Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_na_sayt.docx | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка
ТЕМА: Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег»
КЛАСС: 7
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для комплексного применения знаний и выработки умения писать собственный текст в форме дневниковых записей на основе произведения живописи.
ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Обучающие:
- сформировать понятие «дневниковые записи»; способствовать формированию умения вести дневниковые записи;
- познакомить со структурой сочинения в форме дневниковых записей;
- познакомить с репродукцией картины И. А. Попова «Первый снег».
Развивающие:
- продолжить развивать творческие способности, логическое и образное мышление учащихся;
- способствовать совершенствованию умения создавать собственный текст;
- продолжить развивать навыки связной письменной речи на основе анализа произведения живописи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- учить видеть необыкновенное в обыденном;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за результат своего труда.
ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний и умений: урок развития речи.
МЕТОДЫ: частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная и индивидуальная
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- репродукции картин И. А. Попова «Первый снег», В. Д. Поленова «Ранний снег», И. И. Шишкина «Первый снег», «Зима»;
- фрагмент произведения П. И. Чайковского «Временя года. Декабрь»;
- аудиозапись «Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина»;
- учебник: Русский язык. 7 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент – 1 мин.
Целеполагание – 2 мин.
Актуализация знаний – 2 мин.
Закрепление учебного материала и применение знаний и умений – 30 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия – 4 мин.
Продолжительность урока 40 минут.
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | |
1 | Организационный момент |
|
|
2 | Целеполагание |
- Ребята, сегодня на уроке развития речи нам предстоит рассмотреть картину И. А. Попова “Первый снег” и подготовить материал для сочинения в форме дневниковых записей. Открываем тетради и записываем тему урока: «Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег».
- Как вы думаете, что сегодня нам предстоит узнать и сделать? - Да. Сегодня мы познакомимся с понятием «дневниковая запись» и структурой такого текста. Мы будем учиться писать собственный текст в форме дневниковой записи на основе репродукции картины. |
- Узнать, что такое «дневниковая запись». - Познакомиться с репродукцией картины. - Учиться вести дневниковые записи. - Развивать письменную речь. |
3 | Актуализация знаний | Беседа: - Давайте вспомним структуру текста сочинения. Сколько частей? Как они называются? - Каков объем основной части сочинения? | Примерные ответы учащихся: - Сочинение состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. - Основная часть занимает две трети от общего объема сочинения. |
4 | Закрепление учебного материала и применение знаний и умений |
- Посмотрите на проектор. На экране портрет художника И. А. Попова и репродукция его картины «Первый снег».
- Как вы уже могли заметить, речь пойдет о природе. Природа издавна считается неистощимым источником красоты и богатства, который привлекает людей. Природу воспевали многие поэты и писатели, художники и композиторы. Давайте посмотрим на картины великих русских пейзажистов.
Беседа: - Что общего в этих картинах? - Подумаем, чем эти картины отличаются от картины И. А. Попова «Первый снег»? - Как вы думаете, с какой целью И. Попов изображает людей? - Какие чувства вызывает у вас картина? - Какие эмоции и настроение вызывает первый снег у героинь картины? - Каким образом выражают свои чувства дети? - Художник акцентирует внимание на то, что первый снег – это поистине чудо природы, земная красота, которой искренне рады люди.
- Что изображено на картине? - Кто является героями картины? - Посмотрим, как реагируют на происходящие герои картины? - Почему щенок замер? - О чем говорят следы, ведущие к девочкам? - И девочки, и мальчик в будке, и человек у окна – все рады первому снегу, настоящему празднику. Что мы можем сказать о цветовом оформлении картины? Какие цвета преобладают? - Интересный прием художника. Картина построена на ярком контрасте радостного настроения и тусклых, холодных тонов.
- Какие картины возникают в вашем воображении под эту музыку? - Сопоставимы ли музыка П. И. Чайковского и картина И. А. Попова? 4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (слайд 5). - Каково отношение поэта к зимнему пейзажу? - Мы увидели изображение зимы, ее восприятие и влияние на человека в разных видах искусства. Такое изображение природы называется пейзажной зарисовкой. 5) Работа с учебником. - Обратимся к 211 упражнению и прочитаем задание. Беседа: - Выясним, каково лексическое значение слова «дневник». - Обратимся к словарной статье из Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой (слайд 6). - В каком значении мы будем использовать слово в нашем случае? - Вы когда-нибудь вели дневник? Что вы записывали в него? - Для кого пишут дневник? - Итак, представьте, проснувшись сегодня рано утром и подойдя к окну, вы были восхищены увиденными, обрадовались первому снегу! Вам просто необходимо поделиться своей радостью. С кем? К сожалению, дома уже никого нет, и тогда вы берете дневник… Как выразить свое восхищение? В этом нам помогут средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. 6) Составление таблицы. - Давайте составим таблицу, в которой опишем все элементы, которые будут нужны нам при написании сочинения (слайд 7). Беседа и одновременное заполнение таблицу: - Каким может быть первый снег? - Какое небо на картине? - Где происходит действие? Что вы можете сказать о тротуарах, домах? - Знакомы ли герои картины автору? Что можем сказать об их действиях? - Опишем деревья. - Что скажете о собаке? 7) Составление плана сочинения. - Нам с вами осталось составить план к вашему сочинению. Давайте обговорим пункты плана. Беседа: - На картине город еще только просыпается. А что будет через час? Днем? Вечером? Попытайтесь пофантазировать. Сколько частей может быть в сочинении? - О чем напишете в первой части? - О чем будете писать потом? - Какой тип изложения выберете? - Предлагаю составить план индивидуально. |
Примерные ответы: - На картинах И. Шишкина, В. Поленова изображена природа в зимний день. - Картины И. Шишкина, В. Поленова – пейзажи, а на картине И. Попова присутствуют еще и люди. - Для того чтобы сделать картину эмоциональнее: передать те эмоции и чувства, которые возбуждает в человеке первый снег. - Картина вызывает чувства радости, веселья, восторга, торжества, празднества. - Девочки тоже испытывают чувство радости, и это видно по их поведению. - Девочки бегают по выпавшему снегу, кружатся, смеются, веселятся, прыгают, ловят снежинки.
- Городская улица, тротуары, дома, деревья. - Девочки, которые кружатся, мальчик в телефонной будке, мальчик, который выглядывает из окна, собака. - Все герои искренне радуются первому снегу, как настоящему празднику. - Возможно, это первый в жизни щенка снег, и он не знает, как реагировать на происходящее. - Следы говорят о том, что девочки стали первыми, кто появился на этой заснеженной улице. Следы ведут из разных домов, поэтому, вероятно, это три подружки, которые выбежали, чтобы встретить первый снег. - Картина выполнена в мрачных, холодных, тусклых тонах. В основном это белый, серый и желтый цвета.
- Музыка вальсовая, поэтому можно представить, как хороводы снежинок кружатся под эту приятную музыку над городом. - Да.
- Автор восхищается зимним пейзажем. Он, как и природу, ждет наступления зимы.
Предполагаемые ответы: - Главный документ школьника. Дневник – это личные записи.
- В значении личных записей, которые ведутся изо дня в день. - Вели. В дневник записывают обычно свои эмоции и ощущения от прожитого дня, от произошедших событий. - Для себя.
Предполагаемые ответы: - Пушистым, белым, белоснежным, мягким, легким, крупным, голубоватым, покрытым следами; снежинки, хлопья снега. - Серое, хмурое, мрачное, пасмурное, низкое, затянутое снеговыми облаками. - Это старый городской дворик. Широкие тротуары занесены глубоким снегом, усеяны следами, усыпаны опавшими листьями. Крыши домов покрыты снегом, снег лежит на подоконниках, на оконных рамах. - Скорее всего, герои картины знакомы автору. Это три девочки-соседки, которые радуются первому снегу, прыгают, скачут, кружатся, смеются, ловят снежинки, мальчик в телефонной будке, который с восхищением сообщает своему собеседнику о чудесном зимнем дне, мальчик, который наблюдает из окна за происходящим. - Старые, ветвистые, с не облетевшими листьями, ветви в снегу. - Скорее всего, это щенок. Он стоит как вкопанный, не делая ни единого движения. Замерзший, неподвижный.
Предполагаемые ответы: - В сочинении может быть три части: городской дворик утром, описание заснеженного дворика и улица вечером. - Напишем о том, какую картину из окна утром наблюдали мы. - Потом опишем происходящее на улице: погоду, девочек, собаку, мальчиков. - Описание.
|
5 | Домашнее задание | Написать черновик сочинения в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег». | Записывают домашнее задание в дневник. |
6 | Рефлексия | - Мы сегодня замечательно поработали. Все ли мы выполнили, что было задумано нами? - Понятна ли вам структура сочинения в форме дневниковых записей? - Какие особенности текста в форме дневниковой записи вы можете назвать? Анализ ответов учащихся | Ответы учащихся. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Горашова, Н. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс / Н. Г. Горашова. 3-е изд. – М.: Экзамен, 2009. – 413 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Оникс, 2008. – 736 с.
- Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
- ТПВХ.РУ. Товарищество передвижных художественных выставок [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.artvedia.ru/ (дата обращения 16.12.2014).
- Бурнос, Н. В. Урок развития речи по картине И. А. Попова «Первый снег» (дневниковая запись), по учебнику Баранова Т. М., Ладыженской Т. А. [Электронный ресурс] / Н. В. Бурнос // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: URL:http://www.festival.1september.ru/articles/504201/ (дата обращения: 16.12.2014).
- Невская, Т. П. Разработка урока развития речи в 7 классе «Сочинение-дневниковая запись по картине И. Попова «Первый снег» [Электронный ресурс] / Т. П. Невская // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: URL:http://www.nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/06/razrabotka-uroka-razvitiya-rechi-v-7-klasse-sochinenie (дата обращения: 16.12.2014).
- Классическая музыка. П. И. Чайковский [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/ (дата обращения: 16.12.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Сочинение по картине Г.Г.Нисского "Февраль. Подмосковье"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"
План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...
Урок русского языка в 6 классе. Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень".
Методическая разработка урока составлена в соответствии с Программой по русскому языку. Особое внимание уделяется выразительно-оценочной стороне речи. С помощью грамматических и лексических значений м...
план-конспект урока русского языка с использованием ИКТ "Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина "Парк в Павловске"
подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Парк в Павловске"...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи в 5 классе...
Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)
Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...