- анализировать оттенки значений слова, употребленных в переносном значении;
- использовать средства выразительности в устной и письменной речи.
Содержание
Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения.
Средства словесного выражения сатиры и юмора: ирония, гипербола, литота, гротеск.
Стилистически фигуры речи: параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, парцелляция и др.
Жанры речевых произведений.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения «жанра речевого произведения», «этюда», «зарисовки», «дневника», «отзыва», «лирической миниатюры», «эссе»;
- отличительные признаки жанров;
- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;
- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.
Уметь:
- определять жанровые признаки изученных речевых произведений;
- анализировать произведения разных жанров;
- создавать свой текст в определенном жанре.
Содержание
Понятие о жанре речевого произведения.
Лирические миниатюры. Этюд.
Очерк и его признаки. Портретный очерк.
Дневник. Путевой дневник. Зарисовки.
Отзыв.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата | Примечание |
1. | Роль текста в жизни человека. Текст как речевое произведение | ||
2. | Основная мысль текста. Основные признаки текста. Эпиграф | ||
3. | Опорные (ключевые) слова. План текста | ||
4. | Абзац. Микротема текста. Связь предложений в тексте | ||
5. | Стили речи. Типы речи | ||
6. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | ||
7. | Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста | ||
8. | Итоговое занятие. Анализ работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-235364-1427030205.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-818255-1506838989.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1070958-1539778459.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/12/picture-1100175-1705078510.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Работа с текстами разного стиля"
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритет...
Рабочая программа элективного курса "Речеведческий анализ текста"
Курс предназначен для учащихся 10 класса. Он включает изучение 2 разделов: разноаспектного анализа и лингвистического анализа текстов. Он готовит уобучающихся к итоговой аттестации....