Конспект урока по письму и развитию речи 5 класс «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ Кудринская основная школа
Конспект урока
по письму и развитию речи
5 класс
Тема: «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
Учитель: Шмелева О.М.
Кудрино, 2015 год
Тема: «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
Цель:закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных, познакомить с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенных падежах.
Задачи:
Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении падежа, рода и склонения имен существительных.
Развивающие: продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления, расширять кругозор детей.
Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся; воспитание любви к природе, к животным.
Технология: развивающее обучение, ИКТ – технология
Оборудование:
компьютерная презентация
книга В.Берестова «Как найти дорожку»;
индивидуальные карточки с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенном падеже,
карточки- грибочки и карточки-капуста с заданиями;
сигнальные каточки склонение и падежи.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сегодня на уроке продолжаем постигать тайны русского языка, но не только о русском языке мы будем говорить. Работаем дружно, помогаем друг другу, поддерживаем.
У вас на столе лежат смайлики с изображением настроения. Сейчас мы проведём небольшой тест – настрой на урок, который называется «Настроение»
Психологический тест «Настроение».
- У каждого человека бывают разные настроения. Это можно наблюдать.
А) Я показываю смайлик, а вы отгадайте, какое настроение он выражает.
Б) Я называю настроение, а вы показываете смайлик:
- мама не разрешает идти на улицу;
- друг подарил подарок;
-получил в школе пятёрку; тройку; двойку;
-не решается задача;
- я поймал крупную рыбу;
- Настроились– молодцы, а теперь за работу!
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы будем закреплять знания о склонении имён существительных.(слайд 1)
В сказке В.Берестова «Как найти дорожку» ребята пошли в гости к дедушке леснику. Пошли и заблудились. Давайте поможем найти им дорожку.
(слайд 2)
III Словарная работа.
Запись под диктовку словарных слов:
Природа, болото, остров, равнина.
Знакомство с новым словом овраг.
- Что такое овраг? (Объяснения детей)
Чтение определения из книги. (слайд 3)
- Вот и первое препятствие на пути – овраг. Чтобы перейти через него надо перекинуть мостик – предложение, в котором есть это слово. (За оврагом ребята увидели лес.)
Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
IV Закрепление материала
1. Работа с однокоренными словами.
- Куда же мы направляемся вместе с ребятами из сказки?
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)
- Подберите однокоренные слова к слову лес. (Лесник, лесной, лесок, перелесок) (слайд 4)
2. Определение склонения имен существительных.
- Отгадайте, кого они увидели первого.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) (слайд 5)
Видят, над ними белка прыгает с дерева на дерево. Маленькая белочка готовилась к зиме. В дупле она устроила кладовую. Что заготавливает белочка? (Ответы детей)
давайте поможем ей.
- Повторим, как правильно определить, к какому склонению относятся существительные?
У нас есть 3 карточки с алгоритмом определения склонения. Надо разложить их в правильной последовательности. (1 ученик у доски)
Этим алгоритмом мы будем пользоваться при определении склонения.
Задание 1. (Устно) Из загадки выбрать имена существительные и определить склонение.
Задание 2. (Письменно) Упражнение 313
Ребята помогли белочке заготовить грибы и просят её:
- Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той – на берёзку. С берёзки на большой дуб. С верхушки видна крыша. Это и есть сторожка.
- Спасибо, Белка, - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
3. упражнения для глаз (слайд 6)
4. Определение падежа имён существительных.
Ребята пошли дальше и увидели…
Через поле напрямик
Скачет серый воротник. (Заяц) (слайд 7)
- Куда же торопиться заяц? Что ищет? (Ответы детей)
- Давайте поможем зайчику.
Задание 1. Просклонять слово заяц.
Задание 2. Определи падеж имён существительных (На карточках в виде кочанов капусты)
На капусте, под капустой, у капусты, о капусте, по капусте, за капустой, ем капусту, капуста.
Зайчик был очень рад, что он не останется голодным.
V Физкультминутка. (слайд 8)
VI Распределение существительных по склонениям.
- Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом – капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Когда он останется позади, понюхайте и учуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка лесник самовар ставит.
- Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё у кого-нибудь спросить.
Видят – ползёт …
Не то стойло, не то хата,
В ней скотинушка рогата,
Рожки высунуть боится,
Не мычит и не доится,
Не корова, не коза …
Не понятно, где глаза.
Для неё прогулка – пытка!
А зовут её … (улитка) (слайд 8)
Задание. Распредели слова в три столбика (1-е скл., 2-е скл., 3 скл.)
Учитель показывает картинку, дети карточку со склонением и записывают.
Лягушка, ёжик, рысь, медведь, попугай, бабочка, мышь, курица, морковь, петух, тетрадь, рыбка, яблоко, собака.
- Эй, улитка, расскажи,
Эй, улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Рассказывать до-о-о-олго, - вздохнула Улитка. – Лучше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
- Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
VII Ответы на вопросы.
На цветке сидит Пчела. Ребята к ней. (слайд 9)
- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Покажу, - говорит Пчёлка. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они – туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну до свидания. Я уж-ж-жасно тороплюсь … Ж-ж-ж и улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Ребята пошли туда, куда летели пчёлы.
- А мы пока потрудимся, как пчёлки.
Задание. Напишите ответы на вопросы. Данные в скобках слова поставьте в нужном падеже. Определите склонение и падеж этих существительных.
- К кому шли дети? (Дедушка)
- Для кого они сорвали грибы? (Белка)
- У чего отдыхали дети? (Ель)
- За кем пошли дети? (Пчела)
- Что они нашли быстро? (Сторожка)
Ребята пошли туда, куда летели пчёлы и быстро нашли сторожку. Вот была радость. А потом дедушка угостил их чаем с мёдом.
VIII Д/з: Упр.314 (слайд 10)
IX Итог урока. Рефлексия.
- Прошу продолжить предложения (слайд 11)
Я узнала…
Я могу…
Я научилась …
Мне захотелось …
Было интересно …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классе. Закрепление по теме «Склонение имён существительных»
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы коррекционных школ 8 вида ...
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".
Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...
Конспект урока по письму и развитию речи "Имя существительное"
Задачи урока:· обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме;· развивать орфографическую зоркость, ...
Конспект урока по письму и развитию речи 6 класс «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Урок с использованием разноуровневых заданий...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
Конспект урока предназначен для обучающихся 5 класса...
Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированныйЦель:образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число с...