Разработка урока по письму и развитию речи для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тушина Алёна Алексеевна

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное" и включает в себя разнообразные задания, способствующие актуализации полученных знаний и их закреплению; предлагаются различные задания для индивидуальной, парной и групповой работы, что способствует системному повторению изученного материала. В целом урок развивает интереса к предмету, в том числе благодаря использованию сведений из народного календаря: обращение к "Науму-грамотнику", символические образы "кнута" и "пряника" делают урок оригинальным и запоминающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtorenie_imya_sushchestvitelnoe_6_klass.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Повторение по теме «Имя существительное»

Класс: 6

1. Тип урока (по основной дидактической цели)

комбинированный, повторение материала по теме «Имя существительное»

 (по основному способу проведения)

- сочетание различных форм занятий

(по основным этапам учебного процесса)

- соотнесение личного опыта и теоретических знаний, отработка практического навыка работы с существительным

Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, игровая технология, создание проблемной ситуации

2. Цели и задачи урока:

- образовательные:

- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение;

- знать категорию числа;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное.

- коррекционные: развитие памяти учащихся,

                               развитие внимательности,

                               коррекция мелкой моторики

- развивающие:

- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие познавательной активности учащихся, умения реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях;

- развитие воображения;

- развитие устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос); развитие речи, внимания, памяти, наблюдательности;

- создание условий для развития навыков самостоятельной работы;

- создание условий для развития внимания;

- воспитательные: воспитание нравственных качеств, индивидуальной и коллективной ответственности за результат работы, формирование у учащихся умения соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинить свои эмоции решению конкретной задачи, привитие интереса к изучению русского языка.

По окончании урока учащиеся должны

- знать: часть речи Имя существительное

- уметь: определять грамматические категории имени существительного

Словарная работа: словарный диктант «Вставь пропущенную букву!» с взаимопроверкой

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, программа «Имя существительное», Рабочая тетрадь «Имя существительное», «Волшебный сундук», плакаты «Имя существительное», карточки для парной работы, карточки для индивидуальной работы, прутики, закладки для книг.


Ход урока

  1. Орг.момент. Эмоциональный настрой. Отчет дежурного.

Приветствие учителя и учеников

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

  1. Словарная работа: «Вставь пропущенную букву» - 1 человек у доски, все остальные – на карточках (слайд 2) с взаимопроверкой (слайд 3).

     3. Физминутка («Как живешь?»)

4.Актуализация опорных знаний.

- 14 декабря – в народном календаре день Наума-грамотника (слайд 4)

Картина Б.Кустодиева "Школа в Московской Руси".

Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» — надоумить, научить. Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.

- «Волшебный сундук» (прутики по количеству учеников)

Мне хочется подарить вам каждому по прутику, чтобы вы помнили, что знания вкладываются и кнутом, и пряником. Вручение детям закладок для книг – вот тот «пряник», который поможет вам в овладении знаниями и в чтении любимых книг.

- Работа с предложением.

Запись предложения на доске на тему «Наум-грамотник»:

Наума родители просили помочь детям в учебе.

Разбор предложения. Составление схемы.

Определение частей речи с опорой на схему.

Определение имени существительного.

Определение числа и падежа существительных.

- Распределительный диктант (1 человек работает у доски, все остальные – выполняют задание в парах на карточках): соотнести нарицательные и собственные имена существительные (слайд 5)

В первый столбик  выпишите имена существительные собственные, а во второй столбик - соответствующие им нарицательные:

Енисей, журнал, Россия, поэт, Иван, автомобиль, Москва, город, «Волга», имя, А.С.Пушкин, страна, «Мурзилка», река.

- Фронтальная проверка работы на доске всеми учениками.

- Физминутка «Офтальмотренажер» (слайд 6)

- Парная и фронтальная работа с ребусом (2 человека работают на доске, остальные – на карточках) (слайд 7), в котором спрятаны имена существительные: их нужно найти и записать в тетрадь в два столбика. В левом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? В правом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные), а на вопрос что? (неодушевленные)

хлеволкомскосастолмарскремел                                                                                     

кто?

что?        хлев

волк

хлев

вол

коса        коса

оса

стол

мел

крем

Омск

- Фронтальная проверка работы на доске всеми учениками.

- Фронтальная работа по учебнику. Задание: «Угадай предмет по его частям»

Р.т. с.40 упр.104.

Записать в тетради только три ответа:

Слон – сущ., одуш., нариц., м.р., ед.ч.,

Черепаха – сущ., одуш., нариц, ж.р., ед.ч.,

Рыба – сущ., одуш., нариц., ж.р., ед.ч.

Промежуточный итог урока: Что мы с вами вспомнили об имени существительном?

– определение имени существительного, падежи, одуш./неодуш., собств./нариц., роль в предложении.

5. Закрепление. Применение полученных знаний

Повторение изученного материала

- Определение склонения – работа в программе «Имя существительное»: распределение слов по трем столбикам в зависимости от склонения. (3 ученика попеременно работают на компьютере, остальные – на карточках)

- Цифровой диктант: определите склонение имён существительных (слайд 8)

Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.

В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 2. (слайд 9)

6. Физминутка для рук.

Игра с мячиком «Подбери подходящее существительное»

7. Инд.-коррекционная работа (Никита):

- словарная работа: списать из словаря 10 словарных слов;

- инд. зад. на карточках:

зашумованный текст, работа с ребусом

8. Подведение итогов урока.  Рефлексия. Выставление оценок в дневник 

Выполнили ли мы задачи, которые были поставлены в начале урока? Какие грамматические признаки существительного мы повторили? Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Подведение итогов, подсчет наклеек за работу.

9. Дом.задание: 1 гр. – с.105 упр.171, повторить правила, словарные слова; 2 гр. – с.105 упр.170.        


 Работа по инд.карточкам.

Карточка 1.

- Зашумованный текст. Выписать слова-существительные.

Сикушимрелкаромикусвечкивамкжщшшарыдлопрподаркивхпгхигрушкилор.

Карточка 2.

- Из списка выпиши только существительные одушевленные (отвечают на вопрос кто?).

Арбуз, девочка, елка, парта, ученик, лист, продавец, стена, голубь, дерево.

Карточка 3.

- Выпиши только существительные (опирайся на вопросы КТО? ЧТО?)

Снег, снежок, снежный, снегопад, Снегурочка, снеговик, снежинка.

Работа по инд.карточкам.

Карточка 1.

- Зашумованный текст. Выписать слова-существительные.

Сикушимрелкаромикусвечкивамкжщшшарыдлопрподаркивхпгхигрушкилор.

Карточка 2.

- Из списка выпиши только существительные зеленого цвета.

Арбуз, девочка, елка, парта, ученик, лист, продавец, стена, голубь, дерево.

Карточка 3.

- Выпиши только существительные (опирайся на вопросы КТО? ЧТО?)

Снег, снежок, снежный, снегопад, Снегурочка, снеговик, снежинка.

Работа по инд.карточкам.

Карточка 1.

- Зашумованный текст. Выписать слова-существительные.

Сикушимрелкаромикусвечкивамкжщшшарыдлопрподаркивхпгхигрушкилор.

Карточка 2.

- Из списка выпиши только существительные зеленого цвета.

Арбуз, девочка, елка, парта, ученик, лист, продавец, стена, голубь, дерево.

Карточка 3.

- Выпиши только существительные (опирайся на вопросы КТО? ЧТО?)

Снег, снежок, снежный, снегопад, Снегурочка, снеговик, снежинка.

Работа по инд.карточкам.

Карточка 1.

- Зашумованный текст. Выписать слова-существительные.

Сикушимрелкаромикусвечкивамкжщшшарыдлопрподаркивхпгхигрушкилор.

Карточка 2.

- Из списка выпиши только существительные зеленого цвета.

Арбуз, девочка, елка, парта, ученик, лист, продавец, стена, голубь, дерево.

Карточка 3.

- Выпиши только существительные (опирайся на вопросы КТО? ЧТО?)

Снег, снежок, снежный, снегопад, Снегурочка, снеговик, снежинка.

Карточка

Распределите слова в два столбика.

В первый столбик  выпишите имена существительные собственные, а во второй столбик - соответствующие им нарицательные:

Енисей, журнал, Россия, поэт, Иван, автомобиль, Москва, город, «Волга», имя, А.С.Пушкин, страна, «Мурзилка», река.

Собств. сущ.

Нариц. сущ.

Карточка

Распределите слова в два столбика.

В первый столбик  выпишите имена существительные собственные, а во второй столбик - соответствующие им нарицательные:

Енисей, журнал, Россия, поэт, Иван, автомобиль, Москва, город, «Волга», имя, А.С.Пушкин, страна, «Мурзилка», река.

Собств. сущ.

Нариц. сущ.

Карточка

Распределите слова в два столбика.

В первый столбик  выпишите имена существительные собственные, а во второй столбик - соответствующие им нарицательные:

Енисей, журнал, Россия, поэт, Иван, автомобиль, Москва, город, «Волга», имя, А.С.Пушкин, страна, «Мурзилка», река.

Собств. сущ.

Нариц. сущ.

хлеволкомскосастолмарскремел                                                                                 

кто?

что?        хлев

        коса

хлеволкомскосастолмарскремел                                                                                     

кто?

что?        хлев

        коса

хлеволкомскосастолмарскремел                                                                                     

кто?

что?        хлев

        коса


Вставь пропущенные буквы

Антен…а, б…гатство, выкр…йка, выт…чка, г…рбарий, д…ректор, жен…ина, к…лендарь, к…фир, к…м…унист, к…см…на…т, м…ндарин, м…даль, муж…ина

Вставь пропущенные буквы

Антен…а, б…гатство, выкр…йка, выт…чка, г…рбарий, д…ректор, жен…ина, к…лендарь, к…фир, к…м…унист, к…см…на…т, м…ндарин, м…даль, муж…ина

Вставь пропущенные буквы

Антен…а, б…гатство, выкр…йка, выт…чка, г…рбарий, д…ректор, жен…ина, к…лендарь, к…фир, к…м…унист, к…см…на…т, м…ндарин, м…даль, муж…ина

Вставь пропущенные буквы

Антен…а, б…гатство, выкр…йка, выт…чка, г…рбарий, д…ректор, жен…ина, к…лендарь, к…фир, к…м…унист, к…см…на…т, м…ндарин, м…даль, муж…ина

Вставь пропущенные буквы

Антен…а, б…гатство, выкр…йка, выт…чка, г…рбарий, д…ректор, жен…ина, к…лендарь, к…фир, к…м…унист, к…см…на…т, м…ндарин, м…даль, муж…ина

Вставь пропущенные буквы

Антен…а, б…гатство, выкр…йка, выт…чка, г…рбарий, д…ректор, жен…ина, к…лендарь, к…фир, к…м…унист, к…см…на…т, м…ндарин, м…даль, муж…ина


Луна похожа на лукошко,

На освещенное окошко.

Луна – блестящая монета.

Луна – лимон! Луна – конфета!

А может, это апельсин?

Подсолнух!

Пуговица!

Блин!

Луна похожа на яйцо,

Луна похожа на лицо,

На колобок,

Колечко,

Блюдо!

Луна – волчок!

И просто – ЧУДО!


Самоанализ урока

Тема урока:  Повторение по теме «Имя существительное»

Были поставлены задачи урока:

 - образовательные:

- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение;

- знать категорию числа;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное.

- коррекционные: развитие памяти учащихся,

                               развитие внимательности,

                               коррекция мелкой моторики

- развивающие:

- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие познавательной активности учащихся, умения реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях;

- развитие воображения;

- развитие устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос); развитие речи, внимания, памяти, наблюдательности;

- создание условий для развития навыков самостоятельной работы;

- создание условий для развития внимания;

- воспитательные: воспитание нравственных качеств, индивидуальной и коллективной ответственности за результат работы, формирование у учащихся умения соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинить свои эмоции решению конкретной задачи, привитие интереса к изучению русского языка.

    В уроке прослеживалось стремление к комфортности образовательной среды: помимо работы с учебником, использовались возможности мультимедийной презентации, отдельных ее фрагментов на разных этапах урока с учетом здоровьесбережения, что способствовало наилучшему восприятию учащихся.

    Применялось методическое обеспечение: индивидуальные таблицы-опоры по теме «Имя существительное», карточки для индивидуальной, парной работы, которые были адекватны возможностям учащихся.

    Урок способствовал формированию ключевых компетенций:  в области русского языка – понимания грамматических особенностей существительного как части речи, распознавание его среди других частей речи по особым признакам (вопросы, значение).

    Для актуализации опыта учащихся  на уроке были созданы оптимальные условия. Разноуровневые дифференцированные задания по теме позволяли задействовать на уроке каждого ученика, а использование карточек-опор помогало  лучшему восприятию материала.

    Интересна работа по карточкам-опорам с ключевыми понятиями, что способствовало коррекции мыслительной деятельности учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.

    Прослеживалась непосредственная связь с предыдущими уроками русского языка, а также межпредметные связи с уроками истории.

    Должное внимание было уделено здоровьесберегающим технологиям: на уроке проводились физминутка, физминутка для глаз, для рук.

    На уроке применялись педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, игровая технология, создание проблемной ситуации, проектная технология. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению цели урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

    Благодаря  высокой плотности, разнообразию видов деятельности, логической связи и завершенности, целесообразности каждого этапа работы, несущего воспитательное воздействие, урок получился методически грамотным и психологически комфортным.


Отзыв

об уроке русского языка

по теме: Повторение по теме «Имя существительное»

Класс: 6

Учитель: Тушина Алена Алексеевна – учитель русского языка,

                ГБОУ школа-интернат VIII вида ст. Полтавской

   По своему типу урок повторения пройденного материала.

   Цели, поставленные перед учащимися, были открыты для них, конкретны и побудительны.

   В уроке прослеживается стремление к комфортности образовательной среды: помимо работы с учебником, использовались возможности мультимедийной презентации и отдельные ее фрагменты, что способствовало наилучшему восприятию учащихся.

    Применялось методическое обеспечение: индивидуальные таблицы-опоры по теме «Имя существительное», карточки для индивидуальной, парной работы, которые были адекватны возможностям учащихся.

    Урок способствовал формированию ключевых компетенций:  в области русского языка – понимания особенностей существительного как части речи, распознавание его среди других частей речи по особым признакам (вопросы, значение).

    Для актуализации опыта учащихся  на уроке были созданы оптимальные условия. Разноуровневые дифференцированные задания по теме позволяли задействовать на уроке каждого ученика, а использование карточек-опор помогало  лучшему восприятию материала.

    Работа по карточкам-опорам с ключевыми понятиями способствовала коррекции мыслительной деятельности учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.

    Прослеживалась непосредственная связь с предыдущими уроками русского языка, а также межпредметные связи с уроками истории.

    Должное внимание было уделено здоровьесберегающим технологиям: на уроке проводились физминутка, физминутка для рук, для глаз.

    На уроке применялись педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, игровая технология, создание проблемной ситуации. Отобранное тематическое содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению цели урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

    Благодаря  высокой плотности, разнообразию видов деятельности, логической связи и завершенности, целесообразности каждого этапа работы, несущего воспитательное воздействие, урок получился методически грамотным и психологически комфортным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Презентация к уроку письма и развития речи 7 класс коррекционная школа на тему"Правописание падежных окончаний имён прилагательных"

Презентация помогает повторить учебный материал об имени прилагательном ,подводит к формированию навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных....

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...