Рабочая программа элективного курса «Работа с текстом» 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Рабочая  программа элективного курса для 7 «Б»   класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ  разработана на основе:

1) Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);

2) Примерной образовательной программы основного  общего образования (2015 г).;

3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

5) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.)

6) Документов, определяющих структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2021-2022учебного года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ.                     

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 8  учебных часов ( 1 час в неделю в 4 четверти)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_rp_el_kurs_russkiy_yazyk.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Газимуро -Заводская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ

Газимуро-Заводская  СОШ

__________ /Уварова Г.Ф./

Приказ №  ___  от _________2021г

Рабочая программа

элективного курса

«Работа с текстом»

7 класс

                                                           

Составитель:

Головина А.В.,

учитель русского языка и литературы

         

                                                 

                                     

Газимурский Завод,  2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа элективного курса для 7 «Б»   класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ  разработана на основе:

1) Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);

2) Примерной образовательной программы основного  общего образования (2015 г).;

3) Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

4) Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);

5) Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.)

6) Документов, определяющих структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2021-2022учебного года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ.                    

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 8  учебных часов ( 1 час в неделю в 4 четверти)

Программа курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.

Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях курса, условно можно разделить на три группы. К первой относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи и т.п. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, логичность речи. И, наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, синтактико-стилистические условия функционирования средств языка и т.п.

Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.

Задачи курса:

- отработка алгоритма анализа текста,

- развитие речевых умений обучающихся,

- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,

- мотивация обучающихся на проявление инициативы, творчества, самостоятельности.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом и др.

На занятиях используется тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы.

 

Требования к уровню подготовки.

Текст.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

-признаки текста, способы связи частей текста;

-определение «жанра речевого произведения»;

-что такое эпистолярный жанр, лирическая миниатюра и др.

Уметь:

- определять признаки текста, средства связи в тексте;

- составлять тексты определенного жанра (письмо, лирическая миниатюра).

Содержание

Текст. Признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность.

Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.

Структура текста.

Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.

Структура текста

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- что такое текст, его структурные особенности (вступление, основная часть, заключение), абзац;

- роль всех частей текста;

- способы вступления и завершения текста;

- средства перехода от одной части высказывания к другой;

- способы связи частей текста: лексические, морфологические и синтаксические;

- понятие «логической ошибки».

Уметь:

- выделять основные части текста;

- пересказывать содержание каждой части и текста в целом;

- членить текст на абзацы в соответствии со смысловыми частями текста;

- уметь находить ошибки в построении текста;

- уметь определять способ связи предложений в тексте;

- уметь использовать различные средства связи компонентов текста в собственной речевой деятельности.

Содержание

Смысловая цельность, связность и последовательность изложения.

Роль вступления и заключения в структуре текста.

Средства перехода от одной части высказывания к другой. Абзацное членение.

Способы связи частей текста. Лексические и морфологические средства связи. Синтаксические средства связи.

Тема и содержание текста.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «темы», «микротемы», «идеи» текста, «проблемы», «авторской позиции»;

- основные приемы сжатия текста;

- алгоритм работы с текстом;

- понятие «фактической ошибки».

Уметь:

- отличать основную информацию от детализирующей, существенное от несущественного;

- использовать приемы сжатия текста;

- определять тему, микротемы, идею текста, проблему, авторскую позицию;

- вычленять среди проблем актуальные;

- комментировать проблему, формулировать авторскую позицию;

- выражать свое отношение к сформулированной проблеме, аргументируя свою точку зрения;

- находить фактические ошибки с текстом;

- применять алгоритм «Работа с текстом».

Содержание

Тема и идея текста. Ключевые слова.

Микротема. Микротекст.

Основные приемы сжатия текста.

Проблема, авторская позиция. Типы аргументов.

Средства выразительности.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения тропов: эпитета, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюморона, иронии, гротеска и др.;

- определения стилистических фигур: риторических вопросов, обращений; синтаксического параллелизма, лексического повтора, анафоры, антитезы и др.;

- стилистическую функцию изобразительно-выразительных средств.

Уметь:

- находить средства выразительности,

- анализировать оттенки значений слова, употребленных в переносном значении;

- использовать средства выразительности в устной и письменной речи.

Содержание

Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения.

Средства словесного выражения сатиры и юмора: ирония, гипербола, литота, гротеск.

Стилистически фигуры речи: параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, парцелляция и др.

Жанры речевых произведений.

В результате изучения учащиеся должны

Знать/понимать:

- определения «жанра речевого произведения», «этюда», «зарисовки», «дневника», «отзыва», «лирической миниатюры», «эссе»;

- отличительные признаки жанров;

- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;

- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.

Уметь:

- определять жанровые признаки изученных речевых произведений;

- анализировать произведения разных жанров;

- создавать свой текст в определенном жанре.

Содержание

Понятие о жанре речевого произведения.

Лирические миниатюры. Этюд.

Очерк и его признаки. Портретный очерк.

Дневник. Путевой дневник. Зарисовки.

Отзыв.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата

Примечание

1.

Роль текста в жизни человека. Текст как речевое произведение

2.

Основная мысль текста. Основные признаки текста. Эпиграф

3.

Опорные (ключевые) слова. План текста

4.

Абзац. Микротема текста. Связь предложений в тексте

5.

Стили речи. Типы речи

6.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

7.

Сочинение-рассуждение на тему, связанную  с анализом содержания текста

8.

Итоговое занятие. Анализ работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процес...

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»...

Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Работа с текстами разного стиля"

Курс  рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов  в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритет...

Рабочая программа элективного курса "Речеведческий анализ текста"

Курс предназначен для учащихся 10 класса.  Он включает изучение 2 разделов: разноаспектного анализа и лингвистического анализа текстов. Он  готовит уобучающихся к итоговой аттестации....