Вводный урок русского языка в 6 классе по теме "Слово - основная единица языка" (программа М. Разумовской).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Палкина Ирина Геннадьевна

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме: `Слово - основная единица языка` (программа М. Разумовской). Содержит технологическую карту урока, приложение с картой заданий для учеников. Форма работы на уроке: групповая. Ученики выступают в качестве исследователей: на уроке ребята узнают этимологию слова `слово`, поработают с различными словарями, узнают, что говорит о влиянии добрых и грубых слов на нашу жизнь народная мудрость - притчи, потренируются в самостоятельном подборе сравнений и метафор в произведениях художественной литературы,, а также узнают, в чём опасность сквернословия, разгадают загадку славянской азбуки.

Чтобы получить мудьтимедийную презентацию к уроку, напишите в личное сообщение на моей странице данного сайта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Конспект составила учитель русского языка

Палкина И. Г.

Тема урока: Слово – основная единица языка.

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания (первый урок)

Цели урока:
- способствовать освоению понятия слово через  исследование  различных источников: словарей,  народную мудрость  - притчи,  отрывков из произведений художественной литературы, научно-популярных статей;
- показать учащимся универсальность языка как средства общения, красоту и образность русского языка ;- формировать умение грамотно выражать свои мысли, используя слова с учётом их конкретного лексического значения; - воспитывать бережное отношение к русскому языку через использование нормативной литературной лексик  

Планируемые результаты:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- творческое осмысление учениками языковых явлений;
- осмысление этической стороны речи, нравственной ответственности за все сказанное;
-  воспитание эмпатии, умения проявить  сочувствие другим людям и всему живому;
- воспитание культурной личности, осознающей свою связь с духовно-нравственными традициями предков;

- восприятие речи учителя, развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- умение структурировать знания, выразительно читать, обобщать и делать выводы; уметь оценивать выполненное и формулировать собственное мнение.
- умение свободно пользоваться словарями различных типов;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
-     умение искать и выделять необходимую информацию; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;

- составление выступления по теме урока;

-  осознавать, что слово является основной единицей языка,  приводить соответствующие примеры; знать и применять на практике правила орфографии и пунктуации.
Оборудование урока: высказывания о русском языке, ссылки на электронные словари: Толковый словарь С. Ожегова, Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, Школьный этимологический словарь  Н. Шанского.  
Приложение к уроку "Слово - основная единица языка" (карта заданий).
Презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности


(4 минут)
Ребята, поздравляю вас с новым учебным годом. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок слова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать».  (слайды 1-2)


Мы продолжаем изучать мир нашего родного языка. И помощником в этом увлекательном деле, как и в 5 классе, будет учебник под редакцией М.М. Разумовской.


- Где в учебнике находится оглавление?  Назовите все части речи, которые вам известны. Как вы  думаете,  все ли части речи мы изучили?  Давайте заглянем в учебник.
Используйте просмотровое чтение и назовите новые для вас части речи. Усвоить эти темы нам помогут условные обозначения, расположенные на титульном листе. Найдите примеры на страницах учебника (слайд 4)


Слово учителя:

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу.

- Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? (слайды 5-6

Дают ответы.

Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя.

Проверяют готовность к уроку (наличие учебника, тетради).



Работают с оглавлением и титульным листом учебника.  Находят и называют новые  части речи: причастие, деепричастие, числительное.







Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится

Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах).




 

Регулятивные.








Познавательные.

Коммуникативные (К).

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Постановка учебной задачи


(5 минут)
Считают, что  «В начале было Слово…».  Посмотрим видеофрагмент. https://www.youtube.com/watch?v=lwYHI3E0pXI

Как вы думаете,  какой теме будет посвящён наш урок?  (слайды 7-8)

- Верно. Наш урок мы начали с общения, которое невозможно без чего? Без слова.

-Запишите, пожалуйста,  тему урока.  Обратите внимание на правописание слов, знак  препинания  - тире между  подлежащим и сказуемым.

- Какова главная цель урока? (слайд 9).  

Наши задачи:  
Чтобы достичь нашей цели, нам придётся пройти несколько станций. Узнаем, почему слова «слово» и  «слава» - синонимы,  почему слова могут быть опасны, и способны ли они  влиять на здоровье и даже судьбу (слайд 10).  

Запись темы (слайд 11).
План  нашего урока (слайд 3)

- Ребята, а знаете ли вы, что за каждой буквой нашего русского алфавита скрываются… слова,  и эти слова  хотят донести до нас что-то очень важное.  В конце урока мы непременно узнаем, какую тайну скрывает  русский алфавит..    


Учащиеся высказывают своё мнение (Слову)

Формулируют тему урока  (Слово – основная единица языка):

Формулируют цель (помощь учителя) (Рассмотреть слово  как основную единицу языка).



Сущ - сущ.      


       

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

 
(5 минут на подготовку)
- А наше с вами путешествие в мир Слов только начинается. Вперёд! И первая загадка, которую загадывает нам волшебник- Слово: что обозначает слово «слово», как оно появилось? Хотите узнать?  (слайд 12)

Группа 1. Станция «Исследователи». (Приложение).
Работа о словарями В. Даля, Н. Шанского, С. Ожегова.
- Узнайте о СЛОВЕ  больше. Выберите самое важное и интересное, расскажите (слайд 13).

(3 минуты выступление + выводы)
Слушаем вас, ребята.
- Итак, что нового вы узнали о слове?
Сделаем выводы:
-   Оказывается  слова «слово»  и «слава», «молва» - родственники!  Значит, как мы должны относиться к  произносимым нами словам?  
- Верно, с большой осторожностью.  Почему? На эту тему размышляли ребята из группы  «Мыслители». Послушаем их (слайды 14-15)

.

(5 минут на подготовку)
Группа 2. Станция «Мыслители» (Приложение)
- А какую роль играют слова в нашей  жизни? Обратитесь к  притчам «Слова - гвозди», «Слова – улетевшие перья».
Подготовьте устный пересказ притч.
Какова их основная мысль?
Приведите примеры:  когда  и какие слова объединяют вас с друзьями, родными, а какие - способны поссорить, принести вред (слайд 16)

(3 минуты выступление + выводы)
-Послушаем вас, ребята.
-  
Сделаем выводы.
- Итак, злые слова, сказанные в гневе, ранят не меньше гвоздей, а бестактные слова, сплетни и злословие в адрес других людей делают своё чёрное дело, даже  если мы не видим этого:  они словно перьям,  способны  разлететься  далеко-далеко, а собрать  их будет уже невозможно (слайды 17-18)


(3 минуты)
В завершение все вместе прочитаем  текст упражнения №2 в учебнике: высказывание Л.Н. Толстого о силе слов.  Каких слов,  по мысли Л. Толстого,  стоит опасаться?  
 

В тетради запишем трудные слова: «единица», «соединять»,  «разъединять» (слайд 19)

(1 минута)

• Физминутка (слайд 20)



Групповая работа по станциям. Каждая группа учеников получает своё задание, на подготовку задания отводится  5 минут.  Каждая группа готовит выступление, по ходу урока заслушиваются выступления всех групп (Приложение ).




Дети работают со словарями С Ожегова, В Даля, Н. Шанского.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

     2)Слушаем  устные высказывания и дополнения учащихся










Учащиеся  делятся своими мыслями.
Анализ работ и вывод.






Делают записи в тетради. Записывают в тетради  трудные слова из упражнения 2.  
Единица, соединить, разъединить.  

                 

сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


(5 минут)
Продолжим размышлять о слове и  силе его воздействия.  

Станция «Грамотеи». Коллективное  выполнение задания.

- С высказываниями Л. Толстого перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3).

- Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом Подтвердите примерами (слайд 21)


- Спишите текст, выделите орфограммы в корне.

- Выявите лексическое значение слова «заклинать», подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор?

- Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами (слайд 22)

 




















(5 минут на подготовку)














Группа 3. Станция «Виртуозы слова» (Приложение).
- Наше  слово должно быть не только бережным, но  может быть также красивым, выразительным и образным.  
Ребята,  а вам я предлагаю  попробовать свои силы в творчестве  (слайды 25-27).

(Выступление 3 минуты + выводы)
- Послушаем наших виртуозов.
Сделаем выводы:  
- Трудно? Но интересно. Придумать оригинальное сравнение, создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

А сейчас послушайте, каким увидели дождь художники слова.

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)

2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив. (В. Луговской)

3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

- Ребята, а где живут метафоры и сравнения? Где мы её можем встретить?
В художественной речи. И даже в обычной, повседневной речи: идёт дождь, ножка стола (слайд 28).

(1 минута)
– Прочитаем текст  из упражнения 4.
– О чём говорит автор?

«…чтоб завтра себя самого не стыдиться…» – как здорово, по-моему, ребята, сказано! Мне, к сожалению, иногда бывает стыдно, когда смотрю телевизор, ненароком слышу чужой разговор. Как вы думаете, почему?

Совершенно верно – употребление грубых, нелитературных слов (слайды 29-30)

( 5 минут на подготовку)

Группа  4   Подземелье сквернословия.  Не входить! (Приложение).
Группа 4 подготовит для нас сообщение: «Чем опасна « чёрная брань»? (По материалам газеты «Труд». Статья    «Язык  живой и мёртвый»).  
Ваша задача: два человека от группы подготовят краткий пересказ текста, 6 - 7  предложений. Выберите самое важное и интересное.  Что думаете вы: является ли распространение сквернословия проблемой и почему?  (слайды 31-33).

( Выступление 4 минуты +  выводы)
- Ребята из группы 4 расскажут нам о словах-убийцах, чем они опасны.
Сделаем выводы:  
Матерная или гнилая речь,  «чёрная брань»,  не только оскорбляет слушающего, но и способна  нанести вред здоровью человека, животных и растений.  
Учёные провели интересный эксперимент.  Установили два одинаковых растения,  одно из которых  каждый день осыпали матерной руганью и оскорблениями, а другое -  хвалили.  Через месяц первое растение  стало вянуть, а второе заметно подросло.
Также исследователи «облучали» звуком воду.  Один сосуд «выслушал» нецензурную брань, другой же «вдохновлялся» музыкой Моцарта, слушал добрые слова и даже молитвы.  Первой и второй водой поливали растения, поили кошек. Думаю, вы догадались, от какой воды растения стали чахнуть, а  животные отворачивались?
Итак,  эпидемия сквернословия очень опасна и поистине губительна для всего живого!

Об этом   же  свидетельствуют заключения учёных из различных стран.  Мы видим, каково влиянии нецензурной брани на живые организмы (слайды 34-41 )  

Речевой этикет в Древней Руси
На Руси грубость, сквернословие и злословие  считались греховными привычками и подлежали наказанию  - вплоть до смертной казни (слайды 42-43)

( 1  минута)
Я думаю, сегодня мы с вами изучили  волшебное и загадочное русское СЛОВО  с разных сторон. Предлагаю  обобщить полученные на уроке сведения.  .
 Какими должны быть наши слова, чтобы изменить мир к лучшему?  Каким может быть наше слово, а каким – нет?

Я начну первой, а вы – поддержите меня, пожалуйста (слайд 44).  

Синквейн.
Наши слова должны быть:
- Добрыми.

Говорите людям искренние комплименты. Такие слова согревают.

-  Полезными.  Сообщайте  важное, не говорите лишнего.

Запрещается:  
- Грубить.  
Обидные слова – гвозди, которые оставляют раны.
- Сквернословить.  
Это духовное и физическое убийство.
- Злословить и сплетничать.  
Такие речи порочат  другого человека,  но злые слова  всегда постыдно  ославят самого говорящего (слайды 45-46).

(1 минута)
- Итак,  настало время разгадать тайну русского алфавита.  Какое же послание оставили наши мудрые предки.   Посмотрим видео (слады 47-48)

 
https://www.youtube.com/watch?v=vjSW_VJhPQE

Прочитаем слова советского писателя Фёдора Абрамова: «В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле,  - энергия человеческого духа» (слайд 49).




Русский      

язы  










Учащиеся выразительно читают стихотворение Я. Козловского. Записывают текст упражнения.

Дают ответы.

•Выясняют значение слова «заклинать» (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово;

•Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автор
ом;

Ссылка на  слово «заклинать» в  толковом  словаре:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/805890 

Заклинать.
ЗАКЛИНА́ТЬ, заклинаю, заклинаешь, несовер. (книжн.).

1. (совер. заклясть) кого-что. Ворожбой, колдовством подчинять магической силе, делать покорным тому, кто обладает тайными знаниями. Заклинать духов. Заклинать клад.

|| что. Ворожбой, колдовством придавать чему-нибудь волшебную, магическую силу. Заклинать мечи.

2. кого-что кем-чем. Умолять с торжественной настойчивостью во имя чего-нибудь святого, высокого (ритор.). «Заклинаю вас всем, что есть святого на свете, - скажите правду А.Тургенев.


Однокоренные слова: «КЛИН», «ВКЛИНИТЬСЯ».

Синонимы к слову:  
1. Покорить, подчинить, пленить, завладеть, очаровать, заворожить.
2. Умолять, упрашивать, падать в ноги, бить челом,
молить Христом Богом.  

Напутствие – слова пожелания в путь.

Чернить – 1 делать чёрным,

                    2 клеветать.


О и О  Слова умеют плакать и смеяться
О, О и О.    Приказывать, молить и заклинать
О, и О, и О.  Призывом стать, и отзывом, и зовом



Группа готовит  задание.  Представляет  свои ответы.  

Заслушиваем выступления  участников группы.  Дети отмечают наиболее удачные и интересные работы.  Вместе делаем выводы о  том, как  может влиять на нашу речь  чтение классической литературы, знакомство с выступлениями мастеров художественного слова.  






Отвечают на вопросы.




Читают тест упр. 4.  Отвечают на вопросы.












Группа  готовит короткое выступление, ученики выбирают  главную информацию.  Делятся мнениями.

Заслушиваем и анализируем выступления,  вместе делаем выводы.  Переход  ненормативной лексики  из разряда речи маргинальных слоёв общества в обиходную речь не только  взрослых,  но и детей свидетельствует  о серьёзной  духовной болезни носителей русского языка.  Матерная речь несёт энергию разрушения,  губительно действуя не только на говорящего человека, но и на другие живые организмы.      












Беседа:

«…























Вместе составляем синквейн,  суммируя  полученные на уроке сведения о  СЛОВЕ.   Проверяем.

Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

( 1 минута)

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания? (  слайд 50)



Если вас заинтересовали темы, которые мы рассмотрели на уроке, и вам было бы интересно подготовить сообщение-презентацию по какой-либо из них, пришлите смайлик.  

У меня остались вопросы, я хотел бы их прояснить.
Мне был непонятен материал  или неинтересно на уроке (слайд 51).  



Домашнее задание:
 

Одно на выбор:
выполните упр. 4 на стр. 4
ИЛИ
задание  7 из Рабочей тетради по русскому языку (в прикреплённом файле)
Индивидуальные сообщения  по одной из затронутых на уроке тем.
(слайд 52).

Оценки за урок.
- Ребята, спасибо за урок.  Вы все молодцы (слайд 53).


Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложение к уроку «Слово – основная единица языка» (карта заданий).
Презентация.



Предварительный просмотр:

Группа  1.  Время выполнения: 5 минут. 
1.  Станция «Исследователи».   Работа о словарями В. Даля, Н. Шанского, С. Ожегова.
 
Узнайте о СЛОВЕ  больше. Выберите самое важное и интересное, расскажите.

Задание:  В электронном этимологическом  словаре  Н. Шанского найдите слово «слово», прочитайте как оно произошло,  в каких языка имеет похожее звучание и написание? Ссылка  на словарь:   http://rus-yaz.niv.ru/doc/school-etymological-dictionary/index.htm

В словаре  С. Ожегова   прочитайте значение слова «слово».  В каких выражениях используется слово «слово»?
https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=29222

В словаре В. Даля   прочитайте значение слова слово «словно».  Что вы узнали о значении этого слова.  Ссылка:    
http://slovardalya.ru/description/slovno/38064 


2.  Группа 2.  
Время выполнения: 5 минут. 
Станция «Мыслители»
- А какую роль играют слова в жизни людей? Обратитесь к  притчам «Слова - гвозди»:  
https://www.youtube.com/watch?v=_SafgeNE9b0 
«Слова – улетевшие перья»:  
https://www.youtube.com/watch?v=1qFYq1oQTtk 

* Подготовьте устный пересказ притч.
* Какова их основная мысль?
* Приведите примеры:  когда   и какие слова объединяют вас  с друзьями, родными, а какие способны поссорить, принести вред.

Группа 3.
3.  Станция «Виртуозы слова».  
Время выполнения: 5 минут. 
Ребята,  а вам я предлагаю  попробовать свои силы в творчестве.    

Упр. 1.
«Разминка».  Устно объясните созданный автором образ-метафору:
 

«Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек»
«О красном вечере задумалась дорога…»
«Серебряные солнышки пуговиц».
«Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый ослёнок»

Упр. 2.
Продолжите сравнение.
«Сильный порыв ветра - и шалаш разлетелся, как …»
«С неба неустанно сыпались капельки дождя и стучали по листве, что напоминало…»
«Над морем одна за другой вспыхивали звёздочки, словно…»
«И росинки серебристые, словно…., осыпалися»
«Вода от лунного света поблёскивала, словно…»

Упр. 3.  С чем можно сравнить дождь, на что он похож?

Например, дождь у меня ассоциируется с нитями. А у вас? (Горошины, слёзы, ходули, мокрая грива, дробь?    :)

Попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации.

дождь, точно горошины,:  Например: горошины дождя барабанят по крыше.

:дождь, как будто нити,:

:дождь, что ходули,:

:дождь, как слёзы,:

:дождь, как барабанная дробь,:

Группа  4. Подземелье сквернословия.  Не входить!  Время выполнения: 5 минут.

Группа 4 подготовит для нас сообщение: «Чем опасна «чёрная брань»? (По материалам газеты «Труд». Статья    «Язык живой и мёртвый»).  
Ваша задача: пересказать текст кратко,  6-7 предложений. Выберите самое важное и интересное. 

Сквернословие, ещё недавно бывшее недопустимым в обществе, сегодня заполнило нашу страну. Матерная брань, за которую прежде могли посадить в тюрьму, как за оскорбление, вроде бы сейчас уже никого не оскорбляет. И не только не коробит, даже и не удивляет. Это свидетельство опасных сдвигов в жизни народа. Ибо чем исконно являлась брань? Это была оборона. Это первое словесное предупреждение. Сначала оборонялись словом, потом пускали в ход кулаки и оружие… Почти вся русская брань имеет значение «мёртвый». «Падла» - падаль, «стерва» - буквально «мёртвый человек», то же самое обозначает слово «зараза» - заразить, значит, убить. «Мразь», «сволочь» - слова, которые тоже обозначают «покойник». То есть все эти слова являются предупреждением обидчика, что он будет покойником, если вступит в борьбу с тобой. Согласитесь, что подобное значение бранных слов естественно применять именно к недругам. Но совершенно неестественно, когда «покойниками» называют вот так запросто поссорившиеся иногда по пустякам друзья, а то и родные.

        Но вот какая оказия. Слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мёртвым без последствий для называемого не получается… А потом болеют, хиреют. И немудрено – сами накликиваем беду…

        Но ещё страшнее для человеческой души матерная ругань. Это ведь намеренное оскорбление человека…»



Станция «Грамотеи» (задание для всех) Время выполнения: 5 минут. :
Ссылка на слово «заклинать»   в словаре:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/805890

- С высказываниями Л. Толстого перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3).

- Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом Подтвердите примерами (слайд 19)


- Спишите текст, выделите орфограммы в корне.

- Выявите лексическое значение слова «заклинать», подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор?

- Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 8 класс по учебнику М.Т.Разумовской

На данно уроке учащиеся знакомятся с жанром портретного очерка, особенностями композиции, его составными частями....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка  в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

Е.А.Назарова Причастие Урок русского языка в 6 классе По программе под ред.М.М.Разумовской

Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола; создать условия для дальнейшего углубления знаний по теме.Задачи: 1. создать условия для формирования ученика как субъекта учебной ...

Вводный урок русского языка по программе М.М.Разумовской в 9 классе

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использована как п...

Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской "Предложения с вводными словами"

Тип урока:    обобщающий  урок с элементами исследовательской деятельности.Цели урока: определить уровень зна­ний по теме «Предложение с вводными слова­ми»; сис...