Трапезникова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской Предложения с вводными словами Тип урока: обобщающий урок с элементами исследовательской деятельности. Цели урока: определить уровень знаний по теме «Предложение с вводными словами»; систематизировать знания об основных группах вводных слов; совершенствовать умение отличать вводные слова от омонимичного члена предложения; повторить правило чтения предложения с вводными словами; развивать навык опознавания вводных слов и умение правильно расставлять знаки препинания при них. Оборудование урока: 1. Оценочные листы для каждого ученика. 2. Раздаточный материал к уроку: вырезки из периодической печати (тексты, включающие вводные слова и конструкции); ключ к заданию; тест.
|
Основные этапы | Содержание | Формы, приемы обучения | Виды деятельности учащихся | Хроно- метраж |
1. Входной контроль. Цель этапа: определить уровень знаний по теме.
| 1. Запишите в рабочую тетрадь дату, тему «Предложения с вводными словами». 2. Внимательно прочитайте предложение. Составьте схему, которая соответствует структуре данного предложения. Охарактеризуйте предложение. - Сайгак не разрушает почву, не вытаптывает пастбище, не съедает всю траву подчистую.
- Издали стадо сайгаков похоже на белое облачко, плавно движущееся по степи.
- Дело было уже весной, и на озеро вот-вот должны были прилететь лебеди.
- Вода бежала по степи, огибая высокие песчаные барханы.
- Сильной рукой натянул он повод, и конь привстал на задних ногах.
- Родная моя калмыцкая степь!
- Кажется, окинет всадник орлиным взглядом степь и даст повод коню.
- Конечно, сайгаку ничего не стоит сбегать напиться за сто километров.
3. Оцените свою работу, пользуясь приведенными ниже критериями.
Количество правильных ответов | Оценка | 8 6-7 4-5 3 и менее
3 и менее | 5 4 3 2 |
|
Графический диктант
|
- Слушание
- Запись схем в тетради
- Самопроверка (на доске правильные схемы).
- Выставление оценки в оценочный лист.
|
1 мин.
4 мин. |
2.Фронталь- ная провер-ка.
| - Какие слова называются вводными?
- Какие значения выражают вводные слова?
- Как они выделяются в устной и письменной речи?
- Для чего нужны вводные слова?
| Фронтальный опрос. Вопросы учителя. |
- Устная работа с учителем. За каждый правильный ответ дополнительный балл в оценочный лист.
| 3 мин. |
3.Система-тизация знаний об основных группах вводных слов. | 1. Подготовьте сообщение о той группе вводных слов, которая вам достанется по жеребьевке; приведите примеры использования данных вводных слов.
2. Прочитайте данные тексты из периодической печати, найдите в них предложения с вводными словами.
3. Заполните таблицу на основе найденных примеров, ответив на вопросы и записав ответы в соответствующую графу.
Предложение с вводными словами
| Где стоит вводное слово? | Что выражает? | Знаки препинания, схема |
| Групповая работа
Исследователь-ская работа в группах.. Результаты исследования каждая группа озвучивает в классе и в виде таблицы сдает учителю. | - Подготовка сообщений о группах вводных слов по значению; иллюстрирование примерами.
- Проведение самостоятельного исследования по текстам из периодической печати, заполнение таблицы.
- Оценки за работу в группах выставляются совместно и вносятся в оценочный лист.
| 12 мин. |
4. Само-стоятельная работа с учебником. Цель этапа: совершенствовать умение отличать вводные слова от омонимич-ных членов предложе-ния.
| - Прочитайте самостоятельно заметку в учебнике.
- Выполните указанное упражнение самостоятельно по вариантам (I вариант — 1—3 предложения, II вариант — 3—5 предложения).
- Проверьте свою работу, пользуясь текстом-ключом.
Ключ к заданию - Кажется, шепчут колосья друг другу. — Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все кажется задернутым почти черной завесой.
- Дождь, казалось, зарядил надолго. — Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
- «Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу!» — сказал таинственный господин. — Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься и влюбиться.
- Мы, верно, встретимся завтра, хотя я и не боюсь встретиться с вами. — «Слушай, — обратился Ваня к своему спутнику, — мы верно пошли? Ты то место помнишь?»
- «О! - подумала она. -Если это правда, нет ни одной травинки счастливее меня, но правда ли это?» — Правда, и этим летом люди ощущали не такое уж далекое дыхание той памятной осени и зимы.
- Оцените свою работу, пользуясь критерия
ми оценки.
Выполненное задание | Оценка | 0 ошибок 1—2 ошибки 3—5 ошибок 6 и более ошибок
более ошибок | 5 4 3 2 |
| Самостоятельная работа с учебником.
| - Запись предложений из учебника, самостоятельный анализ пунктограмм.
- Выставление оценки в оценочный лист.
| 10 мин. |
5. Тестиро-вание. Цель: проверить качество знаний по теме «Предложе-ния с вводными словами». | - Запишите в тетради вид работы (тест).
- Внимательно читая задания, выберите правильный ответ, выписав только цифру, под которой этот ответ записан.
ТЕСТ A. В каком предложении есть вводное слово или словосочетание? - Сочинение _должно быть_ написано к четвергу.
- Она _быть может_ ушла в гости.
- Он _может_ одной щепкой костер разжечь.
Б. Укажите, где нужен дефис. - Во(?)первых, отойдите от пальмы.
- Как(?)бы не опоздать на урок.
- По(?)моему, часовой повернул обратно.
B. Укажите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в предложении. Глазами, , хотел бы всех он съесть. - своими
- кажется
- сегодня
Г. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой. - К нашему счастью, взошло наконец солнце.
- Эти люди, говорят, на разных языках.
- Этот вопрос, казалось затруднил гостя.
Д. Является ли в предложении слово кажется вводным ? В кабине кажется никого не было. 1) Вводное слово; на письме выделяется запятыми. 2) Член предложения; запятыми не выделяется. 2. Оцените свою работу, поставив за правильный ответ 1 (один) балл. Оценку поставьте в оценочный лист.
| Тестирование с самопровер-кой. | - Самостоятельное выполнение тестовых заданий.
- Самопроверка по ключу.
- Выставление оценки в оценочный лист.
| 8 мин. |
6.Подведе-ние итогов урока.
| - Прочитайте цели урока.
- Достигли ли вы цели урока?
- Оцените свою работу на уроке на основе оценочной карты.
«5» - 25—28 баллов; «4» - 24—20 баллов; «3» - 19—15 баллов; «2» - менее 14 баллов.
| Самооценка | - Актуализация целей урока.
- Рефлексия.
| 1 мин. |
7.Домашнее задание. | Составьте кроссворд (с ответами из вводных слов). |
| - Запись домашнего задания.
| 1 мин. |