Конспект урока по письму и развитию речи 5 класс «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
план-конспект урока (5 класс) на тему

 Материал представляет собой подробный конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока47.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Кудринская основная школа

Конспект урока

по письму и развитию речи

5 класс

Тема: «Закрепление знаний о склонении имён существительных»

Учитель: Шмелева О.М.

Кудрино, 2015 год

Тема: «Закрепление знаний о склонении имён существительных»

Цель:закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных, познакомить с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенных падежах.

Задачи:

Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении падежа, рода и склонения имен существительных.

Развивающие: продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления, расширять кругозор детей.

Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся;  воспитание любви к природе, к животным.

Технология: развивающее обучение, ИКТ – технология

Оборудование:

компьютерная презентация

книга В.Берестова «Как найти дорожку»;

индивидуальные карточки с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенном падеже,

карточки- грибочки и карточки-капуста с заданиями;

сигнальные каточки склонение и падежи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке продолжаем постигать тайны русского языка, но не только о русском языке мы будем говорить. Работаем дружно, помогаем друг другу, поддерживаем.

У вас на столе лежат смайлики с изображением настроения. Сейчас мы проведём небольшой тест – настрой на урок, который называется «Настроение» 
Психологический тест «Настроение».

У каждого человека бывают разные настроения. Это можно наблюдать.

А) Я показываю смайлик, а вы отгадайте, какое настроение он выражает. 

c:\documents and settings\мама\рабочий стол\смайлик 2.jpg c:\documents and settings\мама\рабочий стол\смайлик 4.jpg c:\documents and settings\мама\рабочий стол\смайлик3.jpg

Б) Я называю настроение, а вы показываете смайлик:

- мама не разрешает идти на улицу;

- друг подарил подарок;

-получил в школе пятёрку; тройку; двойку;

-не решается задача;

- я поймал крупную рыбу;

- Настроились– молодцы, а теперь за работу!

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы будем закреплять знания о склонении имён существительных.(слайд 1)

В сказке В.Берестова «Как найти дорожку» ребята пошли в гости к дедушке леснику. Пошли и заблудились. Давайте поможем найти им дорожку.

 (слайд 2)

III Словарная работа.

Запись под диктовку словарных  слов:

Природа, болото, остров, равнина.

Знакомство с новым словом овраг.

- Что такое овраг? (Объяснения детей)

Чтение определения из книги. (слайд 3)

- Вот и первое препятствие на пути – овраг. Чтобы перейти через него надо перекинуть мостик – предложение, в котором есть это слово. (За оврагом ребята увидели лес.)

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

IV Закрепление материала

1. Работа с однокоренными словами.

- Куда же мы направляемся вместе с ребятами из сказки?

           Весной веселит,

           Летом холодит,

           Осенью питает,

           Зимой согревает.   (Лес)

- Подберите однокоренные слова к слову лес. (Лесник, лесной, лесок, перелесок) (слайд 4)

2. Определение склонения имен существительных.

- Отгадайте, кого они увидели первого.

             Кто по ёлкам ловко скачет

             И взлетает на дубы?

             Кто в дупле орехи прячет,

             Сушит на зиму грибы?   (Белка) (слайд 5)

Видят, над ними белка прыгает с дерева на дерево. Маленькая белочка готовилась к зиме. В дупле она устроила кладовую. Что заготавливает белочка? (Ответы детей)

давайте поможем ей.

- Повторим, как правильно определить, к какому склонению относятся существительные?  

У нас есть 3 карточки с алгоритмом определения склонения. Надо разложить их в правильной последовательности. (1 ученик у доски)

Этим алгоритмом мы будем пользоваться при определении склонения.

Задание 1. (Устно) Из загадки выбрать имена существительные и определить склонение.

Задание 2. (Письменно) Упражнение 313

Ребята помогли белочке заготовить грибы и просят её:

-  Белка, Белка, расскажи,

   Белка, Белка, покажи,

   Как найти дорожку

   К дедушке в сторожку?  

- Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той – на берёзку. С берёзки на большой дуб. С верхушки видна крыша. Это и есть сторожка.

- Спасибо, Белка, - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

3. упражнения для глаз (слайд 6)

4. Определение падежа имён существительных.

Ребята пошли дальше и увидели…

                     Через поле напрямик

                     Скачет серый воротник. (Заяц) (слайд 7)

- Куда же торопиться заяц? Что ищет? (Ответы детей)

- Давайте поможем зайчику.

Задание 1. Просклонять слово заяц.

Задание 2. Определи падеж имён существительных (На карточках в виде кочанов капусты)

На капусте, под капустой, у капусты, о капусте, по капусте, за капустой, ем капусту, капуста.

Зайчик был очень рад, что он не останется голодным.

V Физкультминутка. (слайд 8)

                     

VI  Распределение существительных по склонениям.

-  Зайка, Зайка, расскажи,

   Зайка, Зайка, покажи,

   Как найти дорожку

   К дедушке в сторожку?  

- Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом – капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа или слева. Когда он останется позади, понюхайте и учуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка лесник самовар ставит.

- Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё у кого-нибудь спросить.

Видят – ползёт …

                          Не то стойло, не то хата,

                          В ней скотинушка рогата,

                          Рожки высунуть боится,

                          Не мычит и не доится,

                          Не корова, не коза …

                          Не понятно, где глаза.

                          Для неё прогулка – пытка!

                          А зовут её …  (улитка) (слайд 8)

Задание. Распредели слова в три столбика (1-е скл., 2-е скл., 3 скл.)

Учитель показывает картинку, дети карточку со склонением и записывают.

Лягушка, ёжик, рысь, медведь, попугай, бабочка, мышь, курица, морковь, петух, тетрадь, рыбка, яблоко, собака.

-  Эй, улитка, расскажи,

   Эй, улитка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке в сторожку?  

- Рассказывать до-о-о-олго, - вздохнула Улитка. – Лучше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

- Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

VII Ответы на вопросы.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней. (слайд 9)

- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

   Пчёлка, Пчёлка, покажи,

   Как найти дорожку

   К дедушке в сторожку?  

- Покажу, - говорит Пчёлка. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они – туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну до свидания. Я уж-ж-жасно тороплюсь … Ж-ж-ж и улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Ребята пошли туда, куда летели пчёлы.

- А мы пока потрудимся, как пчёлки.

Задание. Напишите ответы на вопросы. Данные в скобках слова поставьте в нужном падеже. Определите склонение и падеж этих существительных.

  1. К кому шли дети? (Дедушка)
  2. Для кого они сорвали грибы? (Белка)
  3. У чего отдыхали дети? (Ель)
  4. За кем пошли дети? (Пчела)
  5. Что они нашли быстро? (Сторожка)

Ребята пошли туда, куда летели пчёлы и быстро нашли сторожку. Вот была радость. А потом дедушка угостил их чаем с мёдом.

VIII Д/з: Упр.314 (слайд 10)

IX Итог урока. Рефлексия.

- Прошу продолжить предложения (слайд 11)

Я узнала…

Я могу…

Я научилась …

Мне захотелось …

Было интересно …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классе. Закрепление по теме «Склонение имён существительных»

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы коррекционных школ 8 вида ...

Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...

конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Именительный падеж имен существительных 1-го склонения".

Конспект  открытого урока по письму и развитию речи  в 5 классе  коррекционной школы 8 вида  по теме "Именительный падеж существительных первого склонения"...

Конспект урока по письму и развитию речи "Имя существительное"

Задачи урока:·        обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме;·        развивать орфографическую зоркость, ...

Конспект урока по письму и развитию речи "Число имен существительных". 5 класс.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированныйЦель:образовательная - познакомить учащихся с единственным и множественным числом существительных; формирование умения определять, изменять число с...