Конспект урока русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Антоненко А.Н.
учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию по картине
П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Цели урока: 1) подготовить учащихся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень в
корзине»; закрепить умение детей создавать связный текст – описание
картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;
2) закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках
изобразительного искусства; закрепить навык самостоятельной работы со
справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);
3) развивать словарный запас учащихся, речь, память.
Оборудование: репродукции картин П.П. Кончаловского на доске; репродукция картины
«Сирень в корзине» в учебнике, учебник (Русский язык, 7 класс),
компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех на нашем уроке!
Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с описанием.
- Какие вы знаете типы речи? (Повествование, описание, рассуждение).
- Давайте вспомним, с какими картинами известных художников мы познакомились
в этом году? (А. Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф. Толстой «Цветы,
фрукты, птица»).
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться описывать картину. А что будет служить
нашим объектом описания, вы узнаете, отгадав загадку.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –
И в ней окажется … (сирень).
III. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем описывать картину известного русского художника
Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине».
IV. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.
Все вы, конечно, видели сирень, но мало кто знает из вас о её происхождении. Поэтому предлагаю вам послушать небольшой рассказ о родине сирени.
Родина сирени – Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16 веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Её всегда выращивали в садах и парках, высаживали около особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники любили изображать сирень. Одним из таких художников был Пётр Петрович Кончаловский – русский живописец, народный художник России (1946 г.), действительный член Академии художеств СССР (1947 г.).
V. Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Кончаловского.
Пётр Петрович Кончаловский родился в г. Славянске на Украине в семье помещика в 1878 г. Учился живописи в петербуржской Академии художеств и в академии Жюлиана в Париже. Творчество художника воспевает красоту окружающего мира. Основными жанрами творчества Кончаловского были: пейзажная живопись, портрет и натюрморт. Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Его картины полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве П. Кончаловского занимает натюрморт.
Натюрморт (фр. «натюр» - природа + «морт» - мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт – это один из жанров живописи).
Натюрморт – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
П.П. Кончаловский – художник, любивший на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. Художник написал такие известные натюрморты, как «Орхидеи», « Цветы на розовом», «Осенний букет в корзине», «Ирисы», «Букет цветов».
Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в уыетах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще.
Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошелке на полу», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне», и др.
VI. Беседа по картине «Сирень в корзине».
- Рассмотрим репродукцию картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Каково
ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых, солнечных
днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень тогда, когда за окном
не совсем ещё тепло, в классе ставится уютнее и теплее).
- Рассмотрите картину «Сирень в корзине» внимательно, обратите внимание на обилие
цветов. Сумел ли художник показать, что сирень живая? (На картине изображена
свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет
сирени влажный от утренней росы или дождя).
- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень
разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, темно-красная, бледно-
розовая, красноватая).
- С чем можно сравнить цветы сирени? (Звёздочки, звоночки).
- Очевидно, сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному.
(Душистая, пахучая, благоухающая).
- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета
высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой
сирени).
- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым
оттенком, бледно-розовая).
- Опишите сирень в правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные,
свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые
гроздья).
- Тщательно ли выписаны художником лепестки, листочки, веточки сирени? (Не совсем,
но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени.
Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому
он не выписывает тщательно все лепесточки сирени. Ему важен целостный образ
букета.
- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков
сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья
спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много).
- Какие листочки у сирени? (Внизу, вверху тёмно-зелёные, справа светло-зелёные с
золотистым оттенком).
- Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к букету
сирени. (Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная, дивная,
замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная).
- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетёную из ивовых прутьев корзину. Верхнюю
часть корзины скрывают листья и свисающие гроздья сирени).
- На каком фоне изображена сирень и почему? (Сирень изображена на тёмном столе у
стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются
яркие цвета сирени).
- Глядя на эту картину, что мы можем сказать? Каково же отношение художника к своему
труду? ( Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к
ней и свои чувства передает нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого
великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение напоминающего
нам о весне солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы
не любил эти изумительные цветы, поэтому душистая и прекрасная сирень воспета
многими поэтами.
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать.
Эти строчки принадлежат русской поэтессе Е. Бекетовой. И эти строчки созвучны настроению, которое передаёт П. Кончаловский в картине «Сирень в корзине».
VII. Составление и заполнение таблицы.
Букет | красивый, благоухающий, богатый, богатый, роскошный, большой, только что срезанный, большой шапкой громоздящийся над корзиной, манит вдохнуть его аромат |
Сирень | белая, тёмно-фиолетовая, сиреневая, лиловая, голубоватой окраски, розовая пышная |
Листочки | тёмно-зелёные, кое-где золотистые от падающего на них света придают естественность и безыскусность |
Корзина | выделяется на фоне тёмной поверхности стола коричневато-золотистого цвета, передает естественную окраску ивовой лозы |
Фон | светлый, неоднородный, размытый, желтовато-блёклый |
Своё отношение к изображаемому | (картина) великолепная, восхитительная, прекрасная, удивительная, замечательная |
Вывод: «Сирень в корзине» - это картина весны. Распускающаяся сирень несёт людям радость, обновление чувств. Картина Кончаловского свидетельствует о том, что художник восхищается щедрой, богатой природой и испытывает любовь к ней.
VIII. Составление плана к сочинению.
План
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения красоты окружающего мира.
II. Роскошный букет сирени:
а) гроздья, листья, ветки, цвет
б) описание корзины
в) фон картины, его роль
III. «Сирень в корзине» - картина радости.
IX. Рефлексия.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
Сегодня на уроке мне понравилось…
Для меня было трудным…
Я научился…
Я узнал…
X. Домашнее задание.
Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"
План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...
Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"
Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...
план-конспект урока русского языка с использованием ИКТ "Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина "Парк в Павловске"
подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Парк в Павловске"...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)...
План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".
Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать ум...
Конспект урока русского языка в 5 классе: "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"
Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» Данная разработка - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из...