Вводный урок русского языка в 6 классе по теме "Слово - основная единица языка" (программа М. Разумовской).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка урока русского языка для 6 класса по теме: `Слово - основная единица языка` (программа М. Разумовской). Содержит технологическую карту урока, приложение с картой заданий для учеников. Форма работы на уроке: групповая. Ученики выступают в качестве исследователей: на уроке ребята узнают этимологию слова `слово`, поработают с различными словарями, узнают, что говорит о влиянии добрых и грубых слов на нашу жизнь народная мудрость - притчи, потренируются в самостоятельном подборе сравнений и метафор в произведениях художественной литературы,, а также узнают, в чём опасность сквернословия, разгадают загадку славянской азбуки.
Чтобы получить мудьтимедийную презентацию к уроку, напишите в личное сообщение на моей странице данного сайта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект составила учитель русского языка
Палкина И. Г.
Тема урока: Слово – основная единица языка.
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания (первый урок)
Цели урока:
- способствовать освоению понятия слово через исследование различных источников: словарей, народную мудрость - притчи, отрывков из произведений художественной литературы, научно-популярных статей;
- показать учащимся универсальность языка как средства общения, красоту и образность русского языка ;- формировать умение грамотно выражать свои мысли, используя слова с учётом их конкретного лексического значения; - воспитывать бережное отношение к русскому языку через использование нормативной литературной лексик
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- творческое осмысление учениками языковых явлений;
- осмысление этической стороны речи, нравственной ответственности за все сказанное;
- воспитание эмпатии, умения проявить сочувствие другим людям и всему живому;
- воспитание культурной личности, осознающей свою связь с духовно-нравственными традициями предков;
- восприятие речи учителя, развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- умение структурировать знания, выразительно читать, обобщать и делать выводы; уметь оценивать выполненное и формулировать собственное мнение.
- умение свободно пользоваться словарями различных типов;
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
- умение искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
- составление выступления по теме урока;
- осознавать, что слово является основной единицей языка, приводить соответствующие примеры; знать и применять на практике правила орфографии и пунктуации.
Оборудование урока: высказывания о русском языке, ссылки на электронные словари: Толковый словарь С. Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, Школьный этимологический словарь Н. Шанского.
Приложение к уроку "Слово - основная единица языка" (карта заданий).
Презентация к уроку.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | ||
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу. - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? (слайды 5-6 | Дают ответы. Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя.
Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах).
| Регулятивные. Коммуникативные (К). Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Постановка учебной задачи | ||
-Запишите, пожалуйста, тему урока. Обратите внимание на правописание слов, знак препинания - тире между подлежащим и сказуемым. - Какова главная цель урока? (слайд 9). - Ребята, а знаете ли вы, что за каждой буквой нашего русского алфавита скрываются… слова, и эти слова хотят донести до нас что-то очень важное. В конце урока мы непременно узнаем, какую тайну скрывает русский алфавит.. |
Формулируют тему урока (Слово – основная единица языка): Формулируют цель (помощь учителя) (Рассмотреть слово как основную единицу языка).
| Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания | ||
. (5 минут на подготовку) В тетради запишем трудные слова: «единица», «соединять», «разъединять» (слайд 19) (1 минута) • Физминутка (слайд 20) |
2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся
Делают записи в тетради. Записывают в тетради трудные слова из упражнения 2.
| сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
- С высказываниями Л. Толстого перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3). - Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом Подтвердите примерами (слайд 21)
- Выявите лексическое значение слова «заклинать», подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор? - Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами (слайд 22) А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова. 1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий) 2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской) 3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской) ( 5 минут на подготовку) Группа 4 Подземелье сквернословия. Не входить! (Приложение).
|
•Выясняют значение слова «заклинать» (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово; •Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автор 1. (совер. заклясть) кого-что. Ворожбой, колдовством подчинять магической силе, делать покорным тому, кто обладает тайными знаниями. Заклинать духов. Заклинать клад. || что. Ворожбой, колдовством придавать чему-нибудь волшебную, магическую силу. Заклинать мечи. 2. кого-что кем-чем. Умолять с торжественной настойчивостью во имя чего-нибудь святого, высокого (ритор.). «Заклинаю вас всем, что есть святого на свете, - скажите правду.» А.Тургенев.
Чернить – 1 делать чёрным, 2 клеветать.
Заслушиваем выступления участников группы. Дети отмечают наиболее удачные и интересные работы. Вместе делаем выводы о том, как может влиять на нашу речь чтение классической литературы, знакомство с выступлениями мастеров художественного слова.
• «… Вместе составляем синквейн, суммируя полученные на уроке сведения о СЛОВЕ. Проверяем. | Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
( 1 минута) - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить новые знания? ( слайд 50)
Одно на выбор: Оценки за урок. |
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение к уроку «Слово – основная единица языка» (карта заданий).
Презентация.
Предварительный просмотр:
Группа 1. Время выполнения: 5 минут.
1. Станция «Исследователи». Работа о словарями В. Даля, Н. Шанского, С. Ожегова.
Узнайте о СЛОВЕ больше. Выберите самое важное и интересное, расскажите.
Задание: В электронном этимологическом словаре Н. Шанского найдите слово «слово», прочитайте как оно произошло, в каких языка имеет похожее звучание и написание? Ссылка на словарь: http://rus-yaz.niv.ru/doc/school-etymological-dictionary/index.htm
В словаре С. Ожегова прочитайте значение слова «слово». В каких выражениях используется слово «слово»?
https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=29222
В словаре В. Даля прочитайте значение слова слово «словно». Что вы узнали о значении этого слова. Ссылка: http://slovardalya.ru/description/slovno/38064
2. Группа 2. Время выполнения: 5 минут.
Станция «Мыслители»
- А какую роль играют слова в жизни людей? Обратитесь к притчам «Слова - гвозди»: https://www.youtube.com/watch?v=_SafgeNE9b0
«Слова – улетевшие перья»: https://www.youtube.com/watch?v=1qFYq1oQTtk
* Подготовьте устный пересказ притч.
* Какова их основная мысль?
* Приведите примеры: когда и какие слова объединяют вас с друзьями, родными, а какие способны поссорить, принести вред.
Группа 3.
3. Станция «Виртуозы слова». Время выполнения: 5 минут.
Ребята, а вам я предлагаю попробовать свои силы в творчестве.
Упр. 1.
«Разминка». Устно объясните созданный автором образ-метафору:
«Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек»
«О красном вечере задумалась дорога…»
«Серебряные солнышки пуговиц».
«Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый ослёнок»
Упр. 2.
Продолжите сравнение.
«Сильный порыв ветра - и шалаш разлетелся, как …»
«С неба неустанно сыпались капельки дождя и стучали по листве, что напоминало…»
«Над морем одна за другой вспыхивали звёздочки, словно…»
«И росинки серебристые, словно…., осыпалися»
«Вода от лунного света поблёскивала, словно…»
Упр. 3. С чем можно сравнить дождь, на что он похож?
Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь? :)
Попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.
дождь, точно горошины,: Например: горошины дождя барабанят по крыше.
:дождь, как будто нити,:
:дождь, что ходули,:
:дождь, как слёзы,:
:дождь, как барабанная дробь,:
Группа 4. Подземелье сквернословия. Не входить! Время выполнения: 5 минут.
Группа 4 подготовит для нас сообщение: «Чем опасна «чёрная брань»? (По материалам газеты «Труд». Статья «Язык живой и мёртвый»).
Ваша задача: пересказать текст кратко, 6-7 предложений. Выберите самое важное и интересное.
Сквернословие, ещё недавно бывшее недопустимым в обществе, сегодня заполнило нашу страну. Матерная брань, за которую прежде могли посадить в тюрьму, как за оскорбление, вроде бы сейчас уже никого не оскорбляет. И не только не коробит, даже и не удивляет. Это свидетельство опасных сдвигов в жизни народа. Ибо чем исконно являлась брань? Это была оборона. Это первое словесное предупреждение. Сначала оборонялись словом, потом пускали в ход кулаки и оружие… Почти вся русская брань имеет значение «мёртвый». «Падла» - падаль, «стерва» - буквально «мёртвый человек», то же самое обозначает слово «зараза» - заразить, значит, убить. «Мразь», «сволочь» - слова, которые тоже обозначают «покойник». То есть все эти слова являются предупреждением обидчика, что он будет покойником, если вступит в борьбу с тобой. Согласитесь, что подобное значение бранных слов естественно применять именно к недругам. Но совершенно неестественно, когда «покойниками» называют вот так запросто поссорившиеся иногда по пустякам друзья, а то и родные.
Но вот какая оказия. Слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мёртвым без последствий для называемого не получается… А потом болеют, хиреют. И немудрено – сами накликиваем беду…
Но ещё страшнее для человеческой души матерная ругань. Это ведь намеренное оскорбление человека…»
Станция «Грамотеи» (задание для всех) Время выполнения: 5 минут. :
Ссылка на слово «заклинать» в словаре:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/805890
- С высказываниями Л. Толстого перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3).
- Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом Подтвердите примерами (слайд 19)
- Спишите текст, выделите орфограммы в корне.
- Выявите лексическое значение слова «заклинать», подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор?
- Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование уроков русского языка 6 класс Разумовская
К/т планирование уроков русского языка в 6 классе...
Урок русского языка 8 класс по учебнику М.Т.Разумовской
На данно уроке учащиеся знакомятся с жанром портретного очерка, особенностями композиции, его составными частями....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....
Е.А.Назарова Причастие Урок русского языка в 6 классе По программе под ред.М.М.Разумовской
Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола; создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.Задачи: 1. создать условия для формирования ученика как субъекта учебной ...
Вводный урок русского языка по программе М.М.Разумовской в 9 классе
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использована как п...
Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской "Предложения с вводными словами"
Тип урока: обобщающий урок с элементами исследовательской деятельности.Цели урока: определить уровень знаний по теме «Предложение с вводными словами»; сис...