Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_30.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к уроку развития речи
Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
7 класс
(УМК Е.А.Быстровой)
2017 г.
Урок
Тема урока: Р/Р Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.171 стр.128)
Цели урока: Совершенствовать умение создавать текст сочинения-описания
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, Родины.
Регулятивные УУД: корректировать свою деятельность (вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и совершённых ошибок; намечать способы их устранения).
Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи (определять последовательность операций, необходимых для достижения результата).
Коммуникативные УУД: создавать письменный текст с использованием типа речи описание
Предметные результаты: Создавать письменные монологические высказывания; соблюдать в практике письма нормы современного русского литературного языка (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); стилистически уместно использовать лексические и фразеологические средства языка
Личностные результаты: Осознание эстетической ценности произведений живописи; сформированность нравственных чувств. Сформированность чувства осознанного патриотизма
Тип урока: Урок развития речи
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I | Организационный момент | включение учащихся в деятельность | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе. | Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества |
II | Сообщение темы и цели урока | повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 2. Просмотр видеофильма 3.Работа по карточка (на карточках записан текст , ответить на вопрос Какая связь между видеофильмом и карточкой? Работа в парах Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) И. И. Шишкин родился в вятском крае, в городе Елабуга. Город раскинулся на холме, а кругом шумели непроходимые леса. Мальчик целыми днями бродил по живописным окрестностям Елабуги и старался зарисовать всё, что ему нравилось. Он рисовал всегда и всюду и мечтал стать художником. Нетронутая и величественная природа сыграла огромную роль в судьбе будущего великого пейзажиста. В Москве он блестяще окончил художественное училище. Потом поступил в Академию Художеств в Петербурге. И стал живописцем. Больше всего на свете он любил лес и рисовал его почти во всех картинах. Красоту русского леса Шишкин передавал очень верно и с большой любовью. Составление плана и последовательности действий. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Правильно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением великого русского художника И. И. Шишкина, напишем сочинение по картине | Л: формирование познавательного интереса К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
III | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Проверка домашнего задания | выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | На столах у всех кластер, по ходу обсуждения заполняем кластер 1. Рассказ о художнике И.И.Шишкине. (слайды 2-3) - Какие сведения о художнике вы приготовили к уроку. - Какие работы художника вам уже известны? (слайды 4-9) 2. История создания картины «Утро в сосновом лесу». (слайды 10-13) - Расскажите об истории создания картины. | Слушают сообщения учащихся и рассказ учителя. Смотрят слайды презентации.
| К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
IV | Проблемное объяснение материала | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 1. Отбор материала к сочинению. 1.1. Упр. 171 - Какие словосочетания можно использовать для описания картины? 1.2. Чтение и анализ заготовок, сделанных учителем. (Приложение 2) - Спишите, образуя из слов, данных в скобках, причастный оборот.
Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.
В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз. 1.3. Организация взаимопроверки по образцу: (слайд 15)
| Читают текст упр. 171. Анализируют текст. Отвечают на вопросы. Анализируют тексты карточек. Записывают предложения и расставляют ЗП. Анализируют тексты карточек. Записывают предложения и расставляют ЗП. Проверяют по образцу. | Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели; Л: формулирование проблемы |
V | Первичное закрепление | проговаривание и закрепление нового знания | 2. Составление плана сочинения: (слайд 14) План
а) встающее солнце; б) просыпающийся лес; в) утренняя свежесть. 2. Медведица и ее семейство. 3. Красота обновляющейся природы.
3.На каждом столе лежат карточки Утро Медвежата Лес Медведица Подберите словосочетания, слова описания (работа в группе) 4.Просмотр видеофильма | Работают над созданием плана к сочинению. | Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; П: умение структурировать знания |
VI | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, | 3. Написание сочинения «Утро в сосновом лесу» 4. Проверка черновых записей. | Пишут сочинение по плану, используя заготовки. Проверяют черновики. Записывают в тетради. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Л: самоопределение |
VII | Итог урока (рефлексия деятельности) | самооценка результатов деятельности | - Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. В своей жизни человек многое начинает с чистого (белого) листа.слайд1 У каждого из вас сейчас тоже чистый лист. Послушайте меня и попробуйте изобразить то о чём я буду говорить. Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов). Слайд2 | Осуществляют самооценку. Расставляют себе баллы. | К: умение выражать свои мысли; П: рефлексия |
VIII | Домашнее задание Дифференцированное | Читать теоретический | Дописать и переписать сочинение. | Рассматривают задание. Задают вопросы по выполнению. |
Приложение 1
Сюжет
За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один — природа. Иван Иванович — восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.
Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские».
Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» — пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина — художнику Константину Савицкому. Он предложил такую композицию и животных изобразил. Правда, Павел Третьяков, купивший полотно, имя Савицкого затер, поэтому долгое время медведей приписывали Шишкину.
Контекст
До Шишкина модно было писать итальянские и швейцарские пейзажи. «Даже и в тех редких случаях, когда художники брались за изображение русских местностей, русская природа итальянизировалась, подтягивалась под идеал итальянской красоты», — вспоминала Александра Комарова, племянница Шишкина. Иван Иванович был первым, кто с таким упоением писал русскую природу реалистично. Чтобы глядя на его картины, человек говорил: «Там русский дух, там Русью пахнет».
Судьба художника
«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами! Шишкин знал о деревьях все ботанические подробности
Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Петр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».
Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.
После смерти жены, брата и сына Шишкин долгое время пил и не мог работать
Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.
Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок. и все. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.
Приложение 2
- вариант:
Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.
- вариант:
В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз.
Источники:
М.В.Бабкина Методическое пособие «Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А.Быстровой «Русский язык»
http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2013-07/1372637692_01-6.jpg
https://holstshop.by/media/large/ivan-shishkin/3094.jpg
http://jivopis.org/pictures/153.jpg
http://jivopis.org/pictures/155.jpg
http://diletant.media/articles/33832966/
вариант:
Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (ещё, не, сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за, горизонт) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.
Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дремлю сосны ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солнце_____________________________________________________________________________________
чуть золотит верхушки сосен.
Сквозь просветы видны перистые облака _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- вариант:
В чаще леса на поляне у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать наблюдает за ними. Третий (забраться, выше, все) с любопытством смотрит вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему Сочинение-описание по картине И.А. Тихой «Аисты»
Данная презентация разработана для проведения урока русского языка в 9 классе по теме: сочинение- описание по картине И.А. Тихой «Аисты»...
Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация о творчестве Игоря Эммануиловича Грабаря...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"
В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....
Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе
1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...
Презентация "Сочинение-описание по картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине...
Урок по русскому языку: Р/р Сочинение-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Урок развития речи. Учащиеся учатся создавать писеменный текст по заданной теме....