Рабочая программа элективного курса "Работа с текстами разного стиля"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе элективного курса
" Работа с текстами разного стиля"
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры письменной речи.
Цель элективного курса – формирование у девятиклассников предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки.
Программа курса рассчитана на 19 часов.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание.
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Языковые нормы
Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы).
Выразительность русской речи
Анализ средств выразительности.
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Способы сжатия текста. Создание собственных текстов на основе прочитанного.
В ходе занятий обучающиеся должны уметь:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента;
- различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров;
- владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников;
- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, грамматические и речевые нормы современного русского литературного языка;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учебно-методический комплект
При подготовке к ОГЭ, кроме известных учебников, имеющих гриф Министерства образования РФ, рекомендуется использовать методические и практические материалы учебных пособий:
1. Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.
2. ОГЭ. 2015. Основной государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П. Цыбулько. Русский язык. 9 класс - АСТ – Цыбулько, - 2015.
5. Русский язык. Сборник текстов для подготовки к ГИА 2011 - Дрофа - Пахнова - 2011.
6. Сборник разноуровневых заданий. Русский язык. 9 класс. ГИА - Акимова - Х. - 2011.
7. ОГЭ-2015, Русский язык. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ в 9 классе/ Степанова. – М: АСТ: Астрель, 2015
8. ФИПИ http://www.fipi.ru/
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
Тематическое планирование
2018-2019 учебный год
9 класс
1 час в неделю, 19 часов в год
№ п/п | Тема занятия | дата | |
план | факт | ||
1. Текст. Сжатое изложение (5 часов). | |||
1 | Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 11.01 | |
2 | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 18.01 | |
3 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | 25.01 | |
4 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | 01.02 | |
5 | Практическая работа 2. Написание сжатого изложения. | 08.02 | |
2. Текст. Сочинение (14 часов). | |||
6 | Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. | 15.02 | |
7 | Учимся формулировать тезис. | 22.02 | |
8 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. | 01.03 | |
9 | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | 15.03 | |
10 | Практическая работа 3. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. | 22.03 | |
11 | Сочинение по цитате из текста. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения | 29.03 | |
12 | Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. | 05.04 | |
13 | Учимся писать вывод сочинения по цитате 15.2. Практическая работа 4. Создание сочинения-рассуждения по цитате 15.2. | 12.04 | |
14 | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Критерии оценки задания 15.3. Структура сочинения | 19.04 | |
15 | Учимся формулировать тезис и писать комментарий. | 26.04 | |
16 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста и жизненного опыта. | 03.05 | |
17 | Учимся писать вывод сочинения -рассуждения на морально-этическую тему. 15.3. | 10.05 | |
18 | Практическая работа 5. Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3. | 17.05 | |
19 | Итоговая работа . Сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3 (на выбор учащегося). | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".
Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....

Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи" для учащихся 10 класса...

Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"
Данная программа составлена на основе пособия П.Г.Пустовойта "Тайны словесного мастерства", книга выпущена издательством Айрис Пресс в 2007 году. Пособие заслуживает внимания и учащихся, и препо...
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"
Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...

Программа кружка "Работа с текстами разных стилей"
Материал может заинтересовать учителей, которые занимаются подготовкой к итоговой аттестации обучающихся 11 классов...