Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Козина Марина Ивановна

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_dlya_9_klassa.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 1 г.Лаишево

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________________

Протокол   ____

«_____»____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

__________________

«______»_______________2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия № 1»

___________________________

Приказ №____

от  «___» ___________2014г.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

 «Многоаспектный анализ текста»

базовый уровень, 9 класс,

 Козиной Марины Ивановны,

учителя русского языка и литературы

1 квалификационной категории

 

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка.

  Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе

- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку,2004 г.

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие программы.

- Учебного плана МБОУ «Гимназия № 1» на 2014-2015 учебный год). 

- Учебника для общеобразовательных учреждений под ред. М.М .Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.

   Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 34 часа (1час в неделю).   Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

     Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, в ходе которой учащиеся демонстрируют результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Задача курса – формирование компетенций лингвистического образования в процессе закрепления знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Построена программа на углубленном изучении структуры текста и его языковых особенностей.

Программа включает в себя:

  1. Теоретический материал.
  2. Вопросы и задания практического характера.
  3. Вопросы и задания занимательного характера.

          Цель программы - способствовать углубленному изучению структуры текста на основе роста речевой  культуры  школьника, активизировать работу при подготовке и написании сочинения по прочитанному тексту на ОГЭ.    

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями ми заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

1.Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к составлению связных текстов.

2.Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять.

3.Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выявлять причины использования того или итого типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки.

4.Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера.

5. Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков.

6.Учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стелем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

        

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

  1. Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи.
  2. Развитие интонационно выразительной речи.
  3. Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.
  4. Проведение стилистических экспериментов.
  5. Развитие логического и абстрактного мышления. 
  6. Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебно-тематический план.

п/п

Раздел

Количество часов

1

Текст и его признаки

5

2

Речь, ее формы

8

3

Функциональные стили речи

13

4

Художественные средства выразительности

3

5

Анализ текстов

4

6.

Обобщающий урок-повторение

1

ИТОГО

34

Требования к уровню подготовки учащихся.

По завершении курса ученик должен

знать:

а) особенности построения текста,

б) функциональные стили русского языка,

в) изобразительно-выразительные средства русского языка и особенности их употребления;

уметь:

 а) проводить многоаспектный анализ текста: определять тему, основную мысль; объяснять смысл названия; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте различные языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль,

б) создавать собственный текст (в устной или письменной форме),

в) писать рецензию, отзыв на прочитанный текст

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Кол-во часов

Тема

Формы и методы обучения

Форма контроля

Дата проведения

Текст и его признаки – 5 часов

1

1

Введение. Текст и его признаки

Практическая работа. Составление предложений, работа со словарем.

Устный опрос, взаимопроверка

05.09

08.09

2

1

Тема, идея, проблематика текста

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановление строки»

12.09

15.09

3

1

План, тезисы

Сообщения учащихся.

Индивидуальная работа.

19.09

22.09

4

1

Конспекты

Составление проектов по темам.

Составление рассказа.

26.09

29.09

5

1

Средства связи предложений в тексте.

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Словарная работа, конструирование предложений.

03.10

06.10

Речь, формы речи – 8 часов

6

1

Речь, формы речи.

Практическая работа.

Нахождение алгоритма «расшифровка записи»

10.10

13.10

7

1

Диалог, монолог.

Графическое обозначение связи.

Формулирование принципа группировки словосочетаний.

17.10

20.10

8

1

Типы речи

Семинар, работа в группах.

 Составление таблицы, работа в парах.

24.10

27.10

9

1

Типы речи

Работа в группах

Работа в парах

31.10

27.10

10

1

Сочетание типов речи в одном тексте

Сообщения учащихся

Сочинение- миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами.

14.11

10.11

11

1

Описание общего вида местности.

Беседа. Практическая работа.

Рассказ о спорте. Изложение.

21.11

17.11

12

1

Описание общего вида местности

Практическая работа

Изложение

28.11

24.11

13

1

Описание действий.

Лекция. Беседа. Работа с картинками. Конструирование самого длинного и самого короткого предложений.

Игра «Будь внимателен!»

05.12

08.12

Функциональные стили речи – 13 часов

12.12

15.12

14

1

Функциональные стили речи.

Работа в группах. Семинар.

Письменный ответ на вопрос.

19.12

22.12

15

1

Уроки устной речи.

Практикум.

Игра «Свое предложение».

26.12

29.12

16

Уроки устной речи.

Практикум

Рассказ «Кто лучше».

16.01

12.01

17

1

Сфера использования стиля

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами.

Работа с текстом.

23.01

19.12

18

1

Научный стиль

Наблюдение поэтического текста

Сказка или рассказ «Животные нашего края»

30.01

26.12

19

1

 Сфера использования научного стиля.

 Работа в группах.

 «Друзья и враги леса».

06.02

02.02

20

1

Публицистический стиль,

Работа в группах.

Составление памяток.

13.02

09.02

21

1

Основные признаки публицистического стиля.

Работа со словарем.

Составление текстов

20.02

16.02

22

1

Газетная публицистика.

Работа в группах

Составление текстов

27.02

02.03

23

1

Жанры публицистики.

Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать».

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

06.03

09.03

24

1

Официально- деловой стиль.

Редактирование стилистических текстов.

Устное выступление, доклад, дискуссия.

13.03

16.03

25

1

Художественный стиль.

Редактирование текстов

Редактирование.

20.03

23.03

26

1

Художественный стиль.

Рассказ на лингвистическую тему.

03.04

06.04

Художественные средства – 3 часа

27

1

Средства художественной выразительности.

Семинар.

Игра «Все о выразительности», «Найди меня».

10.04

13.04

28

Тропы

Работа с текстами

Лингвистический анализ текста

17.04

20.04

29

1

Стилистические фигуры.

Практикум. Стилистическое лото.

24.04

27.04

Анализ текстов – 4 часа

30

1

Прозаический и поэтический тексты.

Практикум

Игровой рассказ.

28.04

04.05

31

1

Анализ текста

Практикум

Устный журнал.

08.05

11.05

32

1

Комплексный анализ текста.

Практикум

Рецензия

15.05

18.05

33

1

Лингвистический карнавал.

Определение победителей в 3-х номинациях.

29.05

25.05

34

1

Обобщающий урок-повторение

29.05

25.05

Методические рекомендации.

        Актуальность курса велика, так как современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательной системы в целом.

Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования- принцип гуманизации и более глубоко изучения родного языка.

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования.

При изучении курса предусматривается лекционно - семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры, дискуссии, конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Список литературы.

  1. Божко Н.М. Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии: конспекты занятий, практический материал.- Волгоград: Учитель, 2011
  2. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся  9-11 кл., шк., гимназий и лицеев гуманит. направленности.- М.: Просвещение, 1995
  3. Матвеева Т.В. От звука до текста. Все виды разбора на экзамене по русскому языку: Учебное пособие.- Екатеринбург: У-фактория, 2003
  4. Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А. Программа «Многоаспектный анализ текста»  
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 16 изд.- М.,: Русский язык, 1984.
  6. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.     
  7. ОГЭ 2015. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.- 110, (2)с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»)
  8.  ОГЭ -2015. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2015. – 112с. – (ОГЭ – 2015. ФИПИ – школе).
  9. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2015: учебно – методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015.

Интернет-ресурсы:

  1. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  2. Материалы с сайта «Капканы ЕГЭ и ОГЭ» учителя русского языка и литературы Бенделеевой Любови Михайловны.
  3. Материалы сайта «Грамота.ру».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"

Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом....