Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Немшанова Татьяна Сергеевна

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_na_sayt.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

ТЕМА: Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег»

КЛАСС: 7 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для комплексного применения знаний и выработки умения писать собственный текст в форме дневниковых записей на основе произведения живописи.

ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

Обучающие:

  • сформировать понятие «дневниковые записи»; способствовать формированию умения вести дневниковые записи;
  • познакомить со структурой сочинения в форме дневниковых записей;
  • познакомить с репродукцией картины И. А. Попова «Первый снег».

Развивающие:

  • продолжить развивать творческие способности, логическое и образное мышление учащихся;
  • способствовать совершенствованию умения создавать собственный текст;
  • продолжить развивать навыки связной письменной речи на основе анализа произведения живописи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • учить видеть необыкновенное в обыденном;
  • способствовать воспитанию чувства ответственности за результат своего труда.

ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний и умений: урок развития речи.

МЕТОДЫ: частично-поисковый.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная и индивидуальная

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. репродукции картин И. А. Попова «Первый снег», В. Д. Поленова «Ранний снег», И. И. Шишкина «Первый снег», «Зима»;
  4. фрагмент произведения П. И. Чайковского «Временя года. Декабрь»;
  5. аудиозапись «Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина»;
  6. учебник: Русский язык. 7 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.  

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент – 1 мин.

Целеполагание – 2 мин.

Актуализация знаний – 2 мин.

Закрепление учебного материала и применение знаний и умений – 30 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Рефлексия – 4 мин.

Продолжительность урока 40 минут.

        

        

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1

Организационный момент

  1. Приветствие учащихся.
  2. Проверка готовности к уроку.

  1. Приветствие учителя.
  2. Настрой на учебную деятельность.

2

Целеполагание

  1. Объявление темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке развития речи нам предстоит рассмотреть картину И. А. Попова “Первый снег” и подготовить материал для сочинения в форме дневниковых записей. Открываем тетради и записываем тему урока: «Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег».

  1. Постановка целей и задач совместно с учащимися.

- Как вы думаете, что сегодня нам предстоит узнать и сделать?

- Да. Сегодня мы познакомимся с понятием «дневниковая запись» и структурой такого текста. Мы будем учиться писать собственный текст в форме дневниковой записи на основе репродукции картины.

  1. Оформление темы урока.

  1. Примерные ответы учащихся:

- Узнать, что такое «дневниковая запись».

- Познакомиться с репродукцией картины.

- Учиться вести дневниковые записи.

- Развивать письменную речь.

3

Актуализация знаний

Беседа:

- Давайте вспомним структуру текста сочинения. Сколько частей? Как они называются?

- Каков объем основной части сочинения?

Примерные ответы учащихся:

- Сочинение состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

- Основная часть занимает две трети от общего объема сочинения.

4

Закрепление учебного материала и применение знаний и умений

  1. Рассмотрение репродукций картин художников-пейзажистов.

- Посмотрите на проектор. На экране портрет художника И. А. Попова и репродукция его картины «Первый снег».

  • Показ слайдов с портретом художника и репродукцией его картины (слайды 1-2).

- Как вы уже могли заметить, речь пойдет о природе. Природа издавна считается неистощимым источником красоты и богатства, который привлекает людей. Природу воспевали многие поэты и писатели, художники и композиторы. Давайте посмотрим на картины великих русских пейзажистов.

  • Рассмотрение картины И. И. Шишкина «Первый снег», «Зима», В. Д. Поленова «Ранний снег» (слайд 3-4).

Беседа:

- Что общего в этих картинах?

- Подумаем, чем эти картины отличаются от картины И. А. Попова «Первый снег»?

- Как вы думаете, с какой целью И. Попов изображает людей?

- Какие чувства вызывает у вас картина?

- Какие эмоции и настроение вызывает первый снег у героинь картины?

- Каким образом выражают свои чувства дети?

- Художник акцентирует внимание на то, что первый снег – это поистине чудо природы, земная красота, которой искренне рады люди.  

  1. Беседа по картине И. А. Попова «Первый снег» (слайд 5).

- Что изображено на картине?

- Кто является героями картины?

- Посмотрим, как реагируют на происходящие герои картины?

- Почему щенок замер?

- О чем говорят следы, ведущие к девочкам?

- И девочки, и мальчик в будке, и человек у окна – все рады первому снегу, настоящему празднику. Что мы можем сказать о цветовом оформлении картины? Какие цвета преобладают?

- Интересный прием художника. Картина построена на ярком контрасте радостного настроения и тусклых, холодных тонов.

  1. Прослушивание фрагмента произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» (слайд 5).

- Какие картины возникают в вашем воображении под эту музыку?

- Сопоставимы ли музыка П. И. Чайковского и картина И. А. Попова?

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (слайд 5).

- Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

- Мы увидели изображение зимы, ее восприятие и влияние на человека в разных видах искусства. Такое изображение природы называется пейзажной зарисовкой.

5) Работа с учебником.

- Обратимся к 211 упражнению и прочитаем задание.

Беседа:  

- Выясним, каково лексическое значение слова «дневник».

- Обратимся к словарной статье из Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой (слайд 6).

- В каком значении мы будем использовать слово в нашем случае?

- Вы когда-нибудь вели дневник? Что вы записывали в него?

- Для кого пишут дневник?

- Итак, представьте, проснувшись сегодня рано утром и подойдя к окну, вы были восхищены увиденными, обрадовались первому снегу! Вам просто необходимо поделиться своей радостью. С кем? К сожалению, дома уже никого нет, и тогда вы берете дневник… Как выразить свое восхищение? В этом нам помогут средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

6) Составление таблицы.

- Давайте составим таблицу, в которой опишем все элементы, которые будут нужны нам при написании сочинения (слайд 7).

Беседа и одновременное заполнение таблицу:

- Каким может быть первый снег?

- Какое небо на картине?

- Где происходит действие? Что вы можете сказать о тротуарах, домах?

- Знакомы ли герои картины автору? Что можем сказать об их действиях?

- Опишем деревья.

- Что скажете о собаке?

7) Составление плана сочинения.

- Нам с вами осталось составить план к вашему сочинению. Давайте обговорим пункты плана.

Беседа:

- На картине город еще только просыпается. А что будет через час? Днем? Вечером? Попытайтесь пофантазировать. Сколько частей может быть в сочинении?

- О чем напишете в первой части?

- О чем будете писать потом?

- Какой тип изложения выберете?

- Предлагаю составить план индивидуально.

  1. Рассматривают репродукции картин художников-пейзажистов.

  • Просмотр слайдов с портретом И. А. Попова и репродукций его картины «Первый снег».

  • Рассматривают картины И. И. Шишкина, В. Д. Поленова.

Примерные ответы:

- На картинах И. Шишкина, В. Поленова изображена природа в зимний день.

- Картины И. Шишкина, В. Поленова – пейзажи, а на картине И. Попова присутствуют еще и люди.

- Для того чтобы сделать картину эмоциональнее: передать те эмоции и чувства, которые возбуждает в человеке первый снег.

- Картина вызывает чувства радости, веселья, восторга, торжества, празднества.

- Девочки тоже испытывают чувство радости, и это видно по их поведению.

- Девочки бегают по выпавшему снегу, кружатся, смеются, веселятся, прыгают, ловят снежинки.

  1. Предполагаемые ответы:

- Городская улица, тротуары, дома, деревья.

- Девочки, которые кружатся, мальчик в телефонной будке, мальчик, который выглядывает из окна, собака.

- Все герои искренне радуются первому снегу, как настоящему празднику.

- Возможно, это первый в жизни щенка снег, и он не знает, как реагировать на происходящее.

- Следы говорят о том, что девочки стали первыми, кто появился на этой заснеженной улице. Следы ведут из разных домов, поэтому, вероятно, это три подружки, которые выбежали, чтобы встретить первый снег.

- Картина выполнена в мрачных, холодных, тусклых тонах. В основном это белый, серый и желтый цвета.

  1. Слушают фрагмент произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

- Музыка вальсовая, поэтому можно представить, как хороводы снежинок кружатся под эту приятную музыку над городом.

- Да.

  1. Слушают аудиозапись отрывка из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

- Автор восхищается зимним пейзажем. Он, как и природу, ждет наступления зимы.

  1. Работают с учебником.
  • Чтение задания вслух учеником.

Предполагаемые ответы:

- Главный документ школьника. Дневник – это личные записи.

  • Чтение вслух словарной статьи учеником.

- В значении личных записей, которые ведутся изо дня в день.

- Вели. В дневник записывают обычно свои эмоции и ощущения от прожитого дня, от произошедших событий.

- Для себя.

  1. Составляют таблицу.
  • Чертят таблицу.

Предполагаемые ответы:

- Пушистым, белым, белоснежным, мягким, легким, крупным, голубоватым, покрытым следами; снежинки, хлопья снега.

- Серое, хмурое, мрачное, пасмурное, низкое, затянутое снеговыми облаками.

- Это старый городской дворик. Широкие тротуары занесены глубоким снегом, усеяны следами, усыпаны опавшими листьями. Крыши домов покрыты снегом, снег лежит на подоконниках, на оконных рамах.

- Скорее всего, герои картины знакомы автору. Это три девочки-соседки, которые радуются первому снегу, прыгают, скачут, кружатся, смеются, ловят снежинки, мальчик в телефонной будке, который с восхищением сообщает своему собеседнику о чудесном зимнем дне, мальчик, который наблюдает из окна за происходящим.

- Старые, ветвистые, с не облетевшими листьями, ветви в снегу.

- Скорее всего, это щенок. Он стоит как вкопанный, не делая ни единого движения. Замерзший, неподвижный.

  1. Составляют план сочинения.

Предполагаемые ответы:

- В сочинении может быть три части: городской дворик утром, описание заснеженного дворика и улица вечером.

- Напишем о том, какую картину из окна утром наблюдали мы.

- Потом опишем происходящее на улице: погоду, девочек, собаку, мальчиков.

- Описание.

  • Составляют план и записывают его в тетрадь.

5

Домашнее задание

Написать черновик сочинения в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег».

Записывают домашнее задание в дневник.

6

Рефлексия

- Мы сегодня замечательно поработали. Все ли мы выполнили, что было задумано нами?

- Понятна ли вам структура сочинения в форме дневниковых записей?

- Какие особенности текста в форме дневниковой записи вы можете назвать?

Анализ ответов учащихся

Ответы учащихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горашова, Н. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс / Н. Г. Горашова. 3-е изд. – М.: Экзамен, 2009. – 413 с.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2008. – 736 с.
  3. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
  4. ТПВХ.РУ. Товарищество передвижных художественных выставок [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.artvedia.ru/ (дата обращения 16.12.2014).
  5. Бурнос, Н. В. Урок развития речи по картине И. А. Попова «Первый снег» (дневниковая запись), по учебнику Баранова Т. М., Ладыженской Т. А. [Электронный ресурс] / Н. В. Бурнос // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: URL:http://www.festival.1september.ru/articles/504201/ (дата обращения: 16.12.2014).
  6. Невская, Т. П. Разработка урока развития речи в 7 классе «Сочинение-дневниковая запись по картине И. Попова «Первый снег» [Электронный ресурс] / Т. П. Невская // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: URL:http://www.nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/06/razrabotka-uroka-razvitiya-rechi-v-7-klasse-sochinenie (дата обращения: 16.12.2014).
  7. Классическая музыка. П. И. Чайковский [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/ (дата обращения: 16.12.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...

Урок русского языка в 6 классе. Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень".

Методическая разработка урока составлена в соответствии с Программой по русскому языку. Особое внимание уделяется выразительно-оценочной стороне речи. С помощью грамматических и лексических значений м...

Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...