Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»
элективный курс по русскому языку (5 класс) на тему

Пересторонина Ольга Павловна

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_teksta.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» составлена в соответствии с:

  • Законом РФ «Об Образовании»;
  • Концепцией модернизации образования РФ;
  • Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку от 17 декабря 2010 г. № 1897
  • образовательной программой МБОУ СОШ №51;
  • учебным планом ОУ.

Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.

Задачи курса:

- отработка алгоритма анализа текста,

- развитие речевых умений учащихся,

- развитие культуры исследовательской деятельности учащихся,

- научить учащихся производить разноаспектную характеристику текста (частичный анализ, полный анализ).

- продолжить наблюдение над текстовыми характеристиками, сочетая эти наблюдения с языковым разбором - синтаксическим, лексическим, морфологическим и т. д.

           Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей Федерального государственного образовательного стандарта:

  • развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации;
  • осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; овладение русским языком как средством получения знаний по другим предметам;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск.

         

          Задачи курса связаны с системно-деятельностным подходом, где отражаются универсальные учебные действия:

  • коммуникативные УУД: владеть видами речевой деятельности, строить речевое продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
  • познавательные УУД: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
  • регулятивные УУД: ставить и формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
  • воспитание любви к родному языку, отношения к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
  • обеспечение языкового развития учащихся, овладения разнообразными видами речевой деятельности;
  • формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
  • развитие умений школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке;
  • использование языка в разных ситуациях общения, соблюдение норм речевого этикета.

II.Общая характеристика курса «Комплексный анализ текста».

          Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в школе. Русская речь обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы. Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока. Эти задачи решает элективный курс «Комплексный анализ текста».

    III.Место элективного курса «Комплексный анализ текста» в учебном плане 

        На данный курс базисным учебным планом МБОУ СОШ №51 отводится 35 часов в год, или 1 час в неделю

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Комплексный анализ текста»

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

Личностные

  • понимание языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • владение различными видами речевой деятельности;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уровне английского языка, литературы и др.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Предметные

  • представление о русском языке как языке русского народ, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных творческих способностей личности при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности;
  • освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа слов(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, различных видов анализа текста;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

V. Содержание учебного курса

ТЕКСТ

Текст как основная единица речи. Понятие комплексного анализа текста. Тема и основная мысль (идея) текста

ТИПЫ ТЕКСТА

Типы текста. Особенности повествования, описания, рассуждения.

СТИЛИ  ТЕКСТА  

Стили текста. Разговорный и книжные стили, их разграничительные особенности. Стилистические особенности разговорной речи. Научный и деловой стили, их отличительные характеристики. Понятие общественно -публицистического стиля. Пути создания образности и эмоциональности художественного стиля. Языковые тропы. Типологический, стилистический анализ текста.

АНАЛИЗ ТЕКСТА
Фонетика как раздел лингвистики. Фонетический анализ. Транскрипция. Орфография. Орфограмма. Орфографический анализ текста. Морфология как раздел лингвистики. Морфологический анализ текста. Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный анализ слов. Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста. Лексический анализ текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Языковые тропы. Эпитеты. Метафоры. Языковые тропы. Олицетворения. Сравнения. Скрытые сравнения. Комплексный анализ текста.

VI. Тематический план

Наименование раздела

Количество часов

1.

Текст

5

2.

Типы текста

6

3.

Стили текста.

9

4.

Анализ текста

15

ИТОГО

35

VII. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Требования к результатам обучения

Кол.

часов

Дата

ТЕКСТ

5

1.

Текст как основная единица речи. Понятие комплексного анализа текста.

Работа с текстом:  текст как основная единица речи. Понятие комплексного анализа текста.

Уметь озаглавить текст, иметь представления о комплексном анализе текста.

1

2.

Тема текста.

Работа с текстом:  озаглавить текст, определить  тему текста.

Уметь определять  тему текста.

1

3.

Основная мысль (идея) текста.

Работа с текстом:  озаглавить текст, определить  тему текста.

Уметь определять  основную мысль (идею) текста.

1

4.

Практическое занятие. Анализ текста: тема, идея.

Работа с текстом: тема, идея.  

Уметь определять  тему, основную мысль (идею) текста.

1

5.

Практическое занятие. Создание текстов на заданную тему и идею.

Творческая работа

Уметь создавать тексты на заданную тему и идею.

1

Типы текста

6

6.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Работа с текстом:  Выявление особенностей текстов разных типов.

Уметь выявлять особенности текстов разных типов.

1

7.

Повествование и его особенности.

Работа с текстом:  выявление особенностей текстов-повествований.

Уметь определять тип речи: повествование.

1

8.

Описание и его особенности.

Работа с текстом:  выявление особенностей текстов-описаний.

Уметь определять типы речи: описание

1

9.

Рассуждение и его особенности.

Работа с текстом:  выявление особенностей текстов-рассуждений.

Уметь определять типы речи: рассуждение.

1

10.

Практическое занятие. Анализ текста: типы речи.

Работа с текстом:  определение типов речи.

Уметь определять типы речи.

1

11.

Практическое занятие. Создание текстов разных типов речи.

Творческая работа

Уметь создавать тексты разных типов речи.

1

Стили текста.

9

12.

Стили текста.

Работа с текстом:  выявление особенностей текстов различных стилей.

Уметь выявлять особенности текстов различных стилей.

1

13.

Разговорный стиль, его особенности.

Работа с текстом:  Выявление особенностей текстов разговорного стиля.

Уметь отличать тексты разговорного стиля от текстов других стилей, извлекать необходимую информацию.

1

14.

Научный стиль, его особенности.

Работа с текстом:  Выявление особенностей текстов разговорного стиля.

Уметь отличать тексты разговорного стиля от текстов других стилей, извлекать необходимую информацию.

1

15.

Деловой стиль, его особенности.

Работа с текстом:  Выявление особенностей текстов делового стиля.

Уметь отличать тексты делового стиля от текстов других стилей, извлекать необходимую информацию.

1

16.

Публицистический  стиль, его особенности.

Работа с текстом:  Выявление особенностей текстов публицистического стиля.

Уметь отличать тексты публицистического  стиля от текстов других стилей, извлекать необходимую информацию.

1

17.

Стиль художественной литературы, его особенности.

Работа с текстом:  выявление особенностей текстов стиля художественной литературы.

Уметь отличать тексты художественного стиля  от текстов других стилей, извлекать необходимую информацию.

1

18.

Пути создания образности и эмоциональности художественного стиля. Языковые тропы.

Работа с текстом:  выявление средств образности и эмоциональности художественной литературы.

Уметь делать анализ текстов художественного стиля.

1

19.

Практическое занятие. Стилистический анализ текста.

Работа с текстом: стилистический анализ текста.

Уметь делать стилистический анализ текста.

1

20.

Практическое занятие. Создание текстов разных стилей речи.

Творческая работа: создание текстов разных стилей речи.

Уметь создавать тексты разных стилей речи.

1

Анализ текста

15

21.

Фонетика как раздел лингвистики. Фонетический анализ. Транскрипция.

Работа с текстом: анализ согласных и гласных звуков.

Уметь различать гласные и согласные звуки.

1

22.

Практическое занятие.  Фонетический анализ.

Работа с текстом: фонетический анализ текста.

Уметь производить фонетический анализ текста.

1

23.

Лексика как раздел лингвистики. Лексический анализ текста.  

Работа с текстом: объяснить лексическое значение слов,

Знать определение понятий «лексическое и грамматическое значение слова».

1

24.

Лексический анализ текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Работа с текстом: анализ лексических средств.

Уметь находить синонимы,  антонимы,  омонимы, паронимы в тексте.

1

24.

Языковые тропы. Метафора. Олицетворение. Сравнение. Эпитет.

Работа с текстом: анализ художественных средств.

Уметь находить олицетворения,  эпитеты, метафоры и сравнения в тексте

1

25.

Практическое занятие. Лексический анализ текста.

Работа с текстом: объяснить лексическое значение слов, работа с выразительными средствами.

Знать определение понятий «лексическое и грамматическое значение слова», «толковые словари», уметь находить эпитеты, метафоры и сравнения в тексте

1

26.

Орфография. Орфограмма. Орфографический анализ текста.

Работа с текстом: нахождение слов с различными орфограммами.

Знать  понятие «орфограмма».

Уметь определять изученные орфограммы в словах по опознавательным признакам

1

27.

Орфография. Орфограмма. Орфографический анализ текста.

Работа с текстом: орфографический анализ текста.

Уметь выполнять орфографический анализ текста.

1

28.

Практическое занятие. Орфографический анализ текста.

Самостоятельная работа с текстом: орфографический анализ текста

Уметь выполнять орфографический анализ текста, производить рефлексию.

1

29.

Морфология как раздел лингвистики. Морфологический анализ текста.

Работа с текстом: морфологический анализ слов.

Уметь определять морфологическую принадлежность слов.

1

30.

Практическое занятие. Морфологический анализ текста.

Работа с текстом: морфологический анализ слов.

Уметь производить полный морфологический анализ слов.

1

31.

Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный анализ слов.

Работа с текстом: анализ морфемных средств.

Знать, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов,  об образовании слов с помощью приставок и суффиксов

1

32.

Практическое занятие. Морфемный анализ слов.

Работа с текстом: анализ слов с различным морфемным составом.

Уметь производить морфемный анализ слов.

1

33.

Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста.

Работа с текстом: анализ синтаксических средств.

Уметь различать простые предложения от сложных, правильно ставить знаки препинания в простом предложении, между частями СП.

1

34.

Практическое занятие. Синтаксический анализ текста.

Работа с текстом: анализ синтаксических средств.

Уметь делать синтаксический анализ текста.

1

35.

Практическое занятие. Комплексный анализ текста.

Работа с текстом: комплексный анализ текста.

Уметь делать комплексный анализ текста.

1

VIII.Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Лексика. Фразеология. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 62с.
  2. Войлова К.А.Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.:Дрофа,2015
  3. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2014. – 268с.
  4. Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. – М., 2011. – 160с.
  5. Соловьева Н.Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. – М., 2009. – 128с.

для учащихся:

  1. Афанасьева В.Н. Зачет на основе текста. Русский язык. 5 класс / В.Н. Афанасьева, А.Ф. Гранатская. – М: Издательство «Экзамен», 2014. – 96с.
  2. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Изучаем нормы русского языка. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М., 2014. – 96с.
  3. Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 кл.: ко всем действующим учебникам/Е.Л. Ерохина. – М, 2014. – 95с.
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М., 2016. – 96с.
  5. Русский язык: 5 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Авт.-сост. Е.П. Воронова. – М.: Эксмо, 2015. – 144с.
  6. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2012

IX.Планируемые результаты освоения курса.

1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

2. Сформированность следующих умений:

·  различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;

·  вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);

·  находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;

·  различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;

·  читать учебно-научный текст изучающим чтением;

·  владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

·  выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

·  определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:

·  пересказывать текст подробно, сжато;

·  понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

·  письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

·  последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

    производить полный разноаспектный комплексный анализ текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Программа элективного курса для обучающихся 11 класса,  рассчитана на 34 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процес...

Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Программа курса для учащихся 8 класса.. Курс дает возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности. Работа с текстом,  как основнаой дидактической единицей,...