Конспект урока в 5 глухом классе " Подготовка к творческому изложению с продолжением"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Кузьменок Татьяна Александровна

Творческое изложение - наиболее эффективный метод, направленный на развитие связной письменной речи учащихся. В конспекте показаны особенности работы над изложением в специальной (коррекционной) школе 1 и 2 видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_izlozheniyu_s_prodolzheniem.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 глухом классе

                  Тема:   Подготовка к изложению с продолжением

Цели урока:  I. Образовательные:

                  учить излагать текст своими словами, используя синонимичные выра-

                 жения;

                  учить дополнять текст последующими событиями, связывая их с основ-

                 ной мыслью всего текста;

                  повторить структуру повествовательного текста.

                II. Развивающие:

                  развивать умение раскрывать тему и основную мысль текста, отражать

                 основную мысль в заглавии;

                 закрепить умение составлять план и строить высказывание в

                 определённой композиционной форме;

                  развивать умение редактировать текст, совершенствовать написанное;

                  учить давать адекватную оценку своей деятельности.

               III. Воспитывающая:

                  воспитывать бережное отношение к природе.

               

               IV. Коррекционная:

                  исправлять ошибки в произношении и в связной речи при конструиро-

                 вании предложений.

               V. Диагностическая:

                  проверить уровень развития связной письменной речи учащихся к концу

                 учебного года.

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

                Учитель

                 Ученики

  1. Организационный момент. Орфоэпическая разминка

  Проверка готовности учащихся к уроку.

  Предлагает учащимся произнести правильно слова, написанные на таблице. Как следует произносить безударную о?

 

                                                     До леса, дорога, под ней, под берёзой.

 Безударную  о  надо произносить как звук, близкий к а.

            2.Формулирование целей урока

  Сегодня мы будем готовиться к изложению. Прочитайте на доске тему урока и ответьте, какое изложение будем писать.

  Ориентирует учеников на то, что сегодня они будут не просто писать изложение, близкое к тексту, но и будут самостоятельно завершать текст.

  Читают тему, выделяют слово «с продолжением»

  1.  Операционно-исполнительный этап

  1. Вступительная беседа о правилах поведения на природе, о бережном отношении к ней

 

  Беседу ведёт «маленький учитель», которому выдаётся карточка с вопросами. Он задаёт вопросы классу и выслушивает ответы одноклассников, корректирует их.

                         2.Чтение текста

  Целевая установка перед чтением: подумайте, как сформулировать основную мысль в тексте.

Текст см. приложение

                  3.  Содержательный анализ текста

  Для выяснения уровня понимания текста предлагаются вопросы:

  1. О ком и о чём этот текст? Сформулируйте тему.
  2. Как поступили мальчики?
  3. Что могло случиться с берёзой после этого?
  4. Сформулируйте основную мысль.
  5. Озаглавьте текст (для слабых учеников предлагаются названия из которых надо выбрать то, которое отражает основную мысль).

Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают варианты заголовков.

Слабые учащиеся выбирают из предложенных учителем заголовков: «Берёза», «Мальчики у берёзы», «Сделали плохо».

            4.  Языковой анализ текста и словарная работа

  Прочитайте первый абзац.

  Задаёт вопросы классу:

  1. Где росла берёза?
  2. Какие ещё прилагательные можно подобрать к слову берёза?
  3. Какую пользу людям приносила берёза?
  4. Говорите своими словами. Запишите новое слово: путники- люди в пути.

  Прочитайте второй абзац.

  1. Кто такие мальчуганы? Как можно заменить это слово?
  2. Откуда и куда они шли?

  1. Запишите: вязанки хвороста – сухие ветки для топки печки.
  2. Что сделали мальчики?

  1. Скажите своими словами

  Выясняет, понятно ли детям слово «печурка». Объясняет, что печурка – это маленькая печь и предлагает разобрать это слово по составу.

  1. Где ребята сделали печурку?

  Читают текст по абзацам.

 - У самой дороги росла зелёная берёза.

 - Кудрявая, раскидистая.

 - В жару многие путники отдыхали под ней.

 - В жаркую погоду люди прятались в тени под ней.

 - Мальчики, ребята.

 - Мальчуганы шли домой с вязанками хвороста.

 Читают: Уселись они под берёзой и развели костёр.

 - Мальчики сели под берёзу и разожгли огонь.

  Печурка  -  печь

 - У самых корней берёзы.

                  5.Упражнение в перефразировании

  Раздаёт карточки и предлагает к выражениям из текста подобрать другие варианты.

  Выполняют задания на карточках


                 Карточка 1

  Словами книги


 У самой дороги росла зелёная берёза.

 

 В жару путники отдыхали в тени под ней.

Уселись они под берёзой и развели костёр.

  Своими словами


         …

          …  

          …

                    6.Работа над продолжением текста

 

  Ориентирует на то, чтобы учащиеся вспомнили структуру рассказа, назвали части повествовательного текста.

  1. Сколько частей в нашем тексте?
  2. Какой части не хватает?
  3. Следовательно, третью часть вы должны придумать и дописать самостоятельно. Подумайте, о чём можно написать в третьей части.

  Записывают структурную схему повествовательного текста.

А.  Вступление (начало действий).

Б.  Развитие действия.

В.  Заключение.

 - Две.

 - Заключения.

 

  1. Прочитайте ещё раз, где именно ребята сделали печку?
  1. Если на корнях развести огонь – это им повредит?
  2. Что станет с растением?

  1. О чём бы вы написали в третьей части? Что случилось с берёзой весной?

- У самых корней.

 - Да, они обгорят.

 - Оно погибнет, так как корень- очень важная его часть.

  Выслушиваются варианты третьей части.

                                7. Составление плана

    Составьте план.

  Читают текст по абзацам, ищут главное предложение в каждой части, придумывают названия к пунктам плана, связывая их с основной мыслью текста.

                  План

  А.  Какую пользу приносила берёза.

  Б.   Как мальчики погубили берёзу.

  В.   Берёза погибла.

                  8. Устный пересказ по плану 

  Один ученик рассказывает первую часть, другие следят и дополняют. Аналогично строится пересказ 2 и 3 частей.

  1.        Итоговый этап.

  1. Что главное в тексте? Как поступили мальчики?
  2. Чему научил нас текст?

Мы подготовились к изложению и на втором уроке напишем его.

 - Они сделали плохо, погубили дерево.

 - Бережному отношению к природе.

                                         Самооценка

   Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы:

  1. Как ты отвечал устно?
  2. Как ты работал по карточке?
  3. Как ты составлял план?

 

  Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

                      ПРИЛОЖЕНИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА.

                             

                                        №1.

                         Карточка для вступительной беседы.

  1. Как нужно вести себя на природе?
  2. Как нужно относиться к деревьям и кустарникам?
  3. Можно ли жечь костры в лесу? Почему?

                                       №2.

                                       Текст.

     Из деревни до леса дорога шла через поле. У самой дороги росла зелёная берёза. В жару путники отдыхали в тени под ней.

     Но вот однажды осенью мальчуганы шли домой с вязанками хвороста. Уселись они под берёзой и разожгли костёр. У самых корней берёзы сделали печурку и стали печь картошку.

     Наступила зима, а за ней и весна пришла…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного стиля. урок русского языка в 6-м классе...

конспект урока в 9 классе "Подготовка к огэ.Вопрос№5

конспект урока  по русскому языку "подготовка к огэ.Вопрос№5"...

Конспект урока в 7 классе "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"

Материал содержит конспект урока "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"...

Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...

Конспект урока для 5 класса :Подготовка поверхности для выжигания

Конспект урока по трудовому обучению (столярное дело)....

Урок в 9 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Урок в 9 классе "Подготовка к сжатому изложению"...

Конспект урока в 6 классе «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».Класс: 6....