Конспект урока.Изложение с продолжением.5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
В ходе подготовки к написанию изложения на уроке повторяются основные понятия текста: тема, основная мысль ( идея),заголовок.Текст изложения , который необходимо продолжить ребятам, высказав свою точку зрения, направлен на формирование у них доброго,осознанного отношения к природе и всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе.
Тема: изложение с продолжением (2 часа).
Ход урока
- Организационный момент: запись числа и темы (вида работы) в тетрадь.
- Повторение.
Ребята, как вы думаете, что такое изложение? Варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ.
Важно отметить, что сложность и особенность изложения, во-первых, в том, что это письменный пересказ.
Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе? Варианты ответов: правильно понять текст, правильно определить тему.
- Сразу обратить внимание на определение темы (то, о чем говорится в тексте) и на то, где тема может быть явно, четко отражена (в заглавии).
- Важно понять, что всем этим текстом хотел сказать автор (т.е. зачем он его написал, т.е. попытаться определить идею).
- Стараться не допускать орфографических ошибок (работа со словарем).
- Верно понимать значение слов (работа с толковым словарем).
- Чтение текста изложения.
Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.
- Работа по тексту.
- Словарная работа.
Выявить, какие слова в тексте непонятны. Попросить ребят попытаться объяснить значение этих слов, а затем уточнить лексическое значение по словарю.
Гончие – особая порода охотничьих собак.
Уму-разуму учит – передает жизненный опыт.
Впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.
Экзамен – проверка, испытание.
- Вопросы по тексту.
А. Понравился ли вам текст? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в том заглавии, которое предложили вы?
Б. Какой тип речи вы распознали? Докажите (повествование с элементом рассуждения). Примечание: у ребят обычно не вызывает сложности распознать повествование, а вот с рассуждением иногда возникают трудности, поэтому необходимо обратить внимание на ту часть текста, где есть рассуждение автора (задать дополнительные вопросы).
В. Назовите основные три части текста. Здесь целесообразно пересказать каждую часть текста. (пример ответа: один ребенок называет части текста, распределяет границы в самом тексте изложения, а другие дети (по одному) пересказывают каждую часть).
Г. Почему охотнику стыдно стало убивать зверька? Примечание: важно не позволить ребятам не выйти за границы текста.
Д. Как вы понимаете выражение «экзамен на хитрость сдал»?
Е. Что означает хитрый и умный? Это синонимы? (что такое синонимы?)
Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямым, часто обманным путем к достижению цели.
Умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам.
Ж. Как вы думаете, этот рассказ только о хитром зайце, понимающем охотнике и глупых собаках или еще о чем-то?
З. Чему учит этот рассказ? Какова идея (определить понятие) рассказа?
4. Творческое задание. Как бы ты поступил на моем месте?
- Составление плана (план составляется учащимися, записывается на доску учителем, параллельно записи делают учащиеся в тетрадь)
1.Я отправился на охоту.
2.Гончие выследили зайца.
3.Заяц пропал.
4.«Не выдавай меня!»
5. Охотник пощадил зайца.
6. Как бы ты поступил на моем месте?
- Орфографическая подготовка: случай, случайно, произошел, дорожке, лесной, вырубке, верхушка, ружье, гончих, экзамен, зайчат, уму-разуму.
- Подведение итогов урока.
Чем мы сегодня занимались? Зачем нам это нужно? Каково практическое применение навыка письменного пересказа?
2 урок – написание изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.
Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....
Конспект урока в 5 глухом классе " Подготовка к творческому изложению с продолжением"
Творческое изложение - наиболее эффективный метод, направленный на развитие связной письменной речи учащихся. В конспекте показаны особенности работы над изложением в специальной (коррекционной) школе...
Конспект урока. Изложение "Дорога в бессмертие"
Предлагаю вашему вниманию разработку урока для учащихся 8 класса, используемую при повторении знаний об односоставных предложениях. В основу предполагаемого текста положены газетные материалы, рассказ...
Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).
Данная технологическая карта к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...
Конспект урока. Изложение "Старый скрипач".
Конспект урока. Изложение "Старый скрипач". Содержит подробное описание подготовительной работы над текстом, информацию о памятнике А. С. Пушкину на Тверской улице (скульптор А. М. Опекушин)....
Конспект урока. Изложение "На Чёрной речке" 9 класс
Конспект урока содержит подробное описание работы над текстом "На Чёрной речке"....
Урок: Изложение прочитанного текста (5 класс)
ЦЕЛИ:1. ДидактическиеЗакрепить понятие подробного изложение текста;Формирование умения строить письменный текст по аналогии с эталоном.2. РазвивающаяРазвитие мышления, элементов творческой деятельност...