Методическая разработка урока по письму и развитии речи в 4 классе
методическая разработка по русскому языку

Денисова Лидия Петровна
«Правописание парных согласных на конце и в середине слова» в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_pravopisanie_parnyh_soglasnyh_na_kontse.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по письму и развитии речи

по теме:

«Правописание парных согласных

на конце и в середине слова»

        

                                                                Подготовила: Денисова Л.П.

                                                                учитель 4 класса

1 категории

г. Стрежевой

Тема урока: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными

                   на  конце и в середине слова»      4 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная.

Средства обучения:

компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной  работы, сигнальные карточки. 

Цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова ».

Задачи урока:

Коррекционно-образовательные:  

   Закрепить знания   учащихся в правописании   слов с парными звонкими и                 глухими согласными на конце и в середине слова.

 Закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

Коррекционно-развивающие:

Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, интеллектуальную и познавательную  активность;  

Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление,

 Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету, к ценностным ориентирам, правила пользования столовыми приборами.          

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь.

 Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И с хорошим настроением начнем  наш урок.

  -Какой у нас сейчас  урок?   (Письмо и развитие речи)

 - Чему мы учимся на  уроке письма?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

- Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики.

2. Физ. Минутка для мелкой моторики-  

    Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка

Это пальчик я, Вместе дружная семья!

Запись числа .

- Откройте тетради, запишите число 

3.  Актуализация знаний.

 а). Минутка чистописания.            На доске: б п в ф г к о д т ж ш з с

- Что записано на доске? (Буквы) 

- Какая буква лишняя и почему? (о  – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные) что значит парные?( пара)

Сколько пар у парных согласны?- посчитайте

- Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.

 ( Проверка.  ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ )

б). Какая буква лишняя – О

Назовите словарные  слова  на букву О ( огород, огурец, обед)  запишите словарные слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.  

Какие гласные называют ударными, безударными.

Назовите  те слова в которых еще спряталась орфограмма?( огород, обед) парная согласная на конце слова.

-Как вы считаете, что необходимо знать при написании этих слов? (Знать  парные согласные буквы.  Знать правило проверки  слов с парными согласными  на конце и в середине слова.)

4. Обобщение и систематизация знаний. 

Сегодня на уроке мы с вами  продолжим работать  по  теме “Правописание парных согласных  на конце и в середине слова ”

Слайд 2. Игра « Четвертый лишний»

А сейчас мы с вами поиграем в игру  «Четвертый лишний»

- Назовите предметы. ( молоко, хлеб, сыр, мороженое ) молочные продукты

Какой предмет будет лишним? ( хлеб)  мучной продукт.

Хлеб может быть каким по своим качествам? ( свежим, черствым, мягким, белым, черным , серым)

-Ребята, как надо относится к хлебу?

-Давайте составим предложение со словом хлеб (В магазин привезли свежий хлеб)

Какую  орфограмму  в слове  хлеб – надо проверить (хлеба)

 

- Назовите  предметы. ( Сковорода, ложка, стакан, тарелка) кухонная посуда 

Какой предмет здесь лишний? Ложка- столовый прибор 

- Ребята по размеру ложка может быть какая? ( большая, маленькая- показать ).

-А  это ложка как называется? ( десертная – этой ложкой кушают - торты, мороженое) - Как вы думаете  из какого материала могут быть сделаны ложки? ( железные, деревянные,  алюминиевые, серебряные, пластиковые) 

Где вы видели  деревянные ложки? ( на уроке – музыки)

-Давайте устно составим предложение со словом –ложка.( На уроках музыки мы играли на деревянных ложках)

- Какая орфограмма встречается в этом  слове? (Парные согласные на конце и в середине  слова.)

- Запишите эти слова на доске и в тетрадях  вместе с проверочными словами. Как мы можем проверить правильно ли мы, подобрали проверочное слово.

  Способы проверки.

Есть несколько способов подбора проверочных слов.

А)Называем много предметов.

Один                       много

лес                                леса

Б) Называем ласково  предмет

лес   -    лесок

В) Не соглашаемся, говорим нет.

Лес   -     нет леса

 Слайд 3.

      В каких случаях проверка сделана верно?    

        Сторож – сторожка

        Столб - столбы

        Сладкий – сладость

        Дуб – дубки

5.  Физминутка.

  Слад .      -  Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы приседаете, а если начинается на звонкий согласный -прыгаете

Зайка, сойка, трава, дрова,        

Жить, шить, тень, пень,

Дверь, зверь, пеньки, деньки.           Молодцы.

6. Работа с учебником.

-Откройте учебники на странице 59, найдите упражнение 18.

Прочтите задания к упражнению.

Что нужно сделать, при выполнении этого упражнения

Повторите правило

Парные согласные – самые опасные.

 Слово смело изменяй

           Рядом гласный подставляй.                          На доске алгоритм 

Выполните самостоятельно упражнение.

Витя, Андрей  – выполняют 3  предложения, а остальные полностью выполняют.

Проверка цепочкой.

Алгоритм :

1.Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву

Слайд . 

8. Физкультминутка.      ( Для глаз  и снятия статического напряжения)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Взглядом следить за движением солнышка на слайде.

Слайд   .

 Самостоятельная работа.     

Ребята посмотрите на следующее задание.

- Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова    Одно разобрать, а остальное – самостоятельно

Река широкая, а ручей…узкий……… (      узенький     ).

Камень  тяжёлый, а пух…легкий……(        легенький    ).

Редька горькая, а груша……сладкая…(        сладенькая   ).

- Как называются слова с противоположным значением?(антонимы)

Взаимопроверка   передайте тетрадь своему соседу и проверьте его работу. Оценка на поля

Слайд   . 

На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

      - У кого допущены ошибки? (исправьте- Коррекция).

9. Подведение итога урока.

Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? 
(Проверять)
– Кто назовёт способы проверки? 
– Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.

10. Рефлексия с помощью смайликов.

       Слайд .

- Выберите и поднимите  смайлик с   соответствующим настроением.

  • На сегодняшнем  уроке мне всё понятно. ( с улыбкой)
  • Мне ещё надо поупражняться.  (  без улыбки)

Оценки!!!

Список используемых источников:

     1.  Аксёнова.А.К., Галунчикова  Н.Г. Русский язык.4 класс, учебник для спец.(коррекц) образоват.учреждений VIII вида, 7 –е издание, Просвещение.2013г.

2Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.

3.Додух Н.В. Письмо. Развитие речи 1-4 классы Конспекты занятий, дифференцированные задания. Волгоград. Учитель 2011г.- с, 85, с.86.

4.Зубарева Л.В.Коррекция письма на уроках 1-2 классы. Практические и тренировочные задания и упражнения. Волгоград.Учитель.2005-с.11.

                       Интернет-ресурсы:

1.  http://pedsovet.su/load/321-6-2

2. http://festival.1september.ru/articles/506363/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи (3 класс)

Тема: "Правописание слов со слогами жи-ши"...

открытый урок по письму и развитию речи 4 класс

Это разработка урока по письму и развитию речи для коррекционной школы 8 вида. Тема. Ударные и безударные гласные....

Разработка урока по письму и развитию речи для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное" и включает в себя разнообразные задания, способствующие актуализации полученных знаний и их закреплению; предлагаются различн...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...