Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 1 г.Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО _________________________ Протокол ____ «_____»____________2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР __________________ «______»_______________2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия № 1» ___________________________ Приказ №____ от «___» ___________2014г. |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Многоаспектный анализ текста»
базовый уровень, 9 класс,
Козиной Марины Ивановны,
учителя русского языка и литературы
1 квалификационной категории
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку,2004 г.
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие программы.
- Учебного плана МБОУ «Гимназия № 1» на 2014-2015 учебный год).
- Учебника для общеобразовательных учреждений под ред. М.М .Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, в ходе которой учащиеся демонстрируют результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Задача курса – формирование компетенций лингвистического образования в процессе закрепления знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Построена программа на углубленном изучении структуры текста и его языковых особенностей.
Программа включает в себя:
- Теоретический материал.
- Вопросы и задания практического характера.
- Вопросы и задания занимательного характера.
Цель программы - способствовать углубленному изучению структуры текста на основе роста речевой культуры школьника, активизировать работу при подготовке и написании сочинения по прочитанному тексту на ОГЭ.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями ми заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
1.Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к составлению связных текстов.
2.Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять.
3.Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выявлять причины использования того или итого типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки.
4.Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера.
5. Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков.
6.Учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стелем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи.
- Развитие интонационно выразительной речи.
- Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.
- Проведение стилистических экспериментов.
- Развитие логического и абстрактного мышления.
- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Текст и его признаки | 5 |
2 | Речь, ее формы | 8 |
3 | Функциональные стили речи | 13 |
4 | Художественные средства выразительности | 3 |
5 | Анализ текстов | 4 |
6. | Обобщающий урок-повторение | 1 |
ИТОГО | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
По завершении курса ученик должен
знать:
а) особенности построения текста,
б) функциональные стили русского языка,
в) изобразительно-выразительные средства русского языка и особенности их употребления;
уметь:
а) проводить многоаспектный анализ текста: определять тему, основную мысль; объяснять смысл названия; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте различные языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль,
б) создавать собственный текст (в устной или письменной форме),
в) писать рецензию, отзыв на прочитанный текст
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Формы и методы обучения | Форма контроля | Дата проведения | |
Текст и его признаки – 5 часов | 9а | 9б | ||||
1 | 1 | Введение. Текст и его признаки | Практическая работа. Составление предложений, работа со словарем. | Устный опрос, взаимопроверка | 05.09 | 08.09 |
2 | 1 | Тема, идея, проблематика текста | Беседа. Игра «Что? Где? Когда?» | Нахождение алгоритма «восстановление строки» | 12.09 | 15.09 |
3 | 1 | План, тезисы | Сообщения учащихся. | Индивидуальная работа. | 19.09 | 22.09 |
4 | 1 | Конспекты | Составление проектов по темам. | Составление рассказа. | 26.09 | 29.09 |
5 | 1 | Средства связи предложений в тексте. | Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа. | Словарная работа, конструирование предложений. | 03.10 | 06.10 |
Речь, формы речи – 8 часов | ||||||
6 | 1 | Речь, формы речи. | Практическая работа. | Нахождение алгоритма «расшифровка записи» | 10.10 | 13.10 |
7 | 1 | Диалог, монолог. | Графическое обозначение связи. | Формулирование принципа группировки словосочетаний. | 17.10 | 20.10 |
8 | 1 | Типы речи | Семинар, работа в группах. | Составление таблицы, работа в парах. | 24.10 | 27.10 |
9 | 1 | Типы речи | Работа в группах | Работа в парах | 31.10 | 27.10 |
10 | 1 | Сочетание типов речи в одном тексте | Сообщения учащихся | Сочинение- миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами. | 14.11 | 10.11 |
11 | 1 | Описание общего вида местности. | Беседа. Практическая работа. | Рассказ о спорте. Изложение. | 21.11 | 17.11 |
12 | 1 | Описание общего вида местности | Практическая работа | Изложение | 28.11 | 24.11 |
13 | 1 | Описание действий. | Лекция. Беседа. Работа с картинками. Конструирование самого длинного и самого короткого предложений. | Игра «Будь внимателен!» | 05.12 | 08.12 |
Функциональные стили речи – 13 часов | 12.12 | 15.12 | ||||
14 | 1 | Функциональные стили речи. | Работа в группах. Семинар. | Письменный ответ на вопрос. | 19.12 | 22.12 |
15 | 1 | Уроки устной речи. | Практикум. | Игра «Свое предложение». | 26.12 | 29.12 |
16 | Уроки устной речи. | Практикум | Рассказ «Кто лучше». | 16.01 | 12.01 | |
17 | 1 | Сфера использования стиля | Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами. | Работа с текстом. | 23.01 | 19.12 |
18 | 1 | Научный стиль | Наблюдение поэтического текста | Сказка или рассказ «Животные нашего края» | 30.01 | 26.12 |
19 | 1 | Сфера использования научного стиля. | Работа в группах. | «Друзья и враги леса». | 06.02 | 02.02 |
20 | 1 | Публицистический стиль, | Работа в группах. | Составление памяток. | 13.02 | 09.02 |
21 | 1 | Основные признаки публицистического стиля. | Работа со словарем. | Составление текстов | 20.02 | 16.02 |
22 | 1 | Газетная публицистика. | Работа в группах | Составление текстов | 27.02 | 02.03 |
23 | 1 | Жанры публицистики. | Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать». | Взаимопроверка и взаимоконтроль. | 06.03 | 09.03 |
24 | 1 | Официально- деловой стиль. | Редактирование стилистических текстов. | Устное выступление, доклад, дискуссия. | 13.03 | 16.03 |
25 | 1 | Художественный стиль. | Редактирование текстов | Редактирование. | 20.03 | 23.03 |
26 | 1 | Художественный стиль. | Рассказ на лингвистическую тему. | 03.04 | 06.04 | |
Художественные средства – 3 часа | ||||||
27 | 1 | Средства художественной выразительности. | Семинар. | Игра «Все о выразительности», «Найди меня». | 10.04 | 13.04 |
28 | Тропы | Работа с текстами | Лингвистический анализ текста | 17.04 | 20.04 | |
29 | 1 | Стилистические фигуры. | Практикум. Стилистическое лото. | 24.04 | 27.04 | |
Анализ текстов – 4 часа | ||||||
30 | 1 | Прозаический и поэтический тексты. | Практикум | Игровой рассказ. | 28.04 | 04.05 |
31 | 1 | Анализ текста | Практикум | Устный журнал. | 08.05 | 11.05 |
32 | 1 | Комплексный анализ текста. | Практикум | Рецензия | 15.05 | 18.05 |
33 | 1 | Лингвистический карнавал. | Определение победителей в 3-х номинациях. | 29.05 | 25.05 | |
34 | 1 | Обобщающий урок-повторение | 29.05 | 25.05 |
Методические рекомендации.
Актуальность курса велика, так как современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательной системы в целом.
Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования- принцип гуманизации и более глубоко изучения родного языка.
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования.
При изучении курса предусматривается лекционно - семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры, дискуссии, конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы.
- Божко Н.М. Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии: конспекты занятий, практический материал.- Волгоград: Учитель, 2011
- Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 9-11 кл., шк., гимназий и лицеев гуманит. направленности.- М.: Просвещение, 1995
- Матвеева Т.В. От звука до текста. Все виды разбора на экзамене по русскому языку: Учебное пособие.- Екатеринбург: У-фактория, 2003
- Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А. Программа «Многоаспектный анализ текста»
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 16 изд.- М.,: Русский язык, 1984.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.
- ОГЭ 2015. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.- 110, (2)с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»)
- ОГЭ -2015. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2015. – 112с. – (ОГЭ – 2015. ФИПИ – школе).
- Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2015: учебно – методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015.
Интернет-ресурсы:
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
- Материалы с сайта «Капканы ЕГЭ и ОГЭ» учителя русского языка и литературы Бенделеевой Любови Михайловны.
- Материалы сайта «Грамота.ру».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-48994-1353083609.jpg)
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/06/picture-75454.jpg)
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-254123-1368384908.jpg)
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-286447-1389260323.jpg)
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"
Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом....