Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
Данная разработка - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из лучших ее времен года. На уроке дети с учителем попытались выявить особенности
изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке; продолжили работу по
формированию навыков художественного описания изображённого на картине;
вспомнили, каковы функциональные возможности имени прилагательного.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая: парная.
Тип урока: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.
Цели урока: ·формированию культуроведческой компетенции учащихся; на основе изображения зимнего пейзажа показать красоту русской зимы, выяснить в чем заключается сила воздействия искусства на человека;
· развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_zima_yuon_5_kl.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:
«Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
Данный урок разработан по программе М.М. Разумовской “Русский язык. 5 класс».
Учитель русского языка и литературы Тимофеева В.В. ГБОУ школа 219
Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
Тип учебного занятия: урок развития речи, ознакомление с новыми знаниями.
Цели учебного занятия:
1. Образовательные: формировать навыки написания сочинения по картине; подготовить учащихся к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево», продолжить развитие навыков письменной речи учащихся; познакомить с творчеством К.Ф. Юона.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, пополнять словарный запас учащихся, развивать чувство прекрасного.
3. Воспитательные: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею, понимать ее, прививать любовь к музыке, поэзии, живописи, русской природе, учить видеть в ней прекрасное.
Дидактический материал: учебник, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника) проектор, экран, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление (запись музыкальной композиции "Зима" из "Времён года" П.И. Чайковского).
Ход урока
1. Организация класса.
(Приветствие, создание благоприятного эмоционального климата). (слайд № 1)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, тему урока. (все записи на уроке ведутся не в тетради, а на рабочей карте урока. Приложение распечатывается с двух сторон и складывается как тетрадь.
Целеполагание:
- Какие цели поставим для себя? (дети отвечают, учитель обобщает) (слайд № 2)
Вступительное слово учителя: Зима…. Это такое необычное, завораживающее явление природы
За окном сегодня морозный солнечный зимний день , как и на картине К.Ф.Юона, но я не дам вам замерзнуть, т.к. на уроке мы будем беседовать в теплой дружеской атмосфере и усердно работать для достижения поставленной цели.
2. Актуализация знаний.
- Итак, нам предстоит написать сочинение-описание. Что значит сочинить? (изложить свои мысли на заданную тему)
- А что такое описание? Что характерно для этого типа речи? (преобладание прилагательных, перечисление одновременных признаков, один снимок).
- Что можно описывать? (животных, человека, игрушку, природу, местность)
- Мы с вами будем описывать картину, на которой изображен пейзаж. (слайд № 3)
Вспомните, что мы называем пейзажем? (на карте уроке есть подсказка: отрывок из стихотворения А. Кушнера, который можно зачитать).
- Посмотрите на репродукцию картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. Какие чувства она вызывает? (радость, восторг, вдохновение). Что означает слово «репродукция»? (Репродукция – это уменьшенная копия картины, воспроизведение картины, рисунка типографским способом. Словарь Ожегова. Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве).
- А как вы относитесь к этому времени года? Вы любите зиму? (слайд № 4)
-С какими событиями жизни, воспоминаниями оно у вас ассоциируется? (катание на санках, коньках, Новый год, подарки, снежки, горки и т.д.) (слайд №5)
Орфографическая пятиминутка. (слайд № 6).
Задание № 1- на рабочем листе (дублируется на слайде): Дети по цепочке читают слова, называют пропущенную букву, объясняют выбор.
3. Изучение нового материала.
Да, зима замечательное время года. Многие поэты , писатели, художники и композиторы, вдохновленные красотой зимней природы, посвящали ей свои произведения.
(слайд № 7) Русский композитор и дирижер П.И. Чайковский написал цикл произведений для фортепьяно “ Времена года”. В нем каждому месяцу посвящена своя музыкальная композиция. Я предлагаю вам прослушать пьесу “ Зима. Февраль”. (слайд № 8)
На фоне музыки демонстрируются картины зимнего пейзажа.
- Какие чувства пробуждает музыка? (светлые, веселые, бодрые, вдохновляющие, музыка заряжает энергией и т.д.)
- Мы услышали, как композитор с помощью звуков показал красоту и очарование зимней природы, теперь обратимся к поэзии ( на рабочих картах подбор стихотворений), прочитайте стихотворения (чтение вслух).
– Давайте вспомним, какие стихотворения о зиме мы учили, может кто-то прочтет наизусть фрагменты стихотворений. (в слабом классе можно зачитать отрывки напечанных стихотворений).
-Вот как писал о зиме, о снеге Ф.И.Тютчев:
Чародейкою Зимою
Околдован ,лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит…
А вот отрывок из стихотворения С.А.Есенина «Пороша»:
…Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Прочитать стихотворение И.Бунина «Иней».
- Понравились вам стихотворения?
- А как поэтам удается создать чудесные картины зимы? (при помощи слов, художественно- выразительных средств).
- Какие средства выразительности вы знаете? Приведите примеры из стихотворений.
-Какие строчки стихотворений вы можете использовать в качестве эпиграфа к сочинению?
Итак, в стихотворениях поэтов природа не является просто фоном, она является активным действующим лицом, она неразрывно связана с миром человеческой души. Она одушевлена.
Теперь вернемся к картине К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачево”. Картина – это произведение живописи. Вспомните легенду, связанную со словом «живопись». Как вы её понимаете?
Существует такая легенда: однажды, давным - давно, ещё в древние века один греческий художник по имени Апеллес, изобразил на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг к ней стали слетаться птицы и клевать нарисованный виноград.
(Легенда говорит нам о том, что художник с помощью красок может очень живо изобразить мир, который нас окружает. Само слово «живопись» значит живописать, то есть писать жизнь).
А что мы знаем о живописце? (слайд № 9) (проверка домашнего задания, презентация или сообщение учеников).
Юон, как и другие русские пейзажисты, любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, полную света весну, ослепительную зиму и яркое солнце. Юона часто называют «поэтом русского зимнего пейзажа». Как вы думаете, почему?
Художник купил участок земли в селе Лигачево под Москвой, построил мастерскую и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет. Лучшие летние и зимние пейзажи были написаны в Лигачево. И эта картина не исключение.
Я приглашаю вас на вернисаж картин К.Юона. (слайды 10-15).
(Можно задать дополнительные вопросы: Какая тема нашла отражение в творчестве Юона? Какое время года было любимым? Почему в названии описываемой картины присутствует слово Лигачево?)
- Посмотрительно внимательно на репродукцию картины “Русская зима. Лигачёво”
(слайд № 16), а теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались там. Тихонько походите, прислушайтесь, приглядитесь. Откройте глаза.
- Что вы почувствовали? (свежесть морозного утра, дуновение ветерка, легкий холодок и т.д)
- Что вы услышали? (скрип шагов, лай собак, голоса детей, их смех)
- Что увидели на переднем плане? (снег, деревья, сугробы, ребята, гуляющие по лесу, березы, заснеженная дорога, собака)
- Что увидели на заднем плане? (заснеженные избы, ездок на лошади, ребята, катающиеся с горы).
А теперь отдохнем. Физкультминутка
Не боимся мы пороши,
Ловим снег - хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
По пороше побежали
И снежинкой полетали.
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжим урок. Задание №2. Сейчас нам предстоит заполнить таблицу. (рабочая карта). На самостоятельную работу отводится 3-5 минут. Затем дети зачитывают свои записи, дополняют их.
- 1 колонка заполняет строки - снег, деревья
- 2 колонка заполняет строки - воздух, небо
- 3 колонка – дети, избы
- 4 колонка - настроение, пейзаж
Под таблицей есть слова для справок, которые дети могут использовать, если у них появилось затруднение.
Дети зачитывают подобранные эпитеты, другие дети дополняют, учитель может задать наводящие вопросы, если что-то дети упустили. Проверка сопровождается слайдами № 17-18
Подведем небольшой итог:
- Какова тема картины? (русская зима)
- Какова основная мысль? Что хотел показать (сказать) автор картины? (К.Ф. Юон восхищается русской зимой, красотой русских пейзажей. Живописец хочет пробудить в нас любовью к родной местам, к природе).
Перейдем к следующему этапу.
Задание №3. Словарная работа.
Описывая картину, вы можете столкнуться с речевыми повторами. Чтобы их избежать, давайте подберем синонимы к наиболее часто употребляемым в работе словам. (слайд № 19 )
Художник- живописец, автор, пейзажист.
Нарисовал- создал, изобразил, показал.
Картина- полотно, произведение живописи, репродукция.
Заключительный этап работы.
- Составим план сочинения, которое нам предстоит написать.
- Сколько частей в нем будет? С чего начнем? (совместная работа учителя и детей, рабочая карта). (Слайд 20).
1 часть (вступление)
- О чем можно написать в 1 части? (о художнике, о его творчестве)
К.Ф. Юон - замечательный художник - пейзажист.
- О чем расскажем во 2 части? (что изобразил Юон на описываемой картине, и как ему удалось передать всю красоту природы)
2 часть Русская зима в изображении Юона.
А) Белый и пушистый снег.
Б) Деревья-великаны.
В) Небо, воздух.
Г) Зимние забавы ребятишек.
- О чем напишем в заключении?
3 часть. Заключение.
- Какие мысли и чувства вызывает пейзаж, какое настроение создает. Что хотел сказать художник своей работой?
Рефлексия.
- Что мы сегодня делали на уроке? (готовились к сочинению, говорили музыке, поэзии, о Юоне, о зиме и т.д).
- Все ли удалось?
- Что вызвало затруднение?
Оцени урок, свое настроение (Слайды 21 - 22).
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4.Я понял, что…
5.Теперь я могу….
6. Я научился…
7. Я смог….
8.У меня получилось….
Домашнее задание. Написать сочинение по картине К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачёво”, используя рабочую карту урока.
Приложение. Рабочие материалы.
Снег-белый, пушистый, серебристый, блестящий, скрипучий, мягкий, долгожданный, везде; царство снега;
Блестит, переливается, сверкает, искрится, сияет; лежит на крышах домов, на ветках деревьев, от этой белизны слепит глаза; сказочная красота инея;
Белый и пушистый, как одеяло. Он скрипит под ногами, словно музыка; тихо слетают снежинки; все покрыто блестящим инеем.
Лес, деревья- точно сказочный терем, раскинулись вокруг. Величавые, гордые русские березки словно укутаны кружевом, сплетенным волшебной рукой. Иней звездочками сверкает на них. Березка очень дружна с зимой, она прибавляет ей красоту, зима нарядила ее словно невесту. Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево, ажурную шаль. Снег, как пуховое одеяло, покрывает ель, а на березках лежит иней, легкий, как паутинка. Трогательна беспомощность двух старых берез. Березки жмутся друг к другу: вместе не так холодно. Около двух березок приютились крошечные елочки.
Зима-кудесница, волшебница окутала деревья в праздничный наряд; сказочная, добрая колдунья; коварная и хитрая волшебница, суровая зима не испугала сильными морозами и обилием снега;
День- чудесный, морозный, свежий прозрачный воздух, солнечный, прекрасный, волшебный, тихий, таинственная тишина, морозная дымка, нарядный денек, великолепие и спокойствие;
Детвора, люди, собаки- маленькие жители, радуются, высыпали на улицу, катаются, играют в снежки, зимние забавы, веселое, бодрое настроение, неугомонные ребятишки, катаются с горки на санках, лепить снежную бабу; трудовая жизнь, трудная работа, запрягли лошадей, в лес за дровами, скрип саней, в доме тепло, женщины занимаются домашним хозяйством, готовят вкусный ужин; собаки рады приходу зимы, стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под ногами, хватают за штаны и валят ребятишек в сугроб, веселые крики детей, заливистый лай собак;
Цвет - голубовато-серебристый, серый, белый с оттенком фиолетового, зеленый, ярко-белый, светло-сиреневатый, светло-голубой, синеватый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...
Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)
Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Подготовка к сочинению - описанию достопримечательностей Казани"
Данный урок направлен на подготовительную работу перед сочинением - описанием достопримечательности г.Казани. Для описания выбраны станции Казанского метрополитена. В презентацию входят слайды с...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой....
Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"
Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи. 2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...