План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;
- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
- формировать умение коллективно составлять план сочинения;
- развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
Коррекционно – развивающая:
- коррекция внимания, памяти, мышления;
- развитие письменной речи;
-эмоциональное развитие учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать любвь к родной природе и интереса к живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_kl_rusyaz_soch_osen1.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока русского языка по развитию речи
в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы.
Учитель: Назарова Е.А.
Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;
- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
- формировать умение коллективно составлять план сочинения;
- развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
Коррекционно – развивающая:
- коррекция внимания, памяти, мышления;
- развитие письменной речи;
-эмоциональное развитие учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать любвь к родной природе и интереса к живописи.
Оборудование:
портрет И.И.Левитана, репродукция картины «Золотая осень», выставка рисунков детей об осени, плакат с эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса...» (А.С.Пушкин), индивидуальные дидактические материалы для учащихся, музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года».
Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес, парк и на берег реки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация класса. Психологический настрой.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине известного русского художника - пейзажиста И.И.Левитана.
3. Работа по теме урока.
А). Словарная работа.
Пейзаж - это изображение природы, следовательно художник -пейзажист - это человек изображающий на своих полотнах родную природу.
Б). Рассказ о художнике и его творчестве.
И.И.Левитан очень любил природу России, он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю красоту, своеобразие русского пейзажа. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождает в нас картины родной природы.
- Какие картины Левитана вы можете назвать?
(показ репродукций картин «Озеро», «Весна - большая вода», «Березовая роща», «Март»).
В). Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень».
Учитель называет репродукцию картины, предлагает внимательно рассмотреть ее под музыку П.И. Чайковского «Времена года».
- Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?
- Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?
Г). Беседа по содержанию картины.
- Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное?
- Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное?
- Послушайте и расскажите, какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу:
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца.
(А.Плещеев)
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье. (А.С.Пушкин)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной, Березы светлою резьбой Блестят в лазури голубой...
(И. Бунин)
- Почему картина названа «Золотая осень»?
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
- Прямо ли течет река или меняет свое направление?
- Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?
- Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?
- Что видно на высоком берегу?
- Почему крестьянские домики такие маленькие?
Д). Вывод - обобщение о замысле художника и путях его воплощения.
- Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой - то срок устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
Е). Речевая подготовка.
- Поберите синонимы к словам:
Художник - живописец, пейзажист.
Создает - пишет.
Картина - полотно, репродукция.
- Назовите какие цвета и оттенки можно употреблять при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, коричневый).
Лучи (какие?) солнечные.
День (какой?) ясный, осенний.
Березки (какие?) молодые, стройные.
- Какой частью речи являются слова, отвечающие на вопросы?
Листва (какая?) золотая. Облака (какие?) легкие. Небо (какое?) бледно-голубое. Рощица (какая?) небольшая. Вода (какая?) темно-синяя, голубая. Домики (какие?) крестьянские. Цвета (какие?) темные, мрачные. Краски (какие?) синяя, голубая, красная, золотая. Воздух (какой?) прохладный, бодрящий, осенний.
- Рассмотрите синтаксические конструкции и используйте их в своём сочинении.
Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые березы сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу.
- Запомни правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
4. Физкультминутка:
Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.
5 . Коллективное составление плана сочинения.
(Учитель его записывает на доске.)
План:
- Какое время года изображено на картине?
- Какое впечатление производит она на вас?
- Что вы видите на переднем плане? Вдали?
- Какие цвета преобладают в пейзаже?
- Что вам особенно нравится в полотне Левитана?
»
6.Устное проговаривание сочинения.
7. Написание первого варианта сочинения.
8. Редактирование текста.
9. Переписывание текста набело.
Приложение №1
Предлагается один из вариантов сочинения, написанного учащимися.
1 уровень.
Сочинение - описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Перед нами репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» Это пейзаж яркого осеннего дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые березки покрыты золотой листвой. Легкие облака плывут по нежно-голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая рощица. Справа изображена речка, убегающая вдаль. Вода в реке темно-синяя, а вдали — голубая.
На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет темных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотая. Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, осенний воздух. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родной природы.
2 уровень.
Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Перед нами репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень». Это пейзаж (какого?) дня. (Какие?) лучи ярко освещают природу. Березки (какие?) покрыты (какой?) листвой. (Какие?) облака плывут по (какому?) небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана (какая?) рощица. Справа изображена речка, убегающая вдаль. Вода в реке (какая?), а вдали (какая?). На заднем плане видны (какие?) домики. Они маленькие. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет (каких?) цветов. Преобладают яркие краски: (какие?). Смотришь на картину и ощущаешь (какой?) воздух. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.
Слова - имена прилагательные:
Лучи—солнечные.
День—ясный, осенний.
Березки—молодые, стройные.
Листва— золотая.
Облака— легкие.
Небо— бледно-голубое.
Рощица—небольшая.
Вода—темно-синяя, голубая.
Домики—крестьянские.
Цвета—темные, мрачные.
Краски— синяя, голубая, красная, золотая.
Воздух— прохладный, бодрящий, осенний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом «Березка»
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....
Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе « Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Интегрированный урок русского языка по развитию речи в 5 классе« Описание картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»....